| Сделать стартовой  |  Добавить в избранное | RSS 2.0
 |   | 
 
Поиск по сайту: Расширенный поиск по сайту   •   Аварско-русско-англо-турецко-арабский онлайн словарь:


Новости сайта

Рейтинг новостей

Архив новостей


Партнеры

Наша Кнопка (размер 31X88)

Получить код Кнопки Gif

Разместите на своем сайте нашу кнопку, а в ответ мы разместим Вашу кнопку или ссылку!

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
 
» Краткий комментарий о значениях "Авар, МагIарулал и Сарир"
28 августа 2016 | История, Разное | добавил(а): admin | Просмотров: 82369
Краткий комментарий о значениях "Авар, МагIарулал и Сарир" Об этнониме (или этнотопониме) «Авар» в аварском языке в последнее время упоминалось часто. Есть интересные работы по этой теме у М.Мусаева, который, как и Айтберов, утверждает, что название авар (абар, апар) в Дагестан пришло из Хорасана (провинция Абаршахр) и связано это с переправой в Дагестан двенадцати тысяч воинов для охраны территории Аграна и Сулакского бассейна от кочевников в период правления Хосрова Ануширвана. По поводу того, что авары пришли с территории современного Азербайджана, скорее всего, Айтберов имеет в виду Обарену (или Аварену), в которой правили потомки Парфянской династии Аршакиды. Обарена, как известно, входила в одно время в Кавказскую Албанию (образование родственных кавказских племён, наследников Куро-Аракской культуры) и была населена предками современных аварцев, а также потомками известного ираноязычного племени апарнов (входивших в прежние века в дахскую конфедерацию), составивших костяк Парфянской империи.

Но этноним «авар» не чужд для местного горского населения и не навязан извне, так как примерно с 3 века н.э. Хунзах становится союзником Парфии. В исторических хрониках указывается: «На Хунзахском плато находился региональный (северо-восточнокавказский) центр военного командования Парфянской империи». Именно Хорасан (Абаршахр) был идеологическим и политическим центром того времени для различных народов, в том числе для евразийских авар (вархонов), входивших в родственный или союзнический круг восточноиранских и кавказских племён.

Турецкий учёный, исследовавший Мехмед Тэзджан, подробно исследовавший этнический термин «апар/абар/авар» заключает, что все дошедшие до нас упоминания народа «авар» в древнегреческих, армянских, тюркских письменных документах восходят к одному и тому же — ираноязычному племени парфян.

М. Мусаев пишет: «Говоря о евразийсках аварах — создателях Аварской империи (Аварского каганата) на Балканах и в Центральной Европе, следует помнить характеристику византийского историка Феофилакта Симокатты: «Среди скифских племен племя авар является наиболее деятельным и боеспособным». – Именно такую славу снискали в свое время парфяне, успешно громившие римские легионы и соперничавшие на равных с могущественным Римом в качестве мировой державы.»

Уже после заката Парфянской империи, дело возрождения Иранской цивилизации перешло к сасанидской династии, в рядах которой на высоких военных постах оставались потомки парфян. В своей внешней политике сасаниды также руководствовались поддержкой местных племён, в создании союзнических государственных образований на периферии империи. В результате этой политики на исторической арене появляется государство Сарир с центром в Хунзахе.

Евразийские авары – это политическая нация, орда, сплотившая в себе различные племена, но костяк которой составляли потомки парфян (апарны) и хиониты (потомки народа ди), входившие на тот период в Эфталитскую конфедерацию племен. Однако не они принесли, объединяющее и тех и других имя «авар» в Хунзах, он уже существовал до того периода на территории, являющейся ойкуменой дагестаноязычных племён.

Ричард Фрай связывает Апаршахр с этнонимом апарны.  Он упоминает, что хионитские/эфталитские монеты были снабжены бактрийскими легендами и бактрийский язык считается официальным языком хионитского/эфталитского двора. А, как известно, бактрийский и парфянский языки являются сакскими, что говорит о родстве эфалитов/хионитов и апарнов/парфян в контексте их общего происхождения. Абаршахр, Хорасан же был центром Парфянского царства, этническое ядро которого составляли апарны, известные ещё как апары/авары. 

