Повестка дня на XXI век
Принята Конференцией ООН по окружающей среде и развитию, Рио-де-Жанейро, 3–14 июня 1992 года
Раздел III. Укрепление роли основных групп населения
Глава 26. Признание и укрепление роли коренных народов и местных общин
Программные области
Основа для деятельности
26.1. Для коренных народов и местных общин характерна историческая привязанность к своим землям; как правило, их представители являются потомками исконных жителей таких земель. В контексте настоящей главы понятие «земли» охватывает также окружающую среду территорий, на которых традиционно проживают соответствующие народы. Коренные народы и местные общины составляют существенный процент общего населения планеты. На протяжении многих лет формировались и передавались из поколения в поколение целостные традиционные научные представления об их землях, природных ресурсах и окружающей среде. Коренные народы и местные общины должны в полной мере пользоваться правами человека и основными свободами, не сталкиваясь при этом с какими-либо препятствиями или дискриминацией. К сожалению, под воздействием факторов экономического, социального и исторического характера складывается тенденция к ограничению возможностей их полноценного участия в деятельности по обеспечению устойчивого развития на собственных землях. Принимая во внимание взаимосвязь между состоянием природной среды и устойчивым развитием и культурным, социальным, экономическим и физическим благополучием коренных народов, в рамках национальных и международных усилий по обеспечению экологически безопасного и устойчивого развития необходимо уделять должное внимание и содействовать повышению роли коренных народов и местных общин, а также признавать и укреплять эту роль.
26.2. Некоторые из задач, решению которых посвящены цели и мероприятия данной программной области, уже изложены в таких международно-правовых документах, как Конвенция о коренных народах и племенах (# 169) МОТ, и включаются в проект всеобщей декларации о правах коренных народов, который готовится Рабочей группой Организации Объединенных Наций по коренному населению. Проведение Международного года коренных народов мира (1993 год), провозглашенного Генеральной Ассамблеей в ее резолюции 45/164 от 18 декабря 1990 года, представляет своевременную возможность для дальнейшей мобилизации международной технической и финансовой помощи.
Цели
26.3. Правительствам при всестороннем сотрудничестве с коренными народами и, где это представляется целесообразным, межправительственными организациями следует направлять свои усилия на достижение следующих целей:
a) положить начало процессу повышения роли коренных народов путем осуществления ряда мер, включая:
i) принятие или укрепление соответствующей политики и/или правовых документов на национальном уровне;
ii) признание необходимости защиты земель коренных народов от видов деятельности, являющихся экологически небезопасными или, по мнению затрагиваемых коренных народов, неприемлемыми в социальном и культурном плане;
iii) признание значимости их ценностей, традиционных знаний и методов рационального использования природных ресурсов в целях содействия обеспечению экологически безопасного и устойчивого развития;
iv) признание того, что традиционная и прямая зависимость от возобновляемых ресурсов, включая получение устойчивых урожаев, по-прежнему сохраняет свою существенную значимость для обеспечения культурного, экономического и физического благополучия коренных народов и местных общин;
v) создание и укрепление национальных механизмов по урегулированию споров в связи с заселением земель и вопросами, касающимися рационального использования ресурсов;
vi) поддержка альтернативных экологически обоснованных методов производства с целью обеспечить многовариантность выбора способов повышения качества их жизни, с тем чтобы они получили возможность эффективно участвовать в обеспечении устойчивого развития;
vii) активизация деятельности по укреплению потенциала местных общин на основе освоения традиционных знаний, представлений и методов рационального использования ресурсов, а также обмена ими, с тем чтобы обеспечить устойчивое развитие этих общин;
b) создавать, по мере необходимости, механизмы в целях укрепления активного участия коренных народов и местных общин в разработке на национальном уровне политики, законов и программ, связанных с рациональным использованием природных ресурсов и другими процессами в области развития, которые могут оказывать на них воздействие, и обеспечения более активного выдвижения ими предложений, касающихся такой политики и программ;
c) вовлекать коренные народы и местные общины на национальном и местном уровнях в процесс осуществления стратегии в области рационального использования и сохранения природных ресурсов и других соответствующих программ, реализуемых в целях содействия осуществлению стратегий обеспечения устойчивого развития, в частности стратегий, предложенных в других программных областях Повестки дня на ХХI век.
