Книга данная ещё не была прочтена, но так как интерес к истории аварцев у меня был, у меня проводилось собственное расследование. Поделюсь своими знаниями до чтения, чтобы посмотреть на сколько велика разница. Давным-давно, на земле жило племя и называлось оно – Авары. Авары были тюрским кочевым племенем, никогда не задерживающимся где либо надолго. Где-то то ли в 4-ом, то ли в 6-ом веке появились ЛЖЕавары. Предположительно, это было племя состоящее из азиатских беглых рабов и преступников – жужани. Китайцы считали их самым дном человеческого общества. Есть ещё одна версия о лжеаварах: это был один из народов арабов, европоидной внешности. Но больше склоняются к жужаням. Кем бы ни были лжеавары, они бежали от тюркских захватчиков, аж до самой Европы, и остановились они по ту сторону чёрного моря(где сейчас Хорватия, Молдова и т.д). Почему лже авары? Потому что местные решили, что вернулись тюрки, которые уже куда-то уходили. На своём веку Авары (лжеавары, другие, тюрки, кочевники уносили пятки при любой опасности) стали величайшим народом. Непобедимым и непоколебимым! Захватывали земли и убивали врагов. Враг авара, значит мертвец! Авары были одним из самых развитых народов, и многое что есть и было у Европы – перенято у Аваров. Но лже авары, где-то в 8-ом веку, были разбиты. Значительная их часть, ещё тогда слились с народами Европы. Айдалай-дилалай-дилай-далалай! ВисвкО и ни очен в горах Кавказа, что находится между двумя большими водами, в сторону ныне каспийского моря жили народы легов и гелов( естественно их так назвал кто-то из вне. Лег – на каком-то языке означает горы. Леги жили высоко в горах (ингуши, чеченцы и магlарулал), остальные, спускаясь к закавказью, народ – гелы. Гелы входили в состав величайшего на своём веку государства Кавказская Албания, существования в 1-ом веке до н.э, и в его состав входило 26 наций Кавказа, в том числе нахско-дагестанская языковая группа. (Государство из себя представляло то же, что нынешнее НАТО). А вот магlарулал из легов, со временем основали свое государство – Сарир, и столицей был Хурджаб (ныне Хунзах). Как так случилось? Один персидский хан, по имени Авар, лишившийся престола, решил бежать к легам. Взял с собой золотой трон, гору золота и советника, правую руку. Советника отправил вперёд, с троном и золотом, а сам отстал. Зря... Его убили. Не дождавшись Господина, советник понял, что с тем что-то случилось. Он поднялся в Хурджаб и представился ханом по имени Авар. Его приняли дружелюбно. Он и стал основателем государства Сарир, существовавшего с 6-го века по 11-ый век. Хоть он и солгал, являлся лжеханом, но для горцев принявших его, он сделал очень много. Под его началом, магlарулал (тогда сури – "горцы" – граждане Сарир), сильно развились в образовательном, экономических, политических и военнообразующих планах. Вытурили арабов, с ныне Дагестанских земель, а потом и Хазаров, в чью территорию Сарир был включён (ненадолго). Аварцы – значит люди Авара, но на родном языке, этот народ все ещё называет себя магlарулал (мугlрузул гlадамал). Аварцы(сури, горцы, магlарулал), к Аварам не имеют никакого отношения.
Какой ужас. Не могли бы вы удалить эту позорную «работу»? Там даже слово «бежен» внесли в кумыкизмы Насчет «авараг» скажу: из иранского «апараг» в аварском сохраняется в точности каждая буква, но есть и «авараг». Для понимания о чем я говорю: хурр. awari — долина, поле; awar-uhli — надзиратель полей.
"незнакомец" а кто вам говорит что бы вы объявили благодарность этому испанцу?Но если интересна собственная история а не легенди,нужно изучать подобные вспоминания.И не имеет значения враги это пишут или друзья главное что бы они писали то что они видели своими глазами.А дело историков основываясь на таких документах востанавливат реальную картину.Так что спасибо автору статьи за его труд по восстановлению нашей истории.
ето теперь аварцы тоже чтоли лезгины :))))) лещгинский полк состоял из аварцев и написанно на них было лезгины а были они аварцы ... это откуда такая статья
Эта конченная фашистская дрянь,этот урод УБИВАЛ мусульман Кавказа,дагестанцев,аварский народ,а мы ему ещё спасибо должны говорить? Да пусть он горит в аду этот ублюдок
Мне даже не стыдно за таких оборзевших холопов и их "труды" просто по тому что я не считаю и никогда не считал подобных за Кавказ,Мусульманство и Дагестан.Просто их нет среди нас.Им даже в голову не приходит насколько унизительны подобные издания.То есть даже в голову не приходит,вообще по барабану.Какая-то дрянь со своими глупыми воспоминаниями лакея,пришедшего зарабатывать на крови убиваемых ими мусульман,защищающих свою землю,свою родину.
