Термином «закавказские аварцы» обозначаются в данной статье те обитатели территории бывшего Закатальского округа Российской империи, которые числятся аварцами и говорят на аварском языке, а также те, которые, являясь потомками аварцев, хотя и лишились ныне языка предков, но сами себя продолжают считать аварцами. Последних -многие тысячи, особенно среди коренных елисуйцев.
Закавказские аварцы имели в прошлом свою государственность, существовавшую в двух формах, причем абсолютно независимо от какого-либо из соседей по региону. Располагалась она на левобережье Алазана - между лагодехскими (грузинскими) и шекинскими (азербайджанскими) землями, а ликвидирована была в 1830 г. российской военной мощью после ожесточенных и кровопролитных сражений, в ходе которых погибли многие сотни солдат.
В начале XIX в., по сведениям французской разведки, которые подтверждаются и иными материалами того времени, только в Джаро-Белоканах проживало порядка 28 тыс. аварцев, а еще как минимум 2 тыс. авароязычных обитали тогда на землях Елису. К середине 80-х годов XIX в. аварцы в количестве 40 тыс. душ составляли 54 % всего населения Закатальского округа. Однако по прошествии немногим более 10 лет, к концу 90-х годов XIX в., этноязыковые позиции аварцев в пределах округа заметно ослабли. Причиной тому были прежде всего жестокие репрессии со стороны имперской военно-административной машины, которые имели место в Закавказье после окончания Кавказской войны, в связи с участием закавказских аварцев в вооруженных восстаниях - в Закатальском 1863 г. (белоканцы и закатальцы) и Восточнокавказском 1877 г. (елисуйцы). После подавления названных выступлений против власти количество говорящих на аварском языке сокращается в Закатальском округе примерно до 30 тыс., прежде всего за счет их массовой миграции в пределы Османской империи. Следует при этом отметить, что особенно много авароязычных людей ушло в те годы с елисуйских земель, которые затем начали заселять шекинские «татары», т. е. азербайджанские тюрки. Небезынтересно в данной связи, что если о джаро-белоканцах, ушедших на чужбину в XIX в., каких-либо сведений обнаружить на Востоке пока не удается, то авароязычные елисуйцы там встречаются - они до сих пор проживают, правда рассеянно, в Турции, Иордании и, возможно, в других странах. В настоящее время власти Республики Азербайджан говорят о наличии на своей территории 50 тыс. местных по происхождению аварцев, но в азербайджанских источниках фигурирует еще и другая цифра - 150 тыс.
На территории бывшего Закатальского округа аварский этнос является коренным. Дело в том, что это - часть Восточного Кавказа, земля, на которой именно грузины и армяне являются пришлым элементом, по отношению к элементу дагестаноязычному.
В XIX в. аварский язык преобладал в Джаро-Белоканах. Тюркский знали там тогда лишь взрослые аварцы мужского пола, но и они употребляли его фактически лишь «за границей». Причина этого в том, что, в соответствии с порядками, существовавшими в независимой Джаро-Белоканской республике, авароязычное население владело практически всей землей - от гор до берегов Алазана, в отличие от местных мугалов и падаров, как и грузиноязычных ингелойцев. Отсюда и проистекала джаро-белоканская традиция, кстати, сохранявшая свою действенность и в эпоху российского владычества, требовавшая для аварского языка высокого общественного статуса, и как результат - общение земледельцев с представителями землевладельческого класса именно на нем.
В Елисуйской зоне, расположенной на границе с великим языковым миром тюрков, на территории, где в составе местного авароязычного населения было много этнических цахуров, лакцев и ахтынских лезгин, положение было иное. Там в обыденной жизни представителей всех слоев общества, в том числе и среди дагестаноязычных по происхождению, господствовал уже давно азербайджанский язык. При этом, однако, часть местного населения, считавшаяся аристократией, - потомки елисуйских князей, их воинов и приближенных, - ощущая себя элементом единоплеменным с джаро-белоканцами и дагестанцами, хорошо знала аварский язык. Мало того, елисуйская знать, а среди нее было немало чародинцев и гунибцев, прилагала усилия к сохранению аварского языка в Елису и на прилегающих землях.
