| Сделать стартовой  |  Добавить в избранное | RSS 2.0
 |   | 
 
Поиск по сайту: Расширенный поиск по сайту   •   Аварско-русско-англо-турецко-арабский онлайн словарь:
Радио "Maarulal.Ru"
Слушать в Media Player Слушать в Winamp Слушать в Real Player Слушать в QuickTime Player
Статистика Радио

Новости сайта


Рейтинг новостей

Архив новостей


Партнеры
Наша Кнопка (размер 31X88)

Разместите на своем сайте нашу кнопку, а в ответ мы разместим Вашу кнопку или ссылку!
Получить код Кнопки Flash
Получить код Кнопки Gif


Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
 
» АварБо (страница - I)
13 января 2011 | История | добавил(а): M_Shah Awar | Просмотров: 20403
Страницы Аварской истории. Народ возрождается, познавая себя в своей истории, осознавая происхождение своей культуры, причастной иным значимым цивилизациям, обогатившей их и впитавшей от них то лучшее, чем они владели и чего добились…


Аварцы и авары

При всём желании этимологически связать название древнего народа аваров с современными кавказскими аварцами обречено на  построение гипотез на эту тему, лишённых прямых письменных свидетельств и научных доказательств.

Современные аварцы и ряд других дагестанских этносов упоминаются в истории под именем алби, албаны – горцы (лат.), от которых происходит название Кавказская Албания.* В эпоху государства Сарир,* цари которого состояли в родстве с иранской династией Сасанидов; народ, населявший эту страну,  не именовал себя аварами, аварцами, сарирцами или маарулал (самоназвание аварцев. прим.авт.).

В то же время грузины с самых древних времён называли народ, живший и поныне живущий в горах Аварии, – леками, в честь эпонима, праправнука Ноя (Мир ему!) Лекоса, от которого произошли дагестанские народы и древнее название страны – Лекетия. В «Картли цховреба» упоминается, что из рода Лекоса вышел славный потомок Хозоних, который по легенде  и стал основателем земли Хунз. «А Хозоних же, который был самым знатным среди потомков Лекана, подошел и обосновался в ущелье горном, построил город и назвал именем своим Хозанихети.»

Кстати, одно из названий столицы аварского царства Хунзаха - Хумрадж (вероятно искажённое) можно перевести как «царство волка», хъумур – волк* (авар.диал. - см. Правитель страны Гум в нартском эпосе.), и не случайно на штандарте хунзахских ханов на протяжении веков изображался тотемный волк с символом горского монотеизма Свердеро, вечного круга Жизни.

Лингвистическая составляющая древнего аварского этноса связана едиными корнями с хурритскими, урартскими языками (при наличии значительного количества аварско-индоевропейских изоглосс), что подтверждается различными исследователями этого вопроса.

Но, несмотря на кое-какие догадки, размышления и факты по этому поводу, остаётся вопрос, откуда возникло имя, несущее в себе корень авар, трансформировавшееся в имя целого народа и объединившее несколько родственных племён на территории современного Дахистана*? Существуют прямые исторические сведения, датируемые 10 веком, в сообщениях арабского географа и путешественника Ибн Русте о том, что царя Сарира зовут Авар (Auhar). В аварском языке корень "авар" имеет важное значение, он образует слово "авараг", означающее пророк, мессия, царь, что указывает на то, что источник этого слова – имя правителя Серира Авара (Auhar) и, предположительно, целой династии царей. Возможно и иначе: в древнем языке албанов, хунзов слово "авараг" существовало ранее, и этот самый царь, о котором исторические сведения немногочисленны, был назван так от рождения или же получил это имя благодаря своей деятельности. Но с другой стороны, маловероятно, что этот факт является причиной того, что целый народ был назван именем одного человека.

Теоретически можно связать имя этого царя с названием кочевого племени аваров, так как властители Сарира были связаны родственными узами с царской династией Ирана, а авары,  как известно, относились к последней волне иранских номадов и состояли в выгодном политическом союзе с Ираном.

Как бы ни было, но причиной тому, что народ обрёл имя Auhar – Воля Всевышнего Аллаха.
Аварский народ был и есть образующий Дагестан, являющийся его стержнем, ради единства которого силы его (народа) выдвинули в жизнь таких деятелей, как: Имам Шамиль, Кази-Магомед, Хаджи-Мурат, шейх Узун-Хаджи Салтинский, Амин Гонодинский,  имам Гоцинский, кадий Пир-Мухаммад, муфтий Саид-Хаджи Абубакаров, Расул Гамзатов, Максуд Сидиков, Сурхай, Уммахан Аварский, Уммахан Справедливый, Бухт Йишо*, Суракат, Auhar…

Если авары  родственны хурритам, то им родственны аварцы дагестанские?