У меня нет и никогда не было ни одной общей беды с улсом Голого деда с волосатым носом. Мне не нужна их беда вообще.Мы видим ныне к чему привели эти разговоры об общности когда Дагестан потерял почти всего,что он имел при Союзе и отброшен далеко назад.Меня нисколко не интересуют беды тех кто убивает мусульма суннитов в Сирии поддерживая каких-то алевитов.ДАГЕСТАН-МУСУЛЬМАНСКАЯ зЕМЛЯ МУСУЛЬМАНСКОГО НАРОДА.ТОЧНО ТАКЖЕ КАК И СИРИЯ,А чужих бед,кроме бед мусульман-суннитов мне не надо и никаких у них с нами общих бед никогда не было.
Зачем и кому нужны такие словари если в аварский язык до сих пор не вернулась старая аварская мусульманская лекска,которая долгое время была известна старшему поколению.Так,например,старшему поколению,учившемуся в примечетских школах былоизвестно,что МАКТАБ это школа,АЛМАНИЯ это Германия,ЛУГЪАТ это словарь,КЪАНУН это закон.На каком основании например в магазинах есть КЪУМУКЪ-УРУС сёзлюк,но нет АВАР-УРУС лугъат? Что аварцы не знали слова "словарь"? В первую очередь надо учить родному языку аварское население Дагестана,Азербайджана и Турции.Поэтому арабский и английский здесь можно сразу опустить как неактуальное вообще.Когда я вижу подобные мультилингвистические словари то ясно понимание,что это продолжение политики "УРАВНЕНИЯ В ПРОВАЛЕ". Это когда изображается какое-то никому не нужное равенства за чужой счёт. И в люом случае арабский будут изучать не через аварский,а через русский,как и английский.Они в таком мульпликационном издании лишь путаются под ногами и мешают главной задаче -СОХРАНЕНИЮРОДНОГО ЯЗЫКА ТЕМИ,КТО СЕБЯ СЧИТАЕТ ЧАСТЬЮ АВАРСКОГО НАРОДА.
Для народа называющего себя АУАР естественно,что литература претендующая на науку должна быть более высокого уровня,а не того которого дагестанцев кормят.Нет,например,ни в одной научной работе посвященной иранизмам в дагестанских языках ни АВАР,АВАРАГ,Т.ОЛ- (Т.ОЛГО),ХВАСАР,ХИЗАН... список можно продолжить.А это элементарные иранизмы,простейшие вещи вообще.Джидалаев вообще всех переплюнул написав самое идиотское исследование посвященное неким "тюркизмам" в дагестанских языках,включив огромное количество самых чистых кавказских и иранских слов в разряд тюркизмом.Абсолютно безграмотное исследование человека явно не владеющего никакими языками вообще,за исключением своего лакского и како-го нибудь базарного къумукъского.Странно,что лица с подобным уровнем знаний вообще могут считаться учёными
Я ничего не знаю,что писал Айтберов по этому поводу.По-моему ничего он не писал об этнониме Авар.Насколько мне известно,он утверждал,что это лишь название горыв Хунзахском районе.И больше ничего.А непонимание происходило именно из отсутсвия должной подготовки в иранистике.Дело в том,что в современном персидском языке прежнее слово сохранилось только в поэзии,например в слове "абар амадан" (поднимать), а в современном оно звучит как "бар амадан".Зато этот термин широко употреблялся в эроху Сасанидского Ирана. Вязыке Пехлеви,Среднеперсидском это слово очень часто использовалось. Основное значение "верхний,верховный,северный,хорасанский". Это именно так и есть вне зависимости от переселённых или не переселённых аваров.Это не имеет в данном случае никакого значения.И Айтберов здесь не причём.Он никогда не утверждал,что abar-abarag/awar/awarag ( "аг" в конце слова старый иранский суффикс означающее "-ский",этот суффикс сохранился в современном осетинском) Это такой же иранизм как и многие иранизмы в дагестанских языках. А аварское маг1арулал это абсолютное точное соответствие иранскому SAR/SER "голова,головка спички,гвоздя и т.п.,вершина и т.п." Дело в том что в старом аварском языке тоже было схожее значение,потому что в андо-цезских языках (как и в нахских) однокоренное слово по прежнему имеет значение "голова".
