В данной статье мы попытаемся проанализировать правовые памятники, созданные народами Алазанской долины в пределах XVIII века. В указанное столетие в землях Алазанской долины существовал знаменитый на Кавказе Джаро-Белоканский союз общин. Позже в 60-х годах XIX столетия, здесь царской администрацией был создан Закатальский округ. Больше половины населения, проживающего в Белокано-Закатало-Кахском участке данного региона в основном с древних времен, составляли и составляют народы нахско-дагестанской семьи. Наиболее многочисленны из них аварцы, цахуры причем эти народы расселены именно в Алазанской долине.
Вопросы теоретического и практического характера в области мусульманского права и их взаимосвязь с местными обычными нормами и влияние ислама и шариатских религиозных канонов на социально-правовые отношения у народов Алазанской долины мало изучены и до настоящего времени не были предметом специального исследования. Поэтому, приступая к изучению этой проблемы, нам приходится зачинать многое впервые. Такое положение ставит перед нами целый ряд трудностей. Вместе с этим несомненно, что почва для подобного исследования подготовлена многочисленными публикациями и научными исследованиями предыдущих столетий.
Актуальные вопросы, требующие своего детального изучения, рассматривались в общих чертах не только в дореволюционной историографии, но и в советской исторической школой, а также в трудах дагестанских и зарубежных исследователей. Было бы целесообразно, более конкретизировать разницу между понятиями обычное право и адат, также являвшийся обычаем. Общеизвестно, что норма обычая (адата) может стать обычным правом только тогда, когда этот обычай возводится в закон. Отдельные нормы адата никогда не были возведены в закон (например, обычай вставать при входе в комнату старшего и др.), и по этой причине они не становились нормами обычного права.
К обычному праву относятся нормы, рассматривающиеся обществом как обязательные, невыполнение которых вызывает определенные репрессивные меры к нарушителям. Следует отметить, что в дагестанских языках существуют для обозначения понятия "обычное право" свои особые термины. Так в аварском языке этот термин передается в форме батл (балъ), который является эквивалентом арабских слов: урф, адат или адл.
Веками сложившийся правовой порядок горцев представлял единую юридическую систему, различие адатов дагестанских народов объяснялось неодинаковым уровнем социального развития. Многочисленные общинные адаты, определяя весь уклад жизни горцев, до минимума ограничивали сферу самостоятельных действий личности, что было на руку социальной верхушке, стремившейся снизить активность трудящихся и тем самым держать их всех в своем повиновении.
Какова же была общественная жизнь горцев после распространения и утверждения ислама и религиозных правовых норм? Как регулировался общественный быт горцев после внедрения мусульманской юриспруденции - шариата? Известный российский исследователь XIX века А.И. Комаров отмечает, что арабы, появившись в горах, начали проповедовать учение Мухаммада. Хотя оно быстро распространилось среди горцев, тем не менее, оно не было принято ими во всей полноте. По мере укрепления позиций ислама внедрялся в регионе и шариат. Шариат имел прогрессивное значение в жизни горских племен, т.к. адат уже не справлялся со стоявшими перед ним задачами, и мало того, он стал настоящим препятствием к поддержанию внутреннего порядка и спокойствия.
С принятием ислама появилось много новых отношений, для которых старые адаты не подходили. Поэтому по прошествии нескольких столетий, право разделилось на суд по шариату и суд по адату. По шариату стали решать все дела, касающиеся религии, семейных отношений, завещания и некоторых гражданских исков. Уголовные же дела, по нарушению права собственности, общественных постановлений продолжали решаться по прежним адатам.
К адатам прибавились и обычные нормы, определяющие наказания за некоторые преступления и поступки против религиозных правил. Кроме суда по адату и шариату заняло решение некоторых гражданских дел вели по маслаату, т.е. при помощи посредников. Комаров А. И. отмечает, что главными причинами сохранения суда по адату были следующие:
а) сохранение адата было выгодно для самих правителей, которые не имея в начале достаточной силы и средств к уничтожению суда по адату, в последствии сами нашли в нем поддержку и упрочение своей власти.