В поисках информации на эту тему обнаружил интересную статью на английском языке об аварах и краткий пост о ней в сети. Автор статьи утверждает, что авары евразийские и кавказские авары - одно и то же. Речь идёт о хурритах Хорезма. По его убеждению этническим ядром аваров были хурриты (Huer,Hwer,Hwar). В составе хурритского объединения были и иранцы и протомонголы. Но основным этно-образующим элементом являлись хурриты. По мнению учёных, в частности, А.Толстова, Хорезм (=Ариана) переводится как «Земля Хурритов-Земля Народа Солнца». На острове Хвар в Хорватии до наших дней сохранились потомки евразийских аваров. Помимо этого, аварский язык имеет прямое родство с сино-тибетскими и енисейскими языками. Первоначально авар (обр) - это хуррит, и только позже это имя стало восприниматься как иранское слово "номад" (свободный, деятельный).

Общепризнанные данные учёных о принадлежности нахско-дагестанских народов, а конкретно аварцев к сино-кавказской языковой семье, к которой относились и хурриты, подтверждают вышеприведённые сведения и проводят прямую генеалогическую и лингвистическую параллель между двумя течениями аваров. И те и другие авары включали и включают в себя субстраты и других этнических групп. Не случайно в гаплогруппе аварцев выявлена связь с семитской ветвью, к которой принадлежат и арабы, а евразийские авары представляли из себя воплотившийся синтез племён и рас, стержневую роль в котором играл, наряду с прочими, хурритский этно-языковой субстрат. 
«Аварская орда в Европе, предположительно, отождествляла себя с жужаньской государственностью, но реально состояла из неоднородных по своему этническому составу племён преимущественно европеоидного происхождения. Так, данные археологических раскопок показывают, что 80 % обнаруженных аварских черепов принадлежат к европеоидной расе, среди которых длинноголовые нордики (высокорослые блондины с выпирающими носами и подбородками, — атланто-балтийцы) и средиземноморцы составляют 38 %, широколицые протоевропеоиды сарматского типа (условные «кроманьонцы»)— 22,6 %, круглоголовые памиро-альпийцы (балкано-кавказцы, включая так называемый «кельтский тип», высокорослых динарцев, депигментированных кавкасионцев с отчасти сарматскими чертами и народ «ди» китайских хроник) вместе с арменоидными переднеазиатами (то есть физическими хурритами) — 17,1 %.» (википедия.)

Есть ясные сведения, где авары причисляются к семитам-хурритам, смешавшимся между собой в результате взаимопроникновения этих племён и подчинения хурритами аморейско-аккадских государств . Те семиты, как утверждается, не относились ни к арабам, ни к евреем, ни к пеласгам, но являлись самостоятельным этно-образованием семитической ветви народов, однако несли в себе общие черты, гены, культурно-религиозные особенности этой расы, расы потомков патриарха Сима, сына Ноя. Думаю, эти данные позволяют признать доказанной определённую этническую связь аваров и аварцев и ответить на вопрос, откуда в гаплогруппе аварцев  J1 – 67 % и где первоначально нужно искать эти истоки (J1 относится к роду Авраама, Ибрахима, - мир ему!). Но в то же самое время это не говорит о том, что аварцы произошли от аваров или смешались с ними. Участие хурритских и индоевропейских племён объединения аваров в этногенезе горцев исключить нельзя, но завышать его масштаб также не имеет смысла, так как проникновение гунно-авар в горные области земли Сарир, где обитали их родственные племена по хурритской линии,  не происходило в массовом потоке. Однако сам факт изменения в названии центра Нагорного Дагестана Хозонихети, Хумрадж на Хунзах (у хунов, вархуннов; Авар-Хунзах или Хунаракерт – город хонов, арм.), говорит о возможных контактах  гуно-авар  с горцами – хунзами, сильбами, андаками и др. – в будущем единым народом под общим именем – аварал (аварцы). Подтверждает такую версию и факт реконструкции Николаевым С. Л. и Старостиным С.А.(Nikolajev S. L., Starostin S. A. A North Caucasian Ethymological Dictionary. — Moscow, 1994), современного аварского обозначения понятия «народ БО – вооружённый народ, войско, ополчение» (* Awar>*bar>bo, – родственное хуррито-урартскому xurrade. (прим. аварское село Хурада).