Абсолютный бред да ещё с надоевшими всем кипчакскими фатазиями о хазарах.Это уже стало обычным делом когда местные кипчаки пишут всякий вздор от имени других национальностей. 1. Нуцалхан Аварский был из народа Авар-то есть современный дагестанский аварец и никакого отношения ни к кумыкам ни к русским не имел.Никто его русским не называл,но есть легенда,что его отца звали Уырыс-хан (Орусхан).Это слово не имеет никакой связи с русскими.В иранских языках (в частности осетинском) оно означает "белый",а у тюрок "счастливый".2.Бехразлично,кто туда приписал слово "джугут".Хватит вообще дурачить людей такими статьями.Когда это вообще хакончится? ВСЕ КИПЧАКИ ДАГЕСТАНА БЫЛИ ПОТОМСТВЕННЫМИ РАЙАТАМИ ШАМХАЛА КАЗИКУМУХСКОГО (ЛАКЦА)
АДМИН ЭТО ЧЕЙ САЙТ? АЛЕВТОВ И КИПЧАКОВ? КАКОГО ЧЁРТА МЫ ЗДЕСЬ ДОЛЖНЫ ЧИТАТЬ ВЕСЬ эТОТ БРЕД ХОЛОПОВ? Какие Алиды? Только этих шакалов здесь ещё не хватало.
ЛУЧШЕ ПУСТЬ ЭТИ МАЛХИ И ПРОЧИЕ РАССКАЖУТ КАК ОНИ ОТПРАВИЛИСЬ В СИРИЮ УБИВАТЬ МУСУЛЬМАН СУННИТОВ ВОЮЯ НА СТОРОНЕ ШИИТОВ-АЛЕВИТОВ вСЯКИХ СВОЛОЧНЫХ ХЕЗБОЛЛАХОВ ИЗ ЛИВАНА.И здесь ещё понты колотят.
Ассаламу Алейкум Уважаемые братья и сестра по вере в Турции , и мои земляки с Гонода , внуки , правнуки и праправнуки - эмигрантов с Гонода. Меня зовут Патимат я из Дагестана , Гунибский район , село Гонода . У больше 1 месяц я ищу предков в Турции , я обращаюсь в вашу группу , так как ВЕЛИКИЙ БОРЕЦ МИРОВОГО МУСТАФА ДАГИСТАНЛЫ ВНУК КОРЕННЫХ ГРАЖДАН ГОНОДА , которые эмигрировали в Турцию , я хорошо знакома с их историей от Бабушки , так как Бабушка и Дедуша Мустафы Дружили с Моими предками и мы храним огромную ценность для нашей семьи от Бабушки и Дедушки , особенно от родной тёти Мустафы Баху - Меседо . Подробно я это опишу в анкете ниже . Я обращаюсь с просьбой к Детям , внукам правнукам Мустафы помочь мне в поисках моих предков , я незнаю Турецкого языка и мне очень трудно в поисках . Пожалуйста если среди вас есть потомки Мустафы пожалуйста напишите мне . В первые когда Уважаемый и дорогой патриот нашего села Гонода - Мустафа Дагистанлы посетил наше село , я была подростком , но помню все Это Никогда не забыть как всем селом встречали и провожали Мустафу. Моя единственная найти своих предков , родных дядей бабушки и успокоить и обрадовать её душу , найти хотя бы их могилы , читать дуа за их душы и увидеть ещё раз Уважаемого и родного Мустафы Дагистанлы рассказать и показать Уважаемому Мустафе «Кувшин Памяти » ( такое название ей дали в одной Турецкой группе , в которой я разместила свою анкету ) Кувшин которой много лет пользовались его родные Бабушка , Дедушка и тётя Баху - Меседо , кувшин который мы храним поколениями , а теперь я напишу историю моих предков и родных бабушки ) . Ровно 1 месяц назад , как узнала о своих предках в первые от своей бабушки чисто случайно , моему удивлению , волнению и радости не было предела, и в течении 15 минут , я зашла в интернет попыталась как то вникнуть свою голову в это и отправила заявки на поиск в Российские поисковые группы , и в том числе «Жди меня » поиск предков эмигрантов Турции , но узнала новую информацию , что была не эмиграция и в инициалах кое где ошиблась , и по получившей новой информации , ниже укажу точные имена и год рождения ! Так как о поисках кого- либо я не имела никого представления , до недавнего времени , не обращалась в Турецкие поисковые группы , и в Кавказское сообщество в Турции !!!! Мой Предок Старший Дядя : Имя Дади Ханмагомедов : - он первый человек с села Гонода и Гунибского района , который неоднократно пешим ходом , совершил ПАЛОМНИЧЕСТВО в священную Мекку и с последнего паломничества он вернулся с РЕШЕНИЕМ ПОКИНУТЬ Дагестан и переехать ближе к святой Мекке , так как Турция священная земля . По словам родных , он остановился в Провинции Хатай город или район Самандаг , по словам моей бабушки , покойная тётя - (она же являлась сестрой предка ) говорила город Самандаг. По словам тех кто гостил у него с Дагестана, жил он очень хорошо в полном достатке в умиротворении. 