| Сделать стартовой  |  Добавить в избранное | RSS 2.0
 |   | 
 
Поиск по сайту: Расширенный поиск по сайту   •   Аварско-русско-англо-турецко-арабский онлайн словарь:
Радио "Maarulal.Ru"
Слушать в Media Player Слушать в Winamp Слушать в Real Player Слушать в QuickTime Player
Статистика Радио

Новости сайта


Рейтинг новостей

Архив новостей


Партнеры
Наша Кнопка (размер 31X88)

Разместите на своем сайте нашу кнопку, а в ответ мы разместим Вашу кнопку или ссылку!
Получить код Кнопки Flash
Получить код Кнопки Gif


Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
 
» Краткий комментарий о значениях "Авар, МагIарулал и Сарир"
28 августа 2016 | История, Разное | добавил(а): admin | Просмотров: 2066
Краткий комментарий о значениях "Авар, МагIарулал и Сарир" Об этнониме (или этнотопониме) «Авар» в аварском языке в последнее время упоминалось часто. Есть интересные работы по этой теме у М.Мусаева, который, как и Айтберов, утверждает, что название авар (абар, апар) в Дагестан пришло из Хорасана (провинция Абаршахр) и связано это с переправой в Дагестан двенадцати тысяч воинов для охраны территории Аграна и Сулакского бассейна от кочевников в период правления Хосрова Ануширвана. По поводу того, что авары пришли с территории современного Азербайджана, скорее всего, Айтберов имеет в виду Обарену (или Аварену), в которой правили потомки Парфянской династии Аршакиды. Обарена, как известно, входила в одно время в Кавказскую Албанию (образование родственных кавказских племён, наследников Куро-Аракской культуры) и была населена предками современных аварцев, а также потомками известного ираноязычного племени апарнов (входивших в прежние века в дахскую конфедерацию), составивших костяк Парфянской империи.

Но этноним «авар» не чужд для местного горского населения и не навязан извне, так как примерно с 3 века н.э. Хунзах становится союзником Парфии. В исторических хрониках указывается: «На Хунзахском плато находился региональный (северо-восточнокавказский) центр военного командования Парфянской империи». Именно Хорасан (Абаршахр) был идеологическим и политическим центром того времени для различных народов, в том числе для евразийских авар (вархонов), входивших в родственный или союзнический круг восточноиранских и кавказских племён.

Турецкий учёный, исследовавший Мехмед Тэзджан, подробно исследовавший этнический термин «апар/абар/авар» заключает, что все дошедшие до нас упоминания народа «авар» в древнегреческих, армянских, тюркских письменных документах восходят к одному и тому же — ираноязычному племени парфян.

М. Мусаев пишет: «Говоря о евразийсках аварах — создателях Аварской империи (Аварского каганата) на Балканах и в Центральной Европе, следует помнить характеристику византийского историка Феофилакта Симокатты: «Среди скифских племен племя авар является наиболее деятельным и боеспособным». – Именно такую славу снискали в свое время парфяне, успешно громившие римские легионы и соперничавшие на равных с могущественным Римом в качестве мировой державы.»

Уже после заката Парфянской империи, дело возрождения Иранской цивилизации перешло к сасанидской династии, в рядах которой на высоких военных постах оставались потомки парфян. В своей внешней политике сасаниды также руководствовались поддержкой местных племён, в создании союзнических государственных образований на периферии империи. В результате этой политики на исторической арене появляется государство Сарир с центром в Хунзахе.

Евразийские авары – это политическая нация, орда, сплотившая в себе различные племена, но костяк которой составляли потомки парфян (апарны) и хиониты (потомки народа ди), входившие на тот период в Эфталитскую конфедерацию племен. Однако не они принесли, объединяющее и тех и других имя «авар» в Хунзах, он уже существовал до того периода на территории, являющейся ойкуменой дагестаноязычных племён.

Ричард Фрай связывает Апаршахр с этнонимом апарны.  Он упоминает, что хионитские/эфталитские монеты были снабжены бактрийскими легендами и бактрийский язык считается официальным языком хионитского/эфталитского двора. А, как известно, бактрийский и парфянский языки являются сакскими, что говорит о родстве эфалитов/хионитов и апарнов/парфян в контексте их общего происхождения. Абаршахр, Хорасан же был центром Парфянского царства, этническое ядро которого составляли апарны, известные ещё как апары/авары. 

