| Сделать стартовой  |  Добавить в избранное | RSS 2.0
 |   | 
 
Поиск по сайту: Расширенный поиск по сайту   •   Аварско-русско-англо-турецко-арабский онлайн словарь:
Радио "Maarulal.Ru"
Слушать в Media Player Слушать в Winamp Слушать в Real Player Слушать в QuickTime Player
Статистика Радио

Новости сайта


Рейтинг новостей

Архив новостей


Партнеры
Наша Кнопка (размер 31X88)

Разместите на своем сайте нашу кнопку, а в ответ мы разместим Вашу кнопку или ссылку!
Получить код Кнопки Flash
Получить код Кнопки Gif

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
 
» Элдарилав из Ругуджа
14 декабря 2010 | Известные Личности | добавил(а): М. Лабазанов | Просмотров: 8047
Дагестан не напрасно называют Страной гор. Базар-Дюзю, Шалбуз-Даг, Гуниб-гора – вершины, известные на карте мира. Классик украинской литературы Т.Шевченко в поэме «Кавказ» писал:
«…За горами - горы, тучами повиты…»


Великий кобзарь, конечно, имел в виду и наши горы. Но не все тогда знали о народе, населяющем эти горы, его певцах-выразителях дум и чаяний горцев. Среди них были мыслители, которым суждено жить в сердцах народов. «Каждое такое имя - легенда», - говорил Расул Гамзатов.
У каждого поколения времени – свои поэты и стихи, но некоторые из них остаются на все времена. Именно таковы стихи Эльдарилава из Ругуджа.

Нет, пожалуй, другой горной страны Кавказа, которая за срок немногим более ста лет выдвинула бы одновременно такую крупную плеяду лирических поэтов, как Дагестан. К ней и принадлежал известный аварский поэт Эльдарилав, который являлся одним из зачинателей нового, демократического направления аварской литературы, внесший огромный вклад в ее развитие. Творчество Эльдарилава пользуется большой популярностью среди аварцев, хотя опубликованных в печати произведений мало.

Такие его произведения, как «Сон», «Меседо», «Дочь Алдана», «Песни строителей дороги», «Смерть поэта» и другие переведены на русский язык и опубликованы в различных сборниках.

В силу определенных культурно-исторических причин вся мощь литературного процесса в те годы сконцентрировалась в поэзии.
«Эльдарилав – первый аварский поэт, который считал занятие литературной деятельностью достойным всяческого уважения. Он всегда сам исполнял свои стихи и этим объясняется его популярность. В своем творчестве он проповедует идеи равенства, верности в любви. Любовь поэта к жизни, к земным радостям и гордость за свою профессию певца – вот что привлекает в его произведениях». (История Дагестана, том П).

Родина Эльдарилава с.Ругуджа Гунибского района. Это один из крупных аулов Нагорного Дагестана. Ругуджинцы всегда отличались исключительным трудолюбием, щедростью души и гостеприимством.
Но в то же время они выделялись строгостью в соблюдении законов шариата и адатного права.
Родился Эльдарилав в бедной крестьянской семье в 1847 году. На его надгробной плите высечена дата 1847-1882гг.
Отец Эльдарилава Аласул Муса был простым крестьянином. Семья была большая – 3 брата и 2 сестры. Детские и юношеские годы Эльдарилав провел так же, как и его сверстники, в мечетях муталимом. В мечетской школе дети горцев в течение 3-4 лет осваивали арабскую грамоту и учились писать. Муталимы в медресе основательно изучали арабский язык, литературу, теологию, логику, философию и алхимию.
Эльдарилав муталимствовал в Чохе, Согратле, Чарода, Куяда, Кикуни, Кудутли, Телетле, Батлаиче, Чиркее и в других аулах. Безрадостной была его жизнь, прошедшая в скитаниях, тем не менее эти годы оказали положительное воздействие и влияние на будущего поэта. Во-первых, владение арабским языком, знакомство с культурой и литературой арабского Востока способствовали духовному росту Эльдарилава. Во-вторых, бывая в различных аулах Дагестана, он изучал жизнь и быт различных слоев населения, что благотворно сказалось на его поэтическом мышлении, вырабатывало реалистические взгляды на жизнь.
Потом Эльдарилав работал мирзой (секретарем) наиба Хуршил Магомеда. Эта служба тоже положительно повлияла на развитие творческой мысли поэта. Эльдарилав был человеком богатой натуры, общительным, простым и скромным. За человечность его уважали повсюду.

