Статья посвящена истории расселения аварцев в современных пределах Республики Грузия. На основе письменных источников, а также полевого материала, собранного летом 2011 г., анализируется этнический состав левобережья Алазанской долины в XVII –XIX вв. и история возникновения отдельных населенных пунктов.
В начале ХVII века (1616 г.) большая часть населения Алазанской долины была выселена в Иран войсками Иранского шаха Аббаса I. Особенно значительный ущерб понесла столица Кахети – город Загеми, располагавшийся на территории современного Закатальского района АР, недалеко от аварского сел. Тала. Загеми являлся административным и торгово-ремесленным центром Кахети в ХVI –XVII вв. и одной из резиденций кахетинских царей. Население Загеми в количестве 3000 семей было поселено в Мазандеране [13: 230].
Это население, по донесениям посланца Ватикана Пьетро делла Валле папе Урбану VIII, было представлено «грузинами и черкесами, кои проживали в землях Теймураза, от них (грузин. – Х. Ш.) неподалеку и стали уже его вассалами, совместно с грузинами, с которыми жили они, породнившись... В царском войске насчитывается более тридцати тысяч грузин, некоторое количество черкес и малое количество армян, и все они ренегаты (мусульмане. – Х. Ш.)» [3: 362, 363]. «Черкесы» из Кахети преимущественно оказались расселены в Фарсе [14: 100, 101], где через их поселения в 1621 г. проезжал Пьетро делла Валле.
Современные грузинские исследователи Г. Жордания и З. Гамезардашвили склонны понимать под «черкесами» кабардинцев [6: 389]. Однако кабардинцы в значительном количестве на территории Грузии, особенно восточной, никогда не жили, да и в состав государства Теймураза не входили. Вместе с тем «Черкасией» и восточные, и европейские авторы в то время всегда называли весь Северный Кавказ с приморским Дагестаном, а черкесами почти все население Северного Кавказа [3: 185, 379].
Таким образом, со значительной долей уверенности можно утверждать, что под «черкесами» Пьетро делла Валле подразумевал именно христианское авароязычное население Кахети, находившееся под властью грузинских царей и подвергшееся в значительной степени языковой и культурной ассимиляции.
Стоит отметить и то, что к рубежу ХVII – ХVIII веков язычниками (живущими на границе современных Дагестана и Грузии) как для христиан, так и для мусульман продолжали оставаться только цунтинские аварцы. По данным турецкого источника ХVIII в. («Каиме» Бедреддин-заде Али-бея), «Дагестанский край, населенный мусульманами, у подножья горы Албуруз, делится на две части. Но в той местности проживает занимающееся кощунством племя по названию Зунта, [верование которых] не похоже на [верования] прочих гяуров, и они не являются людьми Писания»[8:80]. Таким образом, на территории Восточного Кавказа только «племя Зунта» (цунтинские аварцы) на начало ХVIII века являлось «гяурами», но не христианами или иудеями, относящимися к «людям Писания», а язычниками. Это обстоятельство служит для нас дополнительным доводом в пользу нашей версии об отождествлении «черкесов» Ирана с цунтинскими аварцами, жившими как в долине Алазани, так и на территории современного Цунтинского района, а возможно, с частью и Тляратинского (Анцух) района Дагестана.
Резюмируя вышеизложенное, отметим, что при помощи шаха Аббаса начавшаяся где-то за полвека до него аварская экспансия в Закавказье обрела более масштабный характер. Одновременно в северную часть левобережья Алазани из Пшави, Картли, Хевсурети, Тушети и других грузинских областей началась крестьянско-дворянская миграция. Видимо, в это время из верховьев реки Иори за Алазани мигрировали пшавы, которые, по преданию (об этом в Кварели рассказывали и автору), заложили селение Кварели, ныне город и административный центр одноименного района. Согласно Н. Г. Волковой, кварельцы, в начале ХIХ в. жившие в заалазанской Кахети, за несколько веков до этого находились в верховьях реки Иори. В ХIХ в. эта группа в хозяйственно-культурном отношении полностью слилась с кахетинцами, однако длительное время кварельцы продолжали ездить в Иорское ущелье на поклонение своему святилищу Лашари [1: 35, 181].