Деятельность
26.4. Некоторые коренные народы и местные общины, возможно, испытывают потребность в упрочении, в соответствии с национальным законодательством, контроля над собственными землями, обеспечении более самостоятельного использования своих ресурсов, расширении участия в принятии затрагивающих их решений в области развития, включая, где это представляется целесообразным, участие в создании охраняемых территорий или управлении ими. Ниже приводится ряд конкретных мер, которые могли бы принимать правительства:
a) рассмотреть вопрос о ратификации и применении на практике существующих международных конвенций, касающихся коренных народов и местных общин (там, где это еще не сделано), и поддержать принятие Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций декларации о правах коренных народов;
b) принять или укрепить соответствующую политику и/или правовые документы, которые обеспечивали бы защиту интеллектуальной и культурной собственности коренных народов и их право на сохранение основанных на местных обычаях и сложившихся в области управления систем и порядков.
26.5. Организациям системы Организации Объединенных Наций и другим международным организациям, занимающимся вопросами развития и финансирования, а также правительствам следует, опираясь на активное участие коренных народов и местных общин, в случае необходимости, принимать следующие меры по обеспечению, в частности, учета ценностей, взглядов и знаний коренных народов, включая уникальный вклад женской части коренного населения, в деятельности по рациональному использованию природных ресурсов, в также в рамках способных влиять на положение этих народов политики и программ в других областях:
a) назначить в каждой международной организации сотрудника по координации и обеспечить проведение ежегодных межорганизационных координационных совещаний в консультации с правительствами и организациями коренного населения, по мере необходимости, и разработать для учреждений, занимающихся оперативной деятельностью, как внутреннюю, так и межучрежденческую процедуру оказания содействия правительствам в обеспечении согласованного и скоординированного учета взглядов коренных народов при разработке и осуществлении соответствующей политики и программ. Согласно этой процедуре коренные народы и местные общины должны получать информацию и привлекаться к консультациям, а также иметь доступ к участию в выработке решений на национальном уровне, особенно в том, что касается совместных усилий в региональном и международном масштабе. Кроме того, необходимо, чтобы в этой политике и программах находили всестороннее отражение стратегии, основанные на инициативах коренного населения;
b) предоставлять техническую и финансовую помощь на осуществление программ по укреплению потенциала в целях оказания содействия в достижении устойчивого самостоятельного развития коренных народов и местных общин;
c) укреплять программы в научно-исследовательской области и в области образования, направленные на:
i) обеспечение более глубокого понимания знаний и опыта коренных народов в области охраны и рационального использования окружающей среды и их применение для решения современных задач развития;
ii) повышение эффективности применяемых коренными народами систем использования природных ресурсов, например путем внедрения и распространения подходящих новых технологий;
d) сотрудничать с коренными народами и местными общинами в осуществлении стратегий в области рационального использования и сохранения природных ресурсов (например, таких, которые могут быть разработаны в рамках соответствующих проектов, финансируемых в рамках Глобального экологического фонда и Плана действий в области тропического лесоводства) и в других программных областях Повестки дня на ХХI век, включая программы по сбору, анализу и использованию данных и другой информации в целях содействия реализации проектов по обеспечению устойчивого развития.
26.6. Правительствам на основе всестороннего сотрудничества с коренными народами и местными общинами, по мере необходимости, следует:
a) создавать или укреплять национальные механизмы консультаций с коренными народами и местными общинами в целях учета их потребностей, а также их ценностей и традиционных и других знаний и практики в национальной политике и программах в области рационального использования и охраны природных ресурсов и других затрагивающих их программах в области развития;
b) сотрудничать, по мере необходимости, на региональном уровне в решении общих проблем коренных народов в целях обеспечения признания и укрепления их роли в обеспечении устойчивого развития.
Средства осуществления
а) Финансирование и оценка расходов
26.7. По оценкам секретариата Конференции, среднегодовая общая сумма расходов (1993–2000 годы) на осуществление мероприятий в рамках этой программы составит около 3 млн. долл. США, предоставляемых на безвозмездной или льготной основе. Эта смета расходов носит лишь ориентировочный и приближенный характер и еще не рассматривалась правительствами. Фактические расходы и условия финансирования, в том числе любое предоставление средств на коммерческих условиях, будет зависеть, помимо прочего, от конкретных стратегий и программ, решение об осуществлении которых будет принято правительствами.
b) Правовая и административная система
26.8. Правительствам в сотрудничестве с соответствующими коренными народами следует закрепить в законодательстве каждой страны права и обязанности коренных народов и их общин с учетом конкретной ситуации в каждой стране. Развивающимся странам, возможно, потребуется техническая помощь для осуществления этой деятельности.