Своим соперникам на зависть,
Обрел известность я кругом –
Не потому, что я красавец
Или слыву весельчаком.
А потому, что пел сердечно
Я о любви в своих стихах.
И больше всех меня, конечно,
Ценили девушки в горах.
Я был в аулах наивысших
И в Темир-Хан-Шуре бывал,
Красавиц сказочных на крышах
В нарядах ярких я видал.
Но в Чохе больше, чем где-либо,
Красивых видел я невест.
Влюбился там я в дочь наиба
Еще в минувший свой приезд…
(Перевод Якова Козловского)

Первое упоминание об Эльдарилаве в дагестанской литературе принадлежит перу народного поэта Гамзата Цадаса. В своей лекции «Махмуд из Кахаб-Росо», наряду с другими современниками и предшественниками Махмуда, он называет и имя Эльдарилава в числе талантливых поэтов. Он писал: «Я лично Эльдарилава не знал, но он был талантливым певцом, обладал большими способностями сочинять и петь песни. В его произведениях было много сатирического».

О жестокой судьбе Эльдарилава говорит писатель Николай Тихонов, который неоднократно бывал в Дагестане и в с.Гуниб приезжал на отдых. Он писал: «Молодой Эльдарилав из Ругуджа, отравленный врагами, умирая, слагает свои стихи и вкладывает в них всю свою страстную душу…»

Один из исследователей дореволюционной дагестанской литературы Б.Магомедов в своей книге пишет: «…Эльдарилав в своих произведениях отражал новые чувства, мысли и взгляды на женщину. По мастерству и реалистичности диалога Эльдарилав стоял выше Махмуда и Тажудина».
Исследователь дагестанской литературы и фольклора У.Далгат в своей книге «Фольклор и литература Дагестана» отмечает безусловные художественные достоинства и большое влияние Эльдарилава на развитие устного народного творчества. Она относит его к числу выдающихся дагестанских певцов-импровизаторов. Собиранием произведений Эльдарилава занимался современный аварский поэт О-Г.Шахтаманов, благодаря которому переведены на русский язык и опубликованы в книге «Дагестанские лирики» несколько произведений Эльдарилава.
Господствовавшая в Дагестане верхушка четко осознавала классовую противоположность и социальную непримиримость поэзии выдающихся горских поэтов существующему строю гнета и насилия. Об этом свидетельствует горестная и трагическая судьба дагестанских поэтов. В одном из своих выступлений Расул Гамзатов говорил:
- Одних певцов убивали из-за угла, как Махмуда, других отравляли ядом, как Эльдарилава, третьих в кандалах угоняли в Сибирь, как Ирчи Казака, четвертым выкалывали глаза, как Саиду Кохчурскому, пятым сшивали губы, как Анхил Марин. Список этот можно продолжить. В нищете и одиночестве, заброшенным всеми умер Батырай. На чужбине, с щемящей тоской по Родине, угас один из выдающихся поэтов Аварии Тажудин Чанка. Никто из них не видел ни одной напечатанной строчки своих творений, которые обрели бессмертие в памяти народной.

Рассказывают, что однажды в кругу знати Эльдарилава начали дразнить, что он не имеет жены (Эльдарилав, хотя ему было более тридцати лет не был женат. Он не хотел жениться ни на ком, кроме как на своей возлюбленной). Богатые даже сочинили стихи:

Эльдарилав, видно ты парень хоть куда,
Да вот жену-то ты себе не можешь найти.
На что Эльдарилав тут же ответил надменно:
Жену-то я мог бы любую найти,
Но зачем, ведь жены есть у вас.

Возмущенный Чохский наиб решил расправиться с непокорным поэтом. Пригласив Эльдарилава в с.Чох на свадьбу, его отравили. Эльдарилав пролежал дома несколько дней. О том, что с ним случилось, он никому не рассказал, кроме матери. Как утверждали очевидцы, лицо его, голова, побритая после отравления, были ярко-красными.