Несмотря на то, что мы теоретически приблизились к вопросу о родстве аваров и этимологической связи их общего имени, мы не имеем материальных фактологических подтверждений того времени, когда было положено начало этому союзу и событиям вокруг этого, что в конечном счёте и является задачей археологии. К тому же евразийских аваров всё же принято именовать псевдоаварами, и этому есть своё объяснение.

При всей  значимости поисков этнической идентичности различных народов Земли, одно  важно помнить из истории евразийских авар для всех нас, живущих в 21 веке,  – это то, что постигло каганат на закате его славы, от чего пало их государство на глазах у всего мира:

«В одном византийском источнике IX в. сохранились любопытные подробности о причинах разложения позднеаварского общества; это рассказы старых аварских воинов, находившихся в болгарском плену у хана Крума. Хан спросил у них: «Что вы думаете, почему были разорены ваши господа и ваш народ?» Они ответили так: «Вначале из-за ссоры, лишившей кагана верных и правдивых советников, власть попала в руки людей нечестивых. Затем были развращены судьи, которые должны были отстаивать перед народом правду, но вместо этого побратались с лицемерами и ворами; обилие вина породило пьянство, и авары, ослабев физически, потеряли и рассудок. Наконец, пошло увлечение торговлей: авары стали торгашами, один обманывал другого, брат продавал брата. Это, господин наш, и стало источником нашего постыдного несчастья».

Поэтому лучшее, что имеет аварский народ – это религия Единобожия (ислам), история, полирелигиозная культура, деяния великих предков, а также многовековой повседневный духовный и материальный труд и молитва простого горского народа, что является хранителем очагов Кавказа, духом, плотью и кровью Дагестана и Аварии.


М-Шах



————————————————————————————————————

Примечания в фактах и ссылках:

*Подавляющее большинство исследователей (Й. Маркварт, О. Прицак, В. Ф. Минорский, В. М. Бейлис, М. Г. Магомедов, Т. М. Айтберов причисляют к наследию авар и этнический термин «awar~auhar», исторически закрепившийся за дагестанскими аварцами, признавая при этом вполне допустимым наличие инфильтрации части аваров в горскую кавказоязычную среду.

Не видит каких-либо серьёзных причин для сомнений в правоте сторонников инфильтрационной точки зрения и лингвист Харальд Хаарманн, также увязывающий дагестанский этноним «авар» с наследием евразийских аваров~вархонитов.

*(http://ru.wikipedia.org/wiki/Аварцы)

*О «ГУМСКОМ КЪОБОРЕ» НАРТСКОГО ЭПОСА

http://wolfhunnenverband.ya.ru/replies.xml?item_no=8

* Бухт Йишо - дословный перевод имени правителя Сарира - "Спас Иисус".

* Название Дагестан по мнению некоторых исследователей происходит от иранского слова «дахью», что означает «страна, состоящая из нескольких областей», «территориальное объединение, функционировавшее как крупное родоплеменное образование» и соответственно «стан». Таким образом в имени Дагестан – два или три значения, одно иранское, другое тюркское и наконец историческое внутреннее значение, что означает «Земля Трона», на арабском ард ас-Сарир.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Но следует отметить, что существует совершенно иное толкование происхождения имени аварского народа, и восходит оно к ещё более древним временам. Из этого следует, что и этническая связь между кочевниками, взявшими имя авар и аварами дагестанскими, лишь условная.


М.ШагIманов.

 
 (голосов: 5)
| | Комментарии (10) | Распечатать
 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.


Поделиться:

Добавить страницу в закладки:
Добавить закладку в Бобрдобр Добавить закладку в news2 Добавить закладку в Memori Добавить закладку в Newsland Добавить закладку в СМИ2 Добавить закладку в Vaau Добавить закладку в Mister-Wong Добавить закладку в Newsvine Добавить закладку в Delicoius Добавить закладку в Slashdot Добавить закладку в Blogmarks Добавить закладку в Technorati Добавить закладку в Folkd


Если Вам понравилась новость поделитесь с друзьями :

Другие новости по теме:



 

#1 написал(а): muhamedavar (14 января 2011 14:15)

Есть одна пословица с мудростью которой не поспоришь. " Историю пишут победители".   Авары в своей истории имели несчастье проиграть дважды. Крах Аварского каганата и развал Имамата Шамиля.   Те кто победил имперских авар постарались уничтожить всю правдивую историю этого народа, а местами даже приписать себе их заслуги, а те кто разрушил Имамат постарались вообще стереть из памяти людской сам факт существования этого народа назвав авар аварцами. Но есть вещи которые нельзя стереть и уничтожить. Это свободолюбивый дух нашего народа заложенный на генном уровне.