Граница между аварцами и грузинами к началу ХVIII века установилась западнее «Гавазской реки» и по реке Иори, что было зафиксировано в фирмане султана Османской империи Ахмеда III от 1728 года [15: 53, 54]. Б. Гусейнова пишет, что «сохранились исторические сведения, позволяющие допускать возможность существования мелких аварских населенных пунктов на территории Кварельского и Лагодехского районов Грузии с начала ХVIII века. Русские картографы того времени… называли нагорную часть нынешних Кварельского и Лагодехского районов территорией «гагмамахарских» или заалазанских аварцев. Они также фиксировали аварскую топонимику в самой верхней части западного («грузинского») склона Главного Кавказского хребта. Из их работ, на взгляд Б. Гусейновой, можно сделать вывод о существовании в указанной части Главного кавказского хребта каких-то мест, ранее обжитых аварцами и обозначаемых на картах как «урочища» [2: 25]. Такие поселения аварцев из Гунзиба, по преданиям старожилов, располагались в местностях Гъолоаниб (груз. Гъолояни, от гъоло – «разновидность травы»; авар. ЦIоронутон – «вблизи холодного родника») и Чадуниб (груз. Чадуниани – «папоротниковое»; авар. МахIлакатI). Уже в конце ХIХ в. часть гунзибцев осела в местности Урдалъ, расположенной на северо-западной окраине современного сел. Ахалсопели Кварельского района, на берегу реки Шоро-хеви (Шара-ор). Сезонное, летнее поселение гунзибцев, осевших на территории Кварельского района, было и в местности Цораъ, расположенной чуть выше по хребту от Чадуниб.
У анцухцев они имелись на очищенных от леса полянах, в верхней части хребтов в ущельях рек Аванис-хеви (Аван-ор) и Шоро-хеви. Об Анцухе русский офицер-разведчик писал в 1844 г.: «Большая часть (более 2/3) сего общества сходит на зиму со своими незавидными стадами на Алазанскую долину, где имеет свои мельницы на ручье Шорахеви (протекает по восточной окраине села Ахалсопели. – Х. Ш.), над которой есть небольшая площадка в лесу с кочевыми шалашами, называемая Хазал адатль» [9: 172].
Старики рассказывали, что туда переселились несколько семей из села Гьело в Гунзибской общине после того, как их селение было сожжено ихъал (тушинами), чей отряд был собран по всей Тушети. Туда же они увели уцелевшую часть населения Гьело. В момент нападения 3 большие семьи жили выше селения на летнем хуторе. Их потомство со временем осело в Ареши, а позднее, после возвращения из чеченской высылки в 1957 г., оказалось в селе Тхилисцкаро. Таким образом, если исходить из преданий гунзибских аварцев, в начале ХVIII века их предки осели в двух поселениях на горных хребтах, спускающихся к Алазанской долине, а столетием позднее – в ХIХ веке – обосновались в Ареши.
Однако, в отличие от той части алазанской долины, которая вошла в состав Азербайджана и где аварское население проживало оседло, в современной грузинской ее части аварское население было представлено в массе своей общинами, которые 9–10 месяцев в году жили в приалазанских селениях, а 2–3 месяца – в горных селениях на территории Дагестана. В горы обычно приезжали весной, засевали поля, снимали урожай и к осени, к первым снегам спускались в свои равнинные селения. Однако и в данном случае перекочевка не была полной, в обоих случаях был постоянно живущий на равнине или в горах значительный контингент населения. При этом селения, которые были расположены в долине Алазани, население воспринимало как свои хутора, а горные селения – как метрополии.
