| Сделать стартовой  |  Добавить в избранное | RSS 2.0
 |   | 
 
Поиск по сайту: Расширенный поиск по сайту   •   Аварско-русско-англо-турецко-арабский онлайн словарь:
Радио "Maarulal.Ru"
Слушать в Media Player Слушать в Winamp Слушать в Real Player Слушать в QuickTime Player
Статистика Радио

Новости сайта


Рейтинг новостей

Архив новостей


Партнеры
Наша Кнопка (размер 31X88)

Разместите на своем сайте нашу кнопку, а в ответ мы разместим Вашу кнопку или ссылку!
Получить код Кнопки Flash
Получить код Кнопки Gif


Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
 
» Кавказские предки: связь эпоса и истории
7 июля 2015 | История | добавил(а): M_Shah Awar | Просмотров: 4237
Кавказские предки: связь эпоса и истории Невозможно исключить связь мифа или эпоса с историей. Но не всегда стоит понимать под рассказами о легендарных этнархах конкретные исторические события. Порой под героическими поступками легендарных первопредков может скрываться, как реальная история, так и метафора, за призмой которой вершатся более масштабные дела, в которые вовлечены целые империи и региональные державы.


Возможно, эпос о восьми братьях передает какую-то часть реальной истории, когда сыны Тогармы были вынуждены встать бок о бок против царя-деспота, но слишком уж смутны события тех лет, чтобы представить их воочию. Тем более, что Мровели следом за этим переходит к описанию противостояния братьев с «хазарами» или точнее со скифами, на чем сходятся мнения различных исследователей, так как хазар в ту эпоху не существовало. Это указывает на то, что, скорее всего, под битвой восьми братьев с Нимродом, подразумевается многовековое противостояние, объединившихся в единый племенной союз потомков рода Тогармы, – могучей Ассирийской империи.

Вероятней всего, история восхождения восьми таргомосианских братьев, описанных в летописи «Жизнь картлийских царей» Леонтия Мровели, берет свое начало с момента подпадания царства Митанни под зависимость Ассирии, а вернее с момента освобождения потомков хурриев Митанни из под власти ассирийских царей. В «Картлис Цховреба» говорится, что восемь братьев: Гаос, Картлос, Бардос, Мовакан, Лек, Эрос, Кавкас, Эгрос «были порабощены героем Небротом — первейшим царем всех стран». Затем они свергли иго, и  в открытой битве победили царя Нимрода и его войско. В летописи это описывается так:

«Как только появились воины небротовы, вышли им навстречу семеро героев-братьев Гаоса с мощной ратью. За ними стоял [сам] Гаос во главе могущественного войска. И произошла меж ними битва жестокая, подобная разбушевавшейся стихии. Пыль от ног их — словно облака густые; блеск доспехов их — словно молнии небесные; клики уст их подобны громовым раскатам, множество стрел и взметнувшихся камней — словно град жестокий и потоки крови их — словно ливни грозовые. Была великая битва меж ними, и с обеих сторон пало множество воинов.
Гаос стоял за плечами героев своих и гласом зычным, как удары грома, воодушевлял и поддерживал их силы. Одолели тогда таргамосианы и истребили шестьдесят героев Небротидов и войско их. А семь героев-таргамосианов — Картлос, Бардос, Мовакан, Эрос, Лекан, Кавкас, Эгрос — остались живыми и невредимыми. Обретши победу, благодарствовали богу.»


Если и дальше проводить параллель между историей и мифом, в образе легендарного Неброда предстает сама Ассирийская империя, реанимированная на новом этапе своего существования, в результате успешной завоевательной политики саргонидов. Как известно в Книге Михея (5:6) Ассирия именуется «землею Нимрода». Нимрод же  - сыно Куша, внук Хама, согласно библейским и другим текстам являлся вавилонским царем, противником Авраама, а в его лице семитским и хурритским народам Ура, откуда великий патриарх и пророк ступил на землю Ханаана. В свою очередь, Ассирия являлась преемницей земного Вавилона – «царства нимродова». Таким образом, спутанные в летописи события, эпохи, исторические и мифические персонажи обретают свои параллели и прототипов в исторической хронике борьбы, восходившего на арену истории хурритско-урартийского союза под общим именем Урарту. Потеряв, свое прежде могущественное государство Митанни (Маитани), хурриты и близкие им племена (такие как алародии, субареи) уже под властью ассирийских царей продолжали вести борьбу за собственную независимость и право обладать своей государственностью. Потомки митаннийских хуррито-ариев, предстающих в легендарной истории Мровели в образе восьми братьев (сынов Таргамоса) и их родов, находившиеся в деспотической зависимости от ассирийцев, предприняли попытку объединиться в подобие племенных союзов, известных нам под общим названием Наири или Урарту. Это была первая прелюдия к масштабному противостоянию молодого государства Урарту и близившейся к закату Новоассирийской империи. В легендарной хронике те события могли быть описаны так, по крайней мере, мы можем сделать такой первоначальный вывод:

«Немного лет спустя Гаос призвал семерых братьев своих, собрал их и вещал: «Господь Всевышний наделил нас мощью и обилием племен. Отныне вспомоществованием создателя перестанем быть чьими-то рабами и не будем служить никому, как только создателю». Вняли ему семеро героев и утвердили решение то. Отступились они от Неброта и перестали платить ему дань.»

 На этот призыв и воинственные действия таршисских вождей «Хурри» последовал немедленный ответ ассирийского царя:

«Разгневанный Неброт созвал героев своих и всю подвластную ему рать и выступил против таргамосианов. Гаос [в свою очередь] призвал семерых [братьев] героев и все племена таргамосианов. Вспомоществовали им и некоторые другие племена западные. Собрал Гаос все [эти народы] и расположился у подножья Масиса. Неброт подступил к землям Адарбадагана, расставил здесь собственных воинов и выставил против таргамосианов большую рать во главе с шестьюдесятью героями.»

В истории это событие можно отнести к началу череды восстаний урартов (хурритов) против Ассирии, в самом начале успешно подавлявшихся ассирийскими войсками.
В хрониках, относящихся к царю Ассирии Салманасару I упоминается:

«В начале моего первосвященства возмутились против меня страны Уруатри. К Ашшуру и великим богам, моим владыкам, поднял я руки, устроил сбор моих войск. К скалам их гор могучих я поднялся; страны Химме, Уаткун, Баргун, Салуа, Халила, Луха, Нилипахри и Зингун, восемь стран с их воинством покорил я. Пятьдесят одно поселение я разрушил, сжёг, увёл их пленных и имущество. Все страны Уруатри склонил я в три дня к ногам Ашура, моего владыки. Их детей я выбрал, взял себе для услужения <…> тяжёлую подать гор я навеки возложил на них».

Из истории нам известно, что и последующие ассирийские цари одерживали победы над урартами. Военные походы Салманасара III (859-824 до н.э.) оттягивали освобождения урартов+хурритов из под ига империи.
Обратим внимание, что «восемь стран», указанных в хронике, интересным образом здесь совпадают с количеством вождей хурритско-урартийских племенных союзов, известных еще под общим именем Наири, исторически связанным с государством Маитани. Неслучайно в энциклопедических статьях прямо указывается на то, что «население Урарту включало в себя большой массив хурритского населения, возможно и обозначавшийся ассирийцами словом «Наири», оставшийся после распада государства Митанни.»

В конце IX века до н.э. в Ассирии завоевывает свои позиции вавилонская культура, ассирийские цари и империя в целом, предстают в сознании поздних народов Урарту, а также в общекавказском эпосе, в образе коллективного владыки Неброта. Неспроста «многие ученые рассматривают Новоассирийское царство как первую империю в истории человечества», что снова пересекается с образом Нимрода – первого, согласно мифу о нем, царя в истории.

Наконец, в первой половине VIII в. до н. э. – Ассирия теряет часть своих владений под сокрушительными ударами Урарту. Хурриты Митанни, вернее их потомки, и новоявленные урартийцы отвоевывают свои позиции у извечного противника. Эти события происходят в период царствования трех сыновей Адад-нерари III.
 
«Когда же Неброт узнал [об этом, он] двинулся на Гаоса со всеми собственными силами.
» – продолжает вещать Мровели – «У Гаоса не было войска, равного [войску] Неброта, [но] укрепился он в теснинах Масиса. Подступил Неброт к ним снизу; был он закован в железо и медь с ног до головы. Взошел он на [одну из] гор, дабы вещать Гаосу и призвать к покорности и признать его [Неброта] по добру. Гаос же сказал героям своим: «Крепите мне тыл мой и пойду я на Неброта».
И пошел он, и сошелся с Небротом лицом к лицу, и выпустил стрелу, и поразил Неброта в покрытую медью грудь, и пронзил его насквозь. Тогда пал Неброт и бежал вспять лагерь его. И обрели свободу племена Таргамосианов. А Гаос сделал себя царем над братьями своими и над прочими племенами - порубежниками своими. И все семь этих братьев разошлись по своим странам и были покорны Гаосу. Мы же по сие место описали повесть о восьми этих братьях.»