с) Развитие людских ресурсов
9. Международным учреждениям по вопросам развития и правительствам следует выделять финансовые и иные ресурсы на образование и профессиональную подготовку представителей коренных народов и их общин в целях расширения их возможностей по достижению устойчивого самостоятельного развития, а также для обеспечения вклада в процесс достижения устойчивого и справедливого развития на национальном уровне и участия в нем. Особое внимание следует уделять укреплению роли женщин — представительниц коренных народов.
Когда достигнет аварская "элита" до уровня своих братьев лезгин?
Вопрос – предусматривает ли Рабочая группа комитета Государственной Думы по делам национальностей «О внесении изменений в Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» №42057-6 (см. сайт комитета http://www.komitet2-4.km.duma.gov.ru/.) внесение изменений касательно абзаца 3 п.1 статьи 1, т.е. привести Республику Дагестан в правовое русло Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации». Или другими словами, после внесенных Комитетом по делам национальностей Государственной Думы изменений в Закон, окажутся ли в Едином перечне РД и РФ более 14 действительно коренных и действительно малочисленных народов, проживающих тысячелетиями в Дагестане, которые не вошли в состав «конституционных народов Дагестана» из - за постановления Государственного Совета РД от 18.10.2000 г. № 191 «О коренных малочисленных народах Республики Дагестан», или они и далее будут, юридически считаться, «мертвыми» народами, существование которых в упор не видят власти РД и РФ?
С уважением президент фонда «Лезгины» М. А. Алимов
Резолюция
Чрезвычайного съезда коренных малочисленных народов Дагестана
г. Москва, октябрь 2012 год
Мы, делегаты Чрезвычайного Съезда коренных малочисленных народов Дагестана, заслушав доклад Оргкомитета, выступления делегатов и участников съезда ОТМЕЧАЕМ, что в Дагестане не реализуются положения Конституции Российской Федерации о гарантиях прав коренных малочисленных народов Дагестана на из суверенные титульные права коренных народов, приоритетное пользование территориями традиционного природользования с учетом культуры, обычаев и традиций в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также положениями федерального законодательства.
В последнее время в Российской Федерации, как на федеральном, так и на региональном уровнях, принимаются законы и нормативно-правовые акты, игнорирующие правовое положение коренных малочисленных народов Дагестана. Самовольный захват и использование территорий традиционного природопользования транснациональными и российскими компаниями, в сговоре с руководством России и этнокланового Дагестана, без осознанного согласия коренных народов, не способствует устойчивому и самодостаточному развитию общин наших народов.
Инициативы Правительства Российской Федерации по освоению Каспийского шельфа, по добыче углеводородного сырья, строительство ГЭС «ОАО «Русгидро», поддержке деятельности развития курортно-рекреационных кластеров, носят дискриминационный, антигосударственный характер и направлены на недобросовестную конкуренцию в интересах крупного олигархического бизнеса России.
Несмотря на то, что Конституции РФ и РД закрепляют особый статус, «Учитывая уникальность Дагестана», в настоящее время в Республике отсутствуют федеральный закон и законы Дагестана, устанавливающие каждому коренному малочисленному народу статус коренного народа, а также особый статус их административно-территориальных единиц.
РЕШИЛИ:
• Поддержать обращения лидеров организаций коренных малочисленных народов Дагестана к Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации;
• Сформировать Рабочую группу из представителей ассоциаций, общин и представителей коренных малочисленных народов Дагестана для участия совместно с представителями органов государственной власти Российской Федерации и Дагестана в реализации решений по вопросам, поставленным делегатами настоящего съезда и осуществления контроля за исполнением этих решений;
• Поручить данной Рабочей группе, в случае необходимости, поставить вопрос о продолжении работы 1-го Чрезвычайного съезда коренных малочисленных народов Дагестана и проведении акций, направленных на реализацию предложений, высказанных делегатами съезда;
ОБРАТИТЬСЯ:
К Президенту Российской Федерации, к Председателю Правительства Российской Федерации со следующими предложениями:
Начать законодательный процесс получения всеми коренными малочисленными народами Дагестана статуса:
- коренных малочисленных народов России;
- общин коренных малочисленных народов России;
-родных языков коренных малочисленных народов, с правом получения образования на родных языках;
- мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации муниципальными районами коренных малочисленных народов Дагестана с включением их в соответствующий Перечень;
- общин коренных малочисленных народов Дагестана социально-ориентированных НКО с включением их в соответствующие перечни, согласно ФЗ о некоммерческих организациях.