Образование этих населенных пунктов на левобережье Алазани, по мнению представителя руководства ДАССР г. Мадиева, нужно отнести к «далекому прошлому, когда и Прикаспийская низ-менность ДАССР, и левобережная часть реки Алазани не были заняты постоянным населением. Неблагоустроенность в прошлом этих мест, жаркий болотный климат, комары, малярия не благоприятствовали образованию поселений. К тому же левобережная часть реки Алазани долгое время была ареной борьбы между народами Закавказья и племенами Дагестана, почему долго оставалась незаселенной. Но отдельные смельчаки-горцы, скотоводы проникали сюда, главным образом в лесные районы и, захватив лучшие места, устраивали вначале «кутаны», а в периоды длительных перемирий и казмаляры. Захваченные земли, очищенные от леса полянки для посева, устройство казмы составляли собственность захватчика. Причина выхода с гор на плоскость была, как и теперь, одна – недостаток кормов в зимний период в горах. Точных данных о времени возникновения казмаляров населения Бежитинского, Тляратинского и Шубахского с/советов Тляратинского района ДАССР в Кварельском районе Грузии нет. По преданию, народность аварского племени капучины считает территорию левобережной части реки Алазани своей» [7: 37, 118, 120]. Однако такая система хозяйствования была нарушена с приходом Российской империи в Закавказье и началом войны с имаматом, социальную основу которого составляли аварцы и чеченцы, о чем, в частности, сообщает З. Т. Плиева [11].
Естественно, народ, который поставлял большинство представителей руководства и военного контингента воюющего с империей имамата, особым расположением у нее не пользовался. Соответственно, аварцы, воспринимавшиеся в Закавказье как минимум в качестве неблагонадежного элемента, начали испытывать на себе мощный прессинг госаппарата. Обернулся он в данном случае лишением большинства сельскохозяйственных угодий, которые начали присваивать в первую очередь представители грузинской аристократии, для которых прежде сдерживающим моментом являлось наличие сильного и организованного военного аппарата у аварцев, обычно управляемого нуцалом (наиболее яркой личностью из их числа можно назвать Умма-хана Великого, жившего во второй половине ХVIII в.). В течение всего ХIХ века проводилась политика постепенного изъятия земель у аварцев и присвоение их большей частью офицерами царской армии. К примеру, были отобраны земли горных аварских обществ, использовавшиеся ими в качестве зимних пастбищ: у «капучинцев» – «местность выше кордонной линии от Аванис-хеви до реки Картубань»; у тлебельцев – «от Картубань до Мацимис-хеви», у Анцуха – «от Аванис-хеви до Леляшского поста и несколько десятин земли на левом берегу Аванис-хеви близ самого села Старый Гавази до Чапарского поста» [12: 13]. Такая политика проводилась и далее, с прицелом на земли, занятые самими поселениями, что вызвало протест со стороны аварских общин и обращения в официальные органы. Поверенные от обществ западного Дагестана к губернатору Дагестанской области писали следующее: «земли, которые хотели отнять от нас, с давних времен находились и находятся в нашем пользовании. Еще до покорения Дагестана, при грузинских царях, мы имели на них селения, мечеть, многие предки похоронены там, чему могут свидетельствовать могилы их» [12: 8]. Указываются и эти селения. Так, выше села Гавази при речке «Шорт-хеви» располагалось село Сипиани из «80 дымов и 4 мельниц». Далее Тебелджохи – из 50 дворов, Ареши – 31 двор, Бежаньяны, Тиви, Картубан и т. д. [12: 49]. Для разрешения этого вопроса местные власти создали комиссию. По ее данным, жители аварских обществ Дидо, Анцух и Капуча имели здесь с давних пор свои стационарные поселения с определенным количеством постоянных жителей [12: 126]. Однако проводимая политика не изменилась. По данным 1840-х годов, «в версте от Бежаньян (ныне сел. Ахалсопели), по дороге в укр. Кортубан, находится поселение Капучинцев, Анцухцов и Джурмутцев, живущих в ауле, который обнесен палисадом. Их тут до 250 семейств» [6: 196]. Этот «аул» «Бежаньяны» (на окраине современного села Ахалсопели) был создан в стратегических целях, по инициативе командования Лезгинской кордонной линии в 1848 г. Изначально здесь были поселены бежтинцы, но в начале 1850-х годов, чтобы освободить земли для вновь созданного села Ахалсопели, их сселили в другие селения, в том числе и в Ареши.