Краткий очерк истории закавказской части аварского народа
В VI-VIII вв. территория Закатальского округа входила в состав христианского государства Сарир, управление которым осуществлялось тогда из Хунзаха и Кумуха, при том, что первый считался главной сарирской столицей. В конце IX - X вв. названные земли входят в состав второго Албанского «царства». В начале XI в. эта вторая Албания была присоединена, вместе с землями закавказских аварцев, к княжеству Кахетия, которое, в свою очередь, оказалось в XII в. включенным в состав единого Грузинского царства.
Власть грузинских царей, князей и попов, которую те стали осуществлять с указанного времени над белокано-закатало-елисуйской территорией - частью Кахетии, сохранялась в их руках века. В течение именно этих долгих столетий феодального владычества Грузии и произошла в Белокано-Закатало-Елису известная грузинизация пространства и населения. Случилось же это как вследствие прибытия в зону грузинских переселенцев с территорий, лежащих западнее, так и вследствие ассимиляции закавказских аварцев-христиан грузинами, осуществленной постепенно - через влияние высокоразвитой грузинской культуры.
Возрождение государственности на территории Закатальского округа произошло во 2-й половине XIII в. Речь идет о крошечном по территории мусульманском государстве, занимавшем верхнюю часть Джарского ущелья и прилегающие земли, покрытые густыми лесами. Следует при этом отметить, что в создании названного государства аварцев - в условиях временного ослабления Грузинского царства, вследствие нашествия на него монголов, - немалую роль сыграли газии, т.е. «борцы за веру», приходившие время от времени из Южного Дагестана, скорее всего из лезгинского села Маза, лежавшего еще недавно на склонах Шалбуздага, а также - южнодагестанские ученые-арабисты.
Благодаря факту существования в Закавказье названного выше государства, пошел, хотя и очень медленно, процесс разностороннего усиления авароязычного элемента на левобережье Алазана. Первоначально это явление имело место лишь на отрогах южных склонов Главного Кавказского хребта, под защитой густых лесов. В пределах XV - начала XVI вв. над современным г. Закатала, на высоте примерно 1700 м над уровнем моря, близ родника, снабжавшего водой скотоводов-джарцев, представителей коренного населения, начинается важный в рамках истории всего Кавказа процесс формирования там Голодинской общины (Гъолода эл - «Союз, [заключенный] на склоне горы», с авар.).
Согласно традиции, Голодинская община состояла из семи кланов - тухумов, основателями которых являлись выходцы из Горного Дагестана. Корни кланов Нухиял и Чумчаял вели, к примеру, в Хунзахскую зону. Два других - Тлебелал и Чурмутал - происходили из нынешнего Тляратинского района. Выходцами из дагестанского Аваристана были, несомненно, и представители клана Оцоберал (в перев. с авар. «Имеющие бычьи глаза»). Что же касается кланов, именуемых Бугуял и Араблинские (ГIарабазулал), то в XIX в. говорили, что основатели их прибыли в Джаро-Белоканы из Самурской долины, причем предок Араблинских был, вполне возможно, родом из Докузпары.
Эти носители горского духа из Дагестана, с его храбростью, стойкостью и способностью проведения массовых организованных действий, возглавляли в течение всего XVII в. борьбу аварцев Закавказья за ликвидацию грузинского феодализма на левобережье Алазана, прежде всего на территории современных Закатальского и Белоканского районов. Именно благодаря факту проживания названных воителей, именовавших себя «голодинцами» (гъолодиссел) и расселившихся впоследствии по предгорью и равнине, и родилась позднее концепция, утверждавшая, что все аварцы являются-де в пределах Закатальского округа переселенцами, обосновавшимися там в XVII-XVIII вв.
Знакомство с историческими источниками, а также с фундаментальными исследованиями достаточно ясно показывает, что определенная часть аварского народа проживала на территории округа всегда, причем, имея временами свою, национальную по форме, государственность. Элита же закавказских аварцев XVIII-XIX вв. в большинстве своем происходила, действительно, от переселенцев-воинов из Горного Дагестана.