Гуляют шумно офицеры,
Пируют чохцы – молодцы,
И гордость их не знает меры.
Или впрямь бессмертные они.
Я встречен ими честь по чести,
Я обижаться не могу.
Сижу не на последнем месте
Я в их пирующем кругу.
На сердце у меня тревожно –
Вокруг соперники одни.
И пить, и есть я осторожно
Стараюсь то же, что они.
Был самовар – урод проклятый –
На край стола поставлен тут.
Гляжу, тревогою объятый,
Мне чашку чая подают.
«Чтоб зазвенел твой голос чудно,
Мол, чашку чая выпей, друг».
Я выпил. Петь мне стало трудно.
И бубен вылетел из рук…
(«Смерть поэта» (Перевод Козловского)

В расцвете творческих сил оборвалась жизнь поэта. Будучи муталимом в Чохе, Эльдарилав полюбил дочь чохского наиба, на которой решил жениться. Но об этом слышать не хотели родственники девушки, ибо на такую сделку с бедным они не хотели идти. Но страстная натура поэта была непоколебима, и он боролся ради любви до конца.

Смерть Эльдарилава была тяжелой утратой не только для ругуджинцев, но и для многочисленных его друзей, для всех тех, кто его знал. Эту всеобщую скорбь, возмущение позорным преступникам чохской знати выразили многие люди, ценившие Эльдарилава как поэта и певца.
Свои песни о нем сложила односельчанка Эльдарилава, известная певица, которой за подобные выступления против знати зашили губы – Анхил Марин.
Похоронен Эльдарилав в родном селении.

Магомед МУСАЕВ,
заслуженный работник культуры Дагестана,
член Союза журналистов России

 
 (голосов: 11)
| | Комментарии (1) | Распечатать
 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.


Поделиться:

Добавить страницу в закладки:
Добавить закладку в Бобрдобр Добавить закладку в news2 Добавить закладку в Memori Добавить закладку в Newsland Добавить закладку в СМИ2 Добавить закладку в Vaau Добавить закладку в Mister-Wong Добавить закладку в Newsvine Добавить закладку в Delicoius Добавить закладку в Slashdot Добавить закладку в Blogmarks Добавить закладку в Technorati Добавить закладку в Folkd


Если Вам понравилась новость поделитесь с друзьями :

Другие новости по теме:



 

#1 написал(а): Bobkat (5 июня 2011 00:16)

Имя великого поэта и человека Эльдарилава из Ругуджа будет жить пока существует на свете аварский народ, будут жить и его стихи в которых он воспевал любовь, честь, мужество, а так называемую "знать", которая его подло убила  люди будут вспоминают лишь с презрением.

Да и какое право имеют эти люди называться знатью, ведь всем известно за какие" подвиги" эти люди получали свои погоны, георгиевские кресты, медали, звания, богатство. По своему происхождению Эльдарилав наверняка был из хороших аварских узденей и с этой точки зрения он имел полное право свататься к девушке происходящей из рода таких же узденей, хоть и очень богатой.

 



--------------------

» Добавление комментария



Панель управления

ИМАМ ШАМИЛ
М.ХIамзаев
Aудио ТIехь
© maarulal.ru


Последние комментарии

Календарь
«    Сентябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 

Статистика

Опрос

Лучший из сайтов
Неплохой сайт
Устраивает ... но ...
Встречал(а) и получше
Совсем не понравился


  Главная  |  Регистрация  |  Правила  |  Библиотека  |  Фотогалерея  |  Видео и ТВ |  Обратная связь
© MAARULAL.RU 2009   Design by  Tsor-Studio.   Все права защищены
ALLDAG.ru    Rambler's Top100 Яндекс цитирования Система Orphus
 
Мнение администрации сайта может не совпадать с точкой зрения авторов статей !
При использовании материалов сайта, активная гиперссылка на сайт Maarulal.Ru обязательна!
При использовании материалов сайта в печатных СМИ, на ТВ, Радио - упоминание сайта обязательно!
Так же обязательно, при использовании материалов сайта указывать авторов материалов.