На «новых» землях начали возникать грузинские, осетинские и русские поселения. В частности, таким регионом стал Лагодехский район, население которого все без исключения составляют потомки мигрантов не более чем 130-летней давности. Только за первые 10 лет ХХ века здесь образовались 11 поселений с общей численностью к 1909 г. 4330 жителей. Всего на территории Лагодехского района на 1909 г. в 21 населенном пункте проживало 7947 человек, из которых 1949 – русских, 2028 – осетин, 2660 – имеретин, 870 – грузин (одно селение Шрома) и 440 – мусульман – аварцев, живущих в Кабали, но записанных, как обычно, «татарами» [5: 421]. Таким образом, вплоть до конца ХIХ века, не считая хуторов белоканских и горных аварцев, других населенных пунктов в этом микрорегионе не имелось.
Литература: 1. Волкова Н. Г. Этнические процессы в Грузинской ССР // Этнические и культурно-бытовые процессы на Кавказе. М., 1978. 2. Гусейнова Б. М. Расселение дагестаноязычных и других народов в восточном Закавказье в ХVIII – середине ХIХ вв. Махачкала, 2004. 3. Жордания Г., Гамезардашвили З. Римско-католическая миссия и Грузия. Тбилиси, 1994. 4. Иванишвили Х. Г. Из топонимии аварцев Кахетии // Дагестанская ономастика (материалы и исследования). Махачкала, 1991. 5. Кавказский календарь на 1910 г. Тифлис, 1909. Ч. I. 6. Лезгинская кордонная линия // Справочный энциклопедический словарь. СПб., 1853. Т. VII . 7. Мадиев Г. О назначении представителя ЦИК СССР в паритетную комиссию по рассмотрению вопроса об административном обслуживании жителей ДАССР в казмалярах Хочар-Хута, Инзеба, Находа, Келаки, Горбутль, Капучи, Тиви и Тебельджохи. 16 май 1933 г. // ЦГА РД. Оп. 21. Д. 28. (об). 8. Мамедов М. Г. «Каиме» Бедреддин-заде Алибея (перевод). Ч. 2 // Известия АН Азербайджанской ССР (серия истории, философии и права). Баку, 1988. №4. 9. Мочульский В. И. Война на Кавказе и Дагестан. 1844 г. // РГВИА . Ф. 846. Оп. 16. Д. 6528. 10. Петрушевский И. П. Государства Азербайджана в ХV в. // Сборник статей по истории Азербайджана. Баку, 1949. Вып. I: Путешественники об Азербайджане / сост. З. И. Ямпольский; под ред. Э. М. Шахмалиева. Баку, 1961. Т. I. 11. Плиева З. Т. Мюридизм – идеология Кавказской войны. Изд. 2-е, доп. Владикавказ: СОИ ГСИ, 2012; Плиева З. Т. К истории формирования российской национальной политики // Научный поиск в современном мире:Материалы 4-й международной научно-практической конференции. Махачкала, 2013. 12. Центральный исторический архив Грузии (далее ЦИА Г). Ф. 231. Оп. 1. 13. Bellan Lucien-Louis. Chah Abbas I. Paris, 1932 (на франц. яз.). 14. Pietro dela Valle. Travels in Persia // Voyages and Travels / ed. Be John Pinkerton. London, 1811. Vol. IX (на англ.яз.). 15. Сулејманова С. Загатала тарих-дијаршунаслыг музејинин XVIII – XIX әсрәләрә даир археографик сәнәдләри // Азәрбајҹан елмләр академијасынын хәбәрләри (Тарих, фәлсәфә ва һугуг серијасы). Бакы, 1990. № 4. (на азерб. яз.).
Автор: Шахбан Магомедович Хапизов 2016 год Источник: www.academia.edu |