Изучая этот вопрос в контексте традиционной истории, мы находим интереснейшие сведения:
 
«Адад-нирари и его мать Шаммурамат провели ряд походов на восток; в 809г. до н.э. - против Мидии, в 807г. до н.э. - против Манны, где столкнулись с войсками урартского царя Минуа, также претендовавшего на гегемонию в этой стране. Против Манны и урартов был направлен и поход следующего (806 г. до н. э.). Об этих походах известно лишь из их краткого перечня в «списке эпонимов» и из, немногим более пространной, торжественной надписи найденной в городе Нимруд…».
 
И вновь Нимруд – древний город в Месопотамии, основанный в XIII веке до н. э. Салманасаром I, и являвшийся одним из значимых центров Ассирийской империи. Этот город связывают с библейским царём Нимродом, внуком Хама.
Тут эпическое противостояние Гаоса и его семерых братьев с Небротом получает дополнительное значение, отображаясь в конкретных исторических событиях тех лет.

«Но, как и при его отце, главным противником Ассирии при Адад-нирари оставалось государство Урарту. Около 802—801 гг. до н. э. урартский царь Минуа захватил под свой контроль Манну и воздвиг или восстановил там крепость Мешта (совр. Таш-Тепе, недалеко от Миандоаба), как о том свидетельствует найденная там его надпись. Адад-нирари воевал с ним четыре раза южнее озера Ван, в Хубушкии (в 801, 791, 785 и 784 гг. до н. э.), раз около г. Лушиа (тоже на севере Ассирии) в 798 до н.э. и раз в долине Верхнего Евфрата в стране Киску (786 г. до н. э.), но не имел успеха.»

В итоге государство Урарту состоялось, дав развитие в своем лоне многим народам, наследовавших земли от северо-переднеазиатского (Урартского) нагорья до границ Северного Кавказа и Закавказья. В этом явлении в том числе, и была историческая и культурная роль этого государства, определившая дальнейшее становление народов Большого Кавказа, формирования их культурно-исторической и в немалой степени этнической общности.

Однако основные опасности поджидали пракавказские народы впереди.
После восхождения на трон Тиглатпаласара III (745—727 гг. до н. э.), захватившего власть в Ассирии в ходе гражданской войны, - Урарту подвергается новым разрушительным атакам со стороны ассирийских войск.
 В 735 году до н. э. ассирийцы вторгаются в пределы соседнего государства, но встречают отпор на своем пути. Взять штурмом столицу Тешпу Тиглатпаласару III не удается, после чего он подвергает жестокому разрушению большую часть страны.
 
Известно, что аккадцы называли хурритов субареями. Страна Субарту во всех хрониках тех лет фигурирует рядом с Урарту. Возможно, что это лишь этнический симбиоз, слияние хурритов и субареев в рамках общего государства, входившего на разных этапах своего существования в состав многонационального Урарту. Известно, что Саргон II вел войну против Субарту, что прямым образом сказывалась на безопасности и стабильности государства Урарту.
В этой кампании урартское войско терпит поражение, которое наносит ему, взошедший на трон ассирийский царь. Царь урартов Руса I спасается бегством. Урарту, наряду с мелкими царствами, входившими в общую коалицию, подвергаются мощнейшим атакам саргонских войск, что, в конце концов, подрывает силы этого государства, заставляя его забыть о претензиях на роль региональной державы.

«В руки ассирийцев попали несметные богатства, а Урарту никогда уже не смогло оправиться от этого погрома и утратило свое значение сильной региональной державы своего времени.» – констатируется исторический факт.
Но в 689 году до н. э. в результате ошибочных действий Синаххериба (705-680 до н.э.)  на крайних рубежах империи возникают смуты и восстания, Урарту и другие государства, в том числе Субарту обретают независимость, о чем упоминается в хрониках «экспедиции Ассирийского царя против Субарту в 674г. до н.э. ».

Однако битва с Нимродом и его последователями продолжалась, начавшись с легендарной победы пракавказских этнархов над тиранией вавилонского царя.

В период правления Асархаддона (680-669 до н.э.) , воспользовавшись войнами с мидийцами, Элам и Урарту предпринимают вылазки на приграничные позиции ассирийцев. Несмотря на то, что эта отчаянная попытка не спасает Урарту от приближавшегося упадка и разделения его на несколько отдельных частей, родственные народы, скреплявшие костяк общего союза, продолжают дело своих праотцов на всей территории Великого Кавказа...




Автор: ©М.М.  Шахманов.
 