Историк С.Сулейманова пишет:  «К племенам парна, видимо, восходили как авары (апар) в Тян-Шане, так и эфталиты (heptal), которых связывают с парутами (parutai-«горцы») на Гиндикуше (Uparisaina). Предполагают, что они откололись от кушанов (29,с.369-374). Апаршахр мы видим и в Албании.»

Ранняя аварская государственность и культура отчасти связана своим происхождением с Хорасаном, Парфией, но её краеугольный камень – хурриты, чьи языки наряду с нахско-дагестанскими и урарстскими принадлежат к восточнокавказской семье. М. Мусаев отмечает, что наиболее ранним из дошедших до нас антропонимов с рассматриваемой нам основой является Awarparnu ассирийских клинописных источников, датируемый 713 г. до н.э. (см. Топоров Ф.Н. Фарн//Мифы народов мира. – М.: СЭ, 1992. Т.II. С.558). Второй формант, по мнению Топорова Ф.Н., содержит иранское "фарн/парн" – "слава, харизма, ореол". Сравним: авараг (пророк) в аварском языке. У хурритов "эвир", "эбер" - царь, предводитель.
По мнению историка: "Под схожим названием "эбер, эвер" известны хурриты. Этот термин появляется в Иране и активно там распространяется. Из Ирана апар, абар начинает расходиться лучами в разные стороны."

 
Само по себе интересно созвучие самоназвания аварцев эндоэтноним «маарулал» и венгров «maguarul», так как и у аварцев и у мадьяр оно имеет сходное значение – горец. Magyar – «дитя земли» или «горец», т. е. житель Уральского хребта. (см. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона).

В работе М.Мусаева приведён список языковых встреч некоторых дагестанских (в частности аварского яз.) и венгерского языков (см. по нижеприведенным ссылкам).

На каком этапе происходит сближение мадьярских (угорских племён) и дагестанских этносов сложно определить, вероятней всего, во времена экспансии авар, устремивших за собой множество племён, в том числе угорских и восточноиранских, входивших в эфталитскую конфедерацию, а также хазарского влияния на мадьяр и часть Нагорного Дагестана. Однако слово маарулал исконное в аварском языке: аварское МЭГIЭР (MÄGÄR) в прошлом имело значение: голова, вершина, горный пик. Сарир ("сар" - вершина, "ир" - острие) – это точный эквивалент понятия "МагIарулал" . С этими двумя значениями связан наш термин авар. Для сравнения: племена parna (аparna) связывают со значением «горцы», исходя из «апар» – «вверху». Таким образом, Авар, МагIарулал и Сарир имеют общее смысловое значение и относятся непосредственно к общеаварской истории.

Автор: М.Шахманов



Мадьяры-Дагестан/Magyarok és Daghestan. Языковые встречи
http://awarenland.blogspot.ru/2013/05/magyarok-es-daghestan.html
http://awarenland.blogspot.ru/2013/05/magyarok-es-daghestan-2.html
alt
 
 (голосов: 10)
| | Комментарии (3) | Распечатать
 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.


Поделиться:

Добавить страницу в закладки:
Добавить закладку в Бобрдобр Добавить закладку в news2 Добавить закладку в Memori Добавить закладку в Newsland Добавить закладку в СМИ2 Добавить закладку в Vaau Добавить закладку в Mister-Wong Добавить закладку в Newsvine Добавить закладку в Delicoius Добавить закладку в Slashdot Добавить закладку в Blogmarks Добавить закладку в Technorati Добавить закладку в Folkd


Если Вам понравилась новость поделитесь с друзьями :

Другие новости по теме:



 

#1 написал(а): Moussaui (6 января 2019 10:53)