б) слишком строгие наказания, определяемые религией.
Со вторым утверждением исследователя вряд ли можно согласиться, хотя бы потому, что благодаря влиянию шариата наказание за убийство, к примеру, согласно положению о "кровной мести", относилось к самому виновнику: шариат запрещал, вопреки правилам адата, сжигать дома родственников убийцы и изгонять их из села. Можно сказать, что, под влиянием шариатских правовых норм в регионе стало больше справедливости и гуманности.
В течении большого периода времени в Алазанской долине достаточно разумно сочетались определенные нормы древнего обычного права с мусульманским законоположением - шариатом. Следует учесть, что в конце XVII и XVIII веках в эпоху утверждения ислама и религиозных норм в Джаро-Белоканах, в общественно-политической и социальной жизни важную роль играли старшины - кевхи, и духовные лица- кади. Вплоть до начала XIX века власть в регионе находилась в руках сельской светской верхушки и мусульманского духовенства.
В середине XVIII (1752 год), века высшие духовные и светские лица Джаро-Белокан, в первую очередь джарцы и представители других обществ, крупных и маленьких сёл, соседних краев собрались в местечке Агдам. Целью этого схода являлась систематизация существующих здесь обычно-правовых норм и согласования их с обычаями и правилами своих предков и с религиозными нормами - шариатом. Все правовые нормы и постановления, принятые на этом сходе, вошли в историю под называнием "Постановления собрания в Агдаме", которые можно отнести к первому правовому памятнику Джаро-Белоканских горцев. Здесь уместным будет, охарактеризовать ряд правовых норм принятых во время Агдамского схода. Отметим, что данный юридический документ опубликован.
Текст начинается с восхваления Господа-Создателя и Его пророка - "Во имя Аллагьа Милостивого, Милосердного! Хвала Аллагьу, Господу миров". Да будет благословление и мир над лучшим из творений Всевышнего - Мухаммадом, да благословит его Аллах и приветствует! Далее, дается разъяснение к тексту и о цели этого собрании, в частности в нем говорится: Около Агдам в конце славного месяца сафар 1165 года по хиджри, джарцы и представители прочих поселении собрались, чтобы упорядоточить правила и обычаи наших предков, существующих здесь до появления Шах Аббаса Персидского, и по настоящему согласовать эти нормы с нормами мусульманского шариата - дела Мухаммада" :
Итак, жители этой страны согласились:
Если в деле об убийстве обнаружится, что убийца- человек, имеющий сыновей, братьев или каких- либо иных близких людей, с которыми не был у него произведен раздел (имущества), и не развели их еще в разные стороны,- то есть названные сыновья, братья и близкие люди, являются еще для убийцы "соучастниками" (шарик) в деле обладания им движимым и недвижимым имуществом,- все они будут одновременно являться и "соучастниками" в его делах, касающихся пролития чужой крови, а это означает сожжение их домов, изгнания их на чужбину и так далее.
Жители этой страны согласились:
Заключение браков отдается в руки муллы (кади) данного конкретного села, с правом проведения бракосочетания по правилам того из существующих четырех мазхабов, которого это мулла придерживается. Если же брак будет заключен на основании правил мазхаба другого- и из за этого возникнет тяжба, которая перерастает в спор между лицами, вступившими в брак, то сельский мулла обязан расторгнуть такой брак и, таким образом, решительно и резко воспрепятствовать общению мужа - господина (джанаб) и женщины, сеющей раздор (муфсида).
Жители этой страны согласились также:
Брать двенадцать туманов в качестве штрафа с человека, который "сохранил" при себе из числа наших мест - райатов, кто убил своего господина (сайиид), своего господину-агу.