Историк С.Сулейманова пишет:  «К племенам парна, видимо, восходили как авары (апар) в Тян-Шане, так и эфталиты (heptal), которых связывают с парутами (parutai-«горцы») на Гиндикуше (Uparisaina). Предполагают, что они откололись от кушанов (29,с.369-374). Апаршахр мы видим и в Албании.»

Ранняя аварская государственность и культура отчасти связана своим происхождением с Хорасаном, Парфией, но её краеугольный камень – хурриты, чьи языки наряду с нахско-дагестанскими и урарстскими принадлежат к восточнокавказской семье. М. Мусаев отмечает, что наиболее ранним из дошедших до нас антропонимов с рассматриваемой нам основой является Awarparnu ассирийских клинописных источников, датируемый 713 г. до н.э. (см. Топоров Ф.Н. Фарн//Мифы народов мира. – М.: СЭ, 1992. Т.II. С.558). Второй формант, по мнению Топорова Ф.Н., содержит иранское "фарн/парн" – "слава, харизма, ореол". Сравним: авараг (пророк) в аварском языке. У хурритов "эвир", "эбер" - царь, предводитель.
По мнению историка: "Под схожим названием "эбер, эвер" известны хурриты. Этот термин появляется в Иране и активно там распространяется. Из Ирана апар, абар начинает расходиться лучами в разные стороны."

 
Само по себе интересно созвучие самоназвания аварцев эндоэтноним «маарулал» и венгров «maguarul», так как и у аварцев и у мадьяр оно имеет сходное значение – горец. Magyar – «дитя земли» или «горец», т. е. житель Уральского хребта. (см. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона).

В работе М.Мусаева приведён список языковых встреч некоторых дагестанских (в частности аварского яз.) и венгерского языков (см. по нижеприведенным ссылкам).

На каком этапе происходит сближение мадьярских (угорских племён) и дагестанских этносов сложно определить, вероятней всего, во времена экспансии авар, устремивших за собой множество племён, в том числе угорских и восточноиранских, входивших в эфталитскую конфедерацию, а также хазарского влияния на мадьяр и часть Нагорного Дагестана. Однако слово маарулал исконное в аварском языке: аварское МЭГIЭР (MÄGÄR) в прошлом имело значение: голова, вершина, горный пик. Сарир ("сар" - вершина, "ир" - острие) – это точный эквивалент понятия "МагIарулал" . С этими двумя значениями связан наш термин авар. Для сравнения: племена parna (аparna) связывают со значением «горцы», исходя из «апар» – «вверху». Таким образом, Авар, МагIарулал и Сарир имеют общее смысловое значение и относятся непосредственно к общеаварской истории.

Автор: М.Шахманов



Мадьяры-Дагестан/Magyarok és Daghestan. Языковые встречи
http://awarenland.blogspot.ru/2013/05/magyarok-es-daghestan.html
http://awarenland.blogspot.ru/2013/05/magyarok-es-daghestan-2.html
alt
 
 (голосов: 5)
| | Комментарии (0) | Распечатать
 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.


Поделиться:

Добавить страницу в закладки:
Добавить закладку в Бобрдобр Добавить закладку в news2 Добавить закладку в Memori Добавить закладку в Newsland Добавить закладку в СМИ2 Добавить закладку в Vaau Добавить закладку в Mister-Wong Добавить закладку в Newsvine Добавить закладку в Delicoius Добавить закладку в Slashdot Добавить закладку в Blogmarks Добавить закладку в Technorati Добавить закладку в Folkd


Если Вам понравилась новость поделитесь с друзьями :

Другие новости по теме:



 

» Добавление комментария



Панель управления

ИМАМ ШАМИЛ
М.ХIамзаев
Aудио ТIехь
© maarulal.ru


Последние комментарии

Календарь
«    Май 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

Статистика

Опрос

Лучший из сайтов
Неплохой сайт
Устраивает ... но ...
Встречал(а) и получше
Совсем не понравился


  Главная  |  Регистрация  |  Правила  |  Библиотека  |  Фотогалерея  |  Видео и ТВ |  Обратная связь
© MAARULAL.RU 2009   Design by  Tsor-Studio.   Все права защищены
ALLDAG.ru    Rambler's Top100 Яндекс цитирования Система Orphus
 
Мнение администрации сайта может не совпадать с точкой зрения авторов статей !
При использовании материалов сайта, активная гиперссылка на сайт Maarulal.Ru обязательна!
При использовании материалов сайта в печатных СМИ, на ТВ, Радио - упоминание сайта обязательно!
Так же обязательно, при использовании материалов сайта указывать авторов материалов.