Thanks! Имперские авары это вне всякого сомнения авары Хорасана.Путаница с вархонитами и пр.произошла по одной простой причине: и дагестанские авары и хорасанские авары это ХОНЫ,а авары являлось определением со значением 1.верхний,верховный;2.северный. В пехлевийском (среднеперсидском)языке ABAR/ABARAG имеет как раз это значение.Более позднее произношение Avar/Avarag.Данные генетики тоже подтверждают,что генетическая дистанция между кубачинцами,кайтагцами и аварцами объединяют их с северо-восточными иранцами Хорасана,уйгурами,узбеками и хазарейцами Афганистана. От других северокавказцев аварцы,кайтагцы и кубачинцы довольно значительно отдалены.Ещё одна деталь-везде где появлялся народ Верхних (Северных) Хонов/Хионов они опирались на местное население.Доказано,что подавляющее большинство в Аварском Каганате составляло именно местное население.Это касается прежде всего мужчин.Доказано,что женская азиатская линия происхождения (большинства) уходит в бронзовый век Барабинской степи.Доказано,что азиатские хунну (гунны) и имперские авары Каганата были близки друг другу но совершенно далеки от нынешних тюрков.Оба народа были ближе даже современным европейским северным народам,чем тюркам.Никакого генетического родства аваров (вархонитов) с тюрками не было.Название Обарена и пр. это конечно тот же самый пехлевийский термин Апар,абар (т.е. Оберланд/Nordland).

Кстати,если словосочетание Северный Кавказ перевести на пехлеви то будет АБАРАГ КЪАФКЪАЗ (Abarag Qafqaz)

Что же касается МегIep,магIар и пр. то раньше этот корень имел более архаичное значение,которое сохранилось в некоторых андо-цезских языках,это ГОЛОВА.Таким образом переднами СТОПРОЦЕНТНЫЙ ПЕРЕВОД ИРАНСКОГО "САР" (ГОЛОВА,ГОЛОВКА например гвоздя,булавки,КРЫШКА,НАВЕРШИЕ и т.п.). И поэтому этот же корень мы видим в аварском МАГI "гвоздь,мозоль"

#2 написал(а): MARZBAN ALBANII (12 мая 2019 21:05)

Я ничего не знаю,что писал Айтберов по этому поводу.По-моему ничего он не писал об этнониме Авар.Насколько мне известно,он утверждал,что это лишь название горыв Хунзахском районе.И больше ничего.А непонимание происходило именно из отсутсвия должной подготовки в иранистике.Дело в том,что в современном персидском языке прежнее слово сохранилось только в поэзии,например в слове "абар амадан" (поднимать), а в современном оно звучит как "бар амадан".Зато этот термин широко употреблялся в эроху Сасанидского Ирана. Вязыке Пехлеви,Среднеперсидском это слово очень часто использовалось. Основное значение "верхний,верховный,северный,хорасанский". Это именно так и есть вне зависимости от переселённых или не переселённых аваров.Это не имеет в данном случае никакого значения.И Айтберов здесь не причём.Он никогда не утверждал,что abar-abarag/awar/awarag ( "аг" в конце слова старый иранский суффикс означающее "-ский",этот суффикс сохранился в современном осетинском) Это такой же иранизм как и многие иранизмы в дагестанских языках. А аварское маг1арулал это абсолютное точное соответствие иранскому SAR/SER "голова,головка спички,гвоздя и т.п.,вершина и т.п." Дело в том что в старом аварском языке тоже было схожее значение,потому что в андо-цезских языках (как и в нахских) однокоренное слово по прежнему имеет значение "голова".

#3 написал(а): Richardtet (29 декабря 2019 09:31)

Hello, please contact me. Thanks #dictionary.maarulal.ru#

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.
Панель управления


Последние комментарии

Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 

Статистика
Опрос

Лучший из сайтов
Неплохой сайт
Устраивает ... но ...
Встречал(а) и получше
Совсем не понравился


  Главная  |  Регистрация  |  Правила  |  Библиотека  |  Фотогалерея  |  Видео и ТВ |  Обратная связь
© MAARULAL.RU 2009   Design by  Tsor-Studio.   Все права защищены
ALLDAG.ru  Яндекс цитирования Система Orphus
 
Мнение администрации сайта может не совпадать с точкой зрения авторов статей !
При использовании материалов сайта, активная гиперссылка на сайт Maarulal.Ru обязательна!
При использовании материалов сайта в печатных СМИ, на ТВ, Радио - упоминание сайта обязательно!
Так же обязательно, при использовании материалов сайта указывать авторов материалов.