Примечания:

*«Нимрудская надпись, по всей видимости, была составлена в 802 г. до н. э., так как последним событием, упоминаемым там, был поход на Дамаск. Анналы Шаммурамат и Адад-нирари не сохранились. Из этой надписи известно, что к 802 г. до н. э. ассирийцы на востоке претендовали на господство в Эллипи (около Керманшаха), Хархаре, Аразиаше (к северу от Хамадана), в Месси, стране мидян, во «всей» Гизильбунде, Маннее, Парсуа, Аллабрии (верховья М. Заба), Абдадане, вплоть до Андии и Каспийского моря.» – статья СЭ.

*Родство хурритского языка с урартским, засвидетельствованным памятниками IX-VI вв. до н.э., было обнаружено уже Сэйсом [1890], Иензеном [1891] и подтверждено Фридрихом прежде всего в области лексики. Особый успех был достигнут в работах Дьяконова, а также и других исследователей, значительно точнее, чем прежде, выявивших степень родства обоих языков. С учетом этих результатов и данных о внутреннем развитии хурритского языка, а также диалектологии сегодня можно определенно сказать, что урартский язык не является более поздним продолжением хурритского. На самом деле, оба языка независимо друг от друга представляют собой ветви общего «праязыка» («прото-хуррито-урартского»), которые в третьем тысячелетии уже существовали раздельно. – Гернот Вильхельм. Древний народ хурриты.

*Вопрос о языковой принадлежности носителей древних культур Кавказа в целом и Дагестана в частности давно привлекает внимание ученых. Северокавказские языки, как считают исследователи, делятся на две семьи языков: восточнокавказскую (нахско-дагестанскую) и западнокавказскую (абхазо-адыгскую). Считается также доказанным, что к восточнокавказской семье принадлежат, кроме нахско-дагестанских, также хурритские и урартские языки (Старостин С. А., 1985; Дьяконов И. М., 1989). На этих, ныне мертвых, языках говорили в Передней Азии в 3–1-м тыс. до н. э.--- По мнению академика А. С. Чикобавы, «народы Дагестана, в том числе и аварцы, являясь носителями единого кавказского субстрата, находятся в генетическом родстве с языковой группой древних доиндоевропейских народов Малой Азии (хатты, или прохеты, хурриты, урарты и др.)». – М.Г. Магомедов.


Литература:
  • Леонти Мровели «Жизнь картлийских царей» – Издательство  «Наука» Москва – 1979. Перевод с древнегрузинского, предисловие и комментарии Г. В. Цулая.
  • Якобсон В.А. Новоассирийская держава./История Древнего мира. Расцвет Древних обществ.- М.:Знание, 1983 - с.21-44
  • Новоассирийское царство – статья СЭ.
  • Гернот Вильхельм. Древний народ хурриты.
 
 (голосов: 7)
| | Комментарии (1) | Распечатать
 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.


Поделиться:

Добавить страницу в закладки:
Добавить закладку в Бобрдобр Добавить закладку в news2 Добавить закладку в Memori Добавить закладку в Newsland Добавить закладку в СМИ2 Добавить закладку в Vaau Добавить закладку в Mister-Wong Добавить закладку в Newsvine Добавить закладку в Delicoius Добавить закладку в Slashdot Добавить закладку в Blogmarks Добавить закладку в Technorati Добавить закладку в Folkd


Если Вам понравилась новость поделитесь с друзьями :

Другие новости по теме:



 

#1 написал(а): wolkovich (19 июня 2017 22:42)

Современные армяне считают Урарту древним армянским государством. Сегодня в Екатеринбурге на тв есть даже передача "Наследники Урарту" котрая отражает жизнь и деятельность армян.


» Добавление комментария



Панель управления

ИМАМ ШАМИЛ
М.ХIамзаев
Aудио ТIехь
© maarulal.ru


Последние комментарии

Календарь
«    Август 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

Статистика

Опрос

Лучший из сайтов
Неплохой сайт
Устраивает ... но ...
Встречал(а) и получше
Совсем не понравился


  Главная  |  Регистрация  |  Правила  |  Библиотека  |  Фотогалерея  |  Видео и ТВ |  Обратная связь
© MAARULAL.RU 2009   Design by  Tsor-Studio.   Все права защищены
ALLDAG.ru    Rambler's Top100 Яндекс цитирования Система Orphus
 
Мнение администрации сайта может не совпадать с точкой зрения авторов статей !
При использовании материалов сайта, активная гиперссылка на сайт Maarulal.Ru обязательна!
При использовании материалов сайта в печатных СМИ, на ТВ, Радио - упоминание сайта обязательно!
Так же обязательно, при использовании материалов сайта указывать авторов материалов.