Мы охарактеризовали несколько пунктов из "Постановления" Агдамского схода. Интересно что в тексте говорится, о существовавших нормах до появления Шах Аббаса Персидского. Надо иметь виду, что крепость Агдам, как и некоторые равнинные крепости Алазанской долины, была возведена во время правления Шах Аббаса I, последний после прихода к власти начал реформировать всю систему власти, в частности и судебную. Это, наверное, коснулось и жителей данной зоны, и они решили систематизировать правовые нормы и обычаи в своих предков. Но не исключено и то, что местные народы видели в лице сефевидов - последователей Шах Аббаса I, как завоеватели, и существующие местные нормы-адаты начали играть отрицательную роль на пути борьбы с завоевателями, что заставило их собраться и систематизировать обычных прав существующих до прихода персидского шаха. Хотя, нельзя отрицать и тот исторический факт, что Шах Аббас I в начале XVII века, поддерживал частные набеги горцев из Голода в Алазанскую долину.
Резюмируя наше сообщение, хочется отметить, что научная разработка обычного права - адата как одного из исторических источников истории дагестанских народов имеет большое значение для характеристики общественно-экономического строя, в частности для раскрытия специфики феодальных отношений.
С другой стороны, несмотря на бесконечные войны, охватившие Джаро - Белокан в XVII-XVIII веках, эти правовые нормы являются свидетельством того, что наши предки, жившие много столетий назад, были людьми, стремившимися к спокойной и мирной жизни. Они учитывали специфику эпохи и местные нравы. Старались регулировать человеческие отношения не только внутри своей общины, но и с соседями. Нормы, принятые в Агдаме 1752 году джарскими старшинами, как дагестанские правовые памятники, является аналогам европейских правовых кодексов таких как "Салическая правда" у франков, и "Судебник" у грузинских князей, так и "Йаса" у монгольских ханов. Это дает нам возможность полагать, что Джаро-Белоканские законотворцы, как и дагестанские знали правовые нормы разных народов и использовали их в своей деятельности, которая строилась с учетом местных реалий.
The brief resume
Scientific development of a common law - an adat as one of historical sources of history of people Alazan valley is of great importance for the characteristic socioeconomic building, in particular for disclosing specificity of feudal attitudes. In clause socially - an economic and religious life of people of region questions also are reflected in an example of the-rules of law accepted and systematized usually in Agdam assembly of 1752. The rules of law accepted at this assembly, have become history under называнием " of the Decision of assembly in Аgdam " which can be carried to the first legal monument of region, and a being analogue of European and East codes.
Примечания.
1. Айтберов Т.М. О древнейших формах обычного права в Дагестане и об актуальных проблемах его изучения. Махачкала. 2004 г. С.5.
2. Там. же. С.7.
3. Ныне эта территория включает в себе Белоканский, Закатальский и Кахские районы АР.
4. Сулейманова С. "Хранители границ" в северо-западных пределах Азербайджана // Elmi arasdirmalar. Baki, 2004. 1-2 ("VI-Buraxilis").
Выпуск - VI. (на азерб. языке) С. 32.
5. Айтберов Т.М. О древнейших формах. С.21.
6.Комаров А.И. Адаты и судопроизводство по ним (с приложением) ССКГ.т.1. Тифлис 1868 г. С.5.
7. Константинов О.И. Джаро-Белоканы до XIX века. Газета "Кавказ", 2.
8. Омаров А.С.Основные черты обычного права в Дагестане. РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф.3.оп.3.д. 105.
9. Местность Агдам расположена к юго-востоку от с. Джар Закатальского района АР.
10. Айтберов Т.М. Хрестоматия по истории права и государства Дагестана в XVIIII-XIX вв. Махачкала. 1999. Ч.I и II. С. 49-71.
11. Сулейманова С.А. "Законоположения Джаро-Белокана и Илису". "Известия" НАНА . Баку 2004г. №1.
12. Айтберов Т.М. Хрестоматия по истории. С. 49-71.
Автор: Халаев Захид Алиевич.,
Диссертант Института Истории, археологии
и этнографии Дагестанского Научного
Центра РАН. г. Махачкала.
Источник: сборник статей "Тарих ве онун меселелери", Баку, 2006, 8