2. Поручить Генеральной Прокуратуре РФ рассмотреть законность действий и принятых решений федеральных и региональных органов власти в части нарушения статусных прав коренных народов Дагестана, традиционного природопользования коренных малочисленных народов Дагестана и регулирования традиционной, хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов и их общин на предмет нарушений Конституции РФ, Федеральных законов и дать им надлежащую оценку, определить меры по предотвращению незаконных действий в отношении коренных малочисленных народов Дагестана.
3. Обязать на основании ст.8 ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" от 30.04.1999 г. № 82-ФЗ органы государственной власти всех уровней учитывать предложения малочисленных народов Дагестана при принятии решений по вопросам устойчивого развития коренных малочисленных народов, защиты исконной среды обитания, традиционного образа жизни и традиционной хозяйственной деятельности.
4. Обязать органы государственной власти Дагестана принять действенные меры по обеспечению устойчивого развития коренных малочисленных народов Дагестана и их общин.
5. Инициировать принятие Федерального закона "Об особом статусе автономных округов и национальных муниципальных районов при их вхождении в состав субъектов РФ".
6. Рассмотреть вопрос о включении этнографического туризма в Перечень видов традиционной хозяйственной деятельности общин коренных малочисленных народов Дагестана.
9. Создать на федеральном уровне специализированный орган, осуществляющий государственную политику в отношении коренных малочисленных народов Дагестана.
В Конституционный Суд Российской Федерации:
1. Провести юридическую экспертизу действующих законов РФ и нормативно-правовых актов регулирующих правоотношения государственных в части обеспечения традиционного образа жизни КМНД и осуществления традиционной хозяйственной деятельности КМНД и их общин на предмет их соответствия Конституции РФ и нормам федерального законодательства, гарантирующим права коренных малочисленных народов Российской Федерации.
К Правительству Дагестана и Народному Собранию РД
1. Выйти с законодательной инициативой в Государственную Думы РФ с проектом Федерального закона "Об особом статусе Республики Дагестана".
2. Принять Постановление Правительства РД "Об утверждении Перечня территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Дагестана" в части регулирования хозяйственной деятельности и землепользования в целях обеспечения традиционного образа жизни КМНД.
К коренным малочисленным народам Дагестана с просьбой:
Поддержать требования и предложения Чрезвычайного Съезда коренных малочисленных народов Дагестана по защите прав коренных малочисленных народов Дагестана на осуществление традиционного образа жизни и осуществление традиционной хозяйственной деятельности, так как инициативы властей России и Дагестана, а также их законодательных органов несут угрозу реализации права на осуществление традиционного и устойчивого развития коренных малочисленных народов Дагестана, проживающих на территории ВСЕЙ Российской Федерации.
К всероссийским политическим партиям:
Указать представителям законодательных органов России и Дагестана, секретарям региональных отделений партий в Дагестане на недопустимость законодательных инициатив, направленных на ухудшение положения коренных малочисленных народов Дагестана.
Рассмотреть вопрос о включении представителей общин коренных малочисленных народов Дагестана, как единственных традиционных органов гражданского общества, в партийные списки на выборах всех уровней в регионах проживания коренных малочисленных народов Дагестана для учета их мнения в принятии решений органами государственной власти, в том числе в области законодательства.
К межрегиональным профессиональным союзам:
Оказать помощь в защите прав коренных малочисленных народов Дагестана, занятых в отраслях хозяйственной деятельности, в том числе в традиционных.
К Общественной Палате Российской Федерации:
1. Оказать содействие в решении проблем, поставленных 1-й Чрезвычайным съездом коренных малочисленных народов Дагестана.
2. Оказать содействие в проведении акций, направленных на защиту прав коренных малочисленных народов Дагестана
Оргкомитет, редакционная комиссия ЧС КМНД.