В пределах Дагестана главной опорой закавказских аварцев в XVI-XIX вв. были лакцы-казикумухцы. Конкретную помощь в деле борьбы за создание независимого от Грузии национального государства оказывали им также цахуры - обитатели Самурской долины, чародинцы и тляратинцы. Это обстоятельство, в свою очередь, позволило закавказским аварцам нанести на рубеже XVII-XVIII вв. несколько поражений грузинским феодалам и даже царскому войску, а также ханам, представлявшим на Восточном Кавказе династию Сефевидов. Правда, здесь следует отметить, что ранее, в период обострения грузино-иранских отношений, Иранская держава помогала усилению закавказских аварцев как этноса и способствовала их успешному противостоянию грузинской феодальной власти. В 1711-1712 гг. аварцы Закавказья, прежде всего жители Джара и Тала, действуя вместе с цахурами под командованием князя Алисултана, начинают наводить страх на закавказских ханов, князей - тавадов и моуравов - епископов. В качестве же итога ситуации, сложившейся в начале XVIII в., можно назвать захват ими в 1723 г. (при участии цахуров) знаменитого города Тбилиси.
Закрывая исторический блок, нельзя не вспомнить о том, что в 1738 г. в Джарском ущелье наголову разгромили брата известного всему миру завоевателя Надир-шаха - его наместника в западных провинциях державы, талантливого полководца Ибрахима. Эта победа, одержанная над вооруженной многими пушками 30-тысячной армией, удалась только лишь благодаря той помощи, которую оказали друг другу в ходе Джарского сражения 1838 г. все единоплеменники. Были же это кайтагские даргинцы, ахтынские и кюринские лезгины, лакцы, табасаранцы и малочисленные горцы-хиналугцы, проживающие в Кубинской зоне Республики Азербайджан.
Небольшую армию имели и закавказские аварцы. Команды в этой армии отдавались на аварском языке. Был у закавказских аварцев и свой «сенат», работавший под руководством мусульманских ученых и знатоков права - фикха, причем, заседания этого правительственного органа проводились на аварском языке в урочище Агдам, которое расположено в населенном аварцами и цахурами Мухахском ущелье.
С самых давних времен отдельные общины закавказских аварцев имели свои законы, называемые по-аварски балъ (исходное значение этого термина «борозда; линия», срав. древнерусское «ряд» в знач. «закон»). После нашествия Надир-шаха, в связи с возникновением новой военно-политической ситуации в закавказском регионе, эти законы были переработаны и, в конце концов, преобразованы на очередном заседании «сената» в 1758 г. в пространный кодекс, который тогда же был записан на арабском языке.
В зоне традиционного расселения закавказских аварцев сохранились остатки целого ряда христианских церквей и часовен (по-аварски гьатIан), а также внушительные оборонительные сооружения и мечети. Арабская письменность и арабский язык стали распространяться среди закавказских аварцев не позднее XIII в.
По-видимому, с XVII в. отдельные грамотные представители этой части аварского народа начинают пользоваться также персидским и тюркским языками. В том же столетии появляются, прежде всего в Джаре, авторитетные ученые из числа местных жителей (самый известный из них Малламухаммад Голодинец, происходивший, кажется, из клана Нухиял). Некоторые из них занимались популяризацией отдельных сторон восточной культуры, что интересно, на родном аварском языке; записи их сохранились до наших дней. Позднее появятся, опять же преимущественно в Джаре, местные по происхождению личности, которые будут уделять много сил созданию прозаических произведений исламского содержания, а также суфийской и иной религиозной поэзии на аварском языке. Можно в данной связи упомянуть, к примеру, Мухаммадвали - сына Муртузали, потомка выходцев из Кумуха, творившего в Джаре на «болмаце» (бол мацI - «войсковой язык»), правда в его южной разновидности, на рубеже XVIII-XIX вв., а также джарца Маллахасана - сына Малламухаммада, который изложил в стихах, причем на чистом литературном аварском языке, биографию нашего Пророка. Отметим еще и то, что в XVIII-XIX вв. на территории исконного проживания закавказских аварцев существовала достаточно высокоразвитая историография и генеалогия и процветал эпистолярный жанр; все это, правда, на арабском языке.
В настоящее время закавказские аварцы, как и другие этносы, находятся в состоянии духовного спада, что является наследием имперской и коммунистической эпох. Что же им нужно? Прежде всего получить те права в области культуры и кадрового представительства на районном уровне, которые давно обрели все народы в Дагестане.
Источник: Журнал "Народы Дагестана", 4 апреля 2002 г.
Автор: Айтберов Т. М., канд. ист. наук, доцент ДГУ