1) Мой предок - старший дядя : Ханмагомедов Дади Ханмагомедов -(он родной дядя моего прадеда ) рождённый 1846 году- по нашедшим архивам в Махачкале ! 2)Его жена Султанзада ! 3) дочь Патимат Уехали после 1886 годов ... 2) Мой Предок - младший дядя Гайдарбеков Магомед Гайдарбекович рождённый 1880 году , - (он родной дядя моей бабушки) В 1897 году , в семнадцать летнем возрасте Дади забирает Магомеда в Турцию к себе на постоянное местожительство ,по (словам родной сестры Магомеда )так как Магомед ему являлся племянником. Очень рано Магомед с двумя братьями и сестрой потеряли мать , мой прадед в семье был самым младшим , после отец женился и родились ещё трое детей .После переезда в Турцию к родному дяде по имени Дади , Магомед женился на Патимат ( двоюродная сестра - она же дочь Дади ) , не успев долго прожить , Патимат умерла от эпидемии , детей завести так и не успели . От них долго не было вестей... ПРИБЛИЗИТЕЛЬНО через несколько лет пришло письмо от соседа что Дади и Султанзада померли , а Магомеда забрали на фронт( получается приблизительно в 1914 году ( по некоторым источникам , есть версия , что его забрали на фронт до смерти жены Патимат ) и не вернулся , автор указал в письме что он знал Магомеда , то что заводил ли Магомед семью или нет , про детей итд в письме ничего не было упомянуто , по словам автора родные поняли , что семью он больше не заводил , автор в письме упоминал что все заброшено , дом пустует , чтобы родственники приехали , но так ни кто не поехал , да и неожиданно , от менингита мой прадед умер . Больше вестей не было , и никто не знает , где похоронена вся семья Дади, и приблизительный район гибели Магомеда в фронту Пожалуйста если кто то из Самандага или Стамбула , если увидят мою просьбу , аварцы или кто нибудь кто слышал , что то запомнили , пожалуйста напишите мне . Моей бабушке 84 года , это её последняя просьба найти где похоронены её родные . В Турции многим известно что Магомед Амин Асиялав наиб Имама Шамиля родился в селе Гонода , где то в возрасте 11 лет Магомед Амин Асиялав покидает родное село Гонода . В Книге о Магомед - Амине , упомянуты слова моего предка Дади . Когда к Дади приехали родные братья погостить , решили навестить Магомед -Амина в селе Армуткой, передвигаясь на фургоне , и чуть утомивший Дади на аварском крикнул на коня ,«мол что так медленно сегодня » И ямщик на аварском заговорил с удивлением спросил , кто и откуда , и конечно Дади не менее удивлён , и их попутчиком оказался сын самого наиба - Магомед - Амина Асиялова , и повёл их к отцу , и Дади навещал его до смерти ..... И конечно в Турции знают все что предки Великого Турецкого борца Мустафа Дагистанлы являются с Гонода Гунибского района . Когда дедушка и бабушка Мустафа Дагистанлы покидали родное село , прощаясь молодая тётя Мустафы , по имени Баху- Меседо подарила на память Кувшин моей прапрабабушке- по имени Задаэбель, так как они были очень хорошими соседями и дружили , чтобы моя прапрабабушка помнила её всегда , как и сделала моя прапрабабушка , что является доказательством , так как это история дошла до меня... Кувшин передавался от матери к дочери , и моя мама хранит этот Кувшин по сей день и она в идеальном состоянии , и мы продолжим хранить до конца наших дней и поручим хранить нашим детям , и так же передавать своим детям и далее . Если кто нибудь из Самандага или в других районах и в городах, слышали по рассказам своих предков , про семью с села Гонода Гунибского района пожалуйста откликнитесь ! Надежда исполнить желание бабушки Кто нибудь кто слышал про Наиба Магомед - Амина Асиялова ( который провёл остаток своих дней и похоронен в селе Армуткой ) - в Турции , имеет связь с потомками , кто нибудь из семьи Мустафы Дагистанлы ( Всемирный борец родом с села Гонода ) пожалуйста напишите мне. Хочу навестить могилы и помолится за душы предков . Я сделала « Ният » читать дуа за их душы , там где они провели последние минуты жизни , и чтить память до конца моих дней , и передать эту историю своим детям .Могилы моего дяди с семьёй никто никогда не навещал , мне очень жалко их , потому что они умерли в одиночестве , вдали от родных провожать их в вечный путь , рядом не было никого из родных . Это последнее желание и просьба моей бабушки , она часто оплакивает их , потому как сама в старческом возрасте, и у меня душа разрывается , когда себя представляю на долю секунду на их месте. С позволением Великого Аллаха я хочу найти их потому что , с того дня как я узнала об этой истории от своей бабушки , они не забыты и не будут забыты , и по воле Всевышнего Аллаха к счастью , в архивах Махачкалы я нашла перепись населения Гонода с 1886 года и в этом архиве указано : Дади 40
Я извиняюсь я перепутала анкету , Мустафа Дагистанлы связался со мной , мы говорили с ним по скайпу , у него все хорошо , скоро планирует приехать в Россию на чемпионат мира и на родину Гонода . А так все остальное в анкете лично написано мною . И я получила архив погибших в Чанакале , имени моего дядя Мухаммеда там нет , и тем мы придерживаемся к такому мнению что Мухаммеда призвали на Русско - Турецкую войну под Сарыкамыш , где более 90 тыс солдат замёрзли даже не увидев вражеского лица , очень много Кавказских мухаджиров призвали на эту войну .1914-1915 годы.
Армяне -это не наша тема.Армянский язык это и не иранский,а из Балкан т.н. фригийского типа. С индо-иранцами и иранцами активно контактировали хурриты Митанни.Более того,Митанни известно как хурритско-арийская империя
Нам безразлично,что считают армяне.Прежде чем писать об урартах,откройте нормальные учебники и энциклопедии и вы там узнаете,что АРМЯНСКИЙ ЯЗЫК НЕ ИМЕЕТ НИКАКОГО РОДСТВА С ХУРРИТО-УРАРТСКИМИ.Армяне в своём этническом костяке далёкие пришельцы индоевропейского происхождения.
Thanks! Имперские авары это вне всякого сомнения авары Хорасана.Путаница с вархонитами и пр.произошла по одной простой причине: и дагестанские авары и хорасанские авары это ХОНЫ,а авары являлось определением со значением 1.верхний,верховный;2.северный. В пехлевийском (среднеперсидском)языке ABAR/ABARAG имеет как раз это значение.Более позднее произношение Avar/Avarag.Данные генетики тоже подтверждают,что генетическая дистанция между кубачинцами,кайтагцами и аварцами объединяют их с северо-восточными иранцами Хорасана,уйгурами,узбеками и хазарейцами Афганистана. От других северокавказцев аварцы,кайтагцы и кубачинцы довольно значительно отдалены.Ещё одна деталь-везде где появлялся народ Верхних (Северных) Хонов/Хионов они опирались на местное население.Доказано,что подавляющее большинство в Аварском Каганате составляло именно местное население.Это касается прежде всего мужчин.Доказано,что женская азиатская линия происхождения (большинства) уходит в бронзовый век Барабинской степи.Доказано,что азиатские хунну (гунны) и имперские авары Каганата были близки друг другу но совершенно далеки от нынешних тюрков.Оба народа были ближе даже современным европейским северным народам,чем тюркам.Никакого генетического родства аваров (вархонитов) с тюрками не было.Название Обарена и пр. это конечно тот же самый пехлевийский термин Апар,абар (т.е. Оберланд/Nordland).
Кстати,если словосочетание Северный Кавказ перевести на пехлеви то будет АБАРАГ КЪАФКЪАЗ (Abarag Qafqaz)
Что же касается МегIep,магIар и пр. то раньше этот корень имел более архаичное значение,которое сохранилось в некоторых андо-цезских языках,это ГОЛОВА.Таким образом переднами СТОПРОЦЕНТНЫЙ ПЕРЕВОД ИРАНСКОГО "САР" (ГОЛОВА,ГОЛОВКА например гвоздя,булавки,КРЫШКА,НАВЕРШИЕ и т.п.). И поэтому этот же корень мы видим в аварском МАГI "гвоздь,мозоль"
Мнение администрации сайта может не совпадать с точкой зрения авторов статей ! При использовании материалов сайта, активная гиперссылка на сайт Maarulal.Ru обязательна! При использовании материалов сайта в печатных СМИ, на ТВ, Радио - упоминание сайта обязательно! Так же обязательно, при использовании материалов сайта указывать авторов материалов.