#2 написал(а): bespredel24 (15 января 2011 14:48)

а аварский каганта разве это наше предкие да? вроде они жили на черном море хотя картаев говорит что ихние потомки это аварцы мне один историк сказал что это не правда

 Уммахан Справедливый, Кто такие ? Суракат, Auhar... Асиятилова имел да виду ? можно узнать что он сделал? Директор пивзавода 

#3 написал(а): maarulav77 (15 января 2011 15:44)


#4 написал(а): M_Shah Awar (16 января 2011 16:10)

Авары не предки и не потомки аварцев, но общие корни есть.
--------------------------------------------------------------------------------

---
Авария

Аварское ханство было одним из крупных дагестанских государств со столицей в Хунзахе, правитель которого носил титул "нуцал".

Суракат I ( -1230?-1256?)
Баяр I ( -1256?-1270)
Масум-бек I ( -1270-1275)
Султан I ( -1275-1295)
Малик Саратан I ( -1295?-1300?)
?
Андуник-хан I ( -1460-1485)
Булак-хан I ( -1485-1510)
?
Нуцал-хан I ( -1540–1546)
Андуник-хан II ( -1546-.XII.1569)
?
Канбулак-хан I ( -1589-?)
?
Шамхал-хан I ибн Мухаммед ( -1596-16??)
?
Махди-хан I ( -?-1614)
Умма-хан I ( -1620?-1634)
Амир Хамза-хан I ибн Барти ( -1634?-1646)
Молдар-мирза I ( -?-1650?)
Мухаммед-хан I ( -1650?–?)
Дугри-хан I ибн Умма ( -1656?-1668)
Мухаммед-хан II ибн Дугри ( -1668-1688)
Умма-хан II ( -1688-1699)
Дугри-хан II ( -1699-?)
Мухаммед-хан III ( -?-1713?)
Умма-хан III ( -1720?-1730;1735-1740)
Анкал-хан I ( -1730-1735)
Нуцал-хан II ( -1740-1744)
Махмуд-хан I
Мухаммед-хан IV ( -1765?-1774)
Умма-хан IV ибн Мухаммед ( -1774-.IV.1801)
Гебек-хан I ибн Мухаммед ( -1801-.I.1802)
Султан Ахмед-хан I ибн Али ( -1802-1823) Мехтули
Сурхай-хан I ( -1823-1827)
Арслан-хан I ( -1827–1828)
Абу Султан-хан I ( -1828-1834)
Баху-бика I ( -1834-1834)
Мухаммед-мирза I ( -1834-1837)
1837-1859 - к имамату Шамиля
Ибрагим-хан I ( -1859-1863) - к России

--------------------------------------------------------------------------------

-----------------------------

http://fatiha.ru/istoria/umahan.html

--------------------------------------------------------------------------------

------------------------------
XVII век - Создание Первого Кодекса ханом Аварии Уммаханом Справедливым
--------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------
Auhar - царь Ард-ас-Сарира, Аварии, властитель многих земель.

#5 написал(а): maarulav77 (17 января 2011 12:55)

Очень интересная хроника, баркала, Марат

#6 написал(а): bespredel24 (20 января 2011 16:03)

да очень интересная хроника! нет не беспредел неначился просто почта так моя называется я думал он про другого Сураката говорит, извеняюс ошибся )))))   а какая разница в название Авар или Аварцы? 

#7 написал(а): M_Shah Awar (20 января 2011 17:07)

Окончание -ц, связано с традициями русского языками при обозначении множественного числа. Но это не принципиальная особенность русского языка, так как те же татары и многие другие не заполучили его в качестве окончания. Или это может быть намеренным изменением формы имени в политических целях или небрежностью, которая допускалась царскими политиками, придворными лингвистами, учёными в отношении к кавказским народам, ведь одно время все дагестанские народы называли то татарами, то "лезгинцами", лезгинами, как придётся, одним словом.  Но как бы там ни было, изначально название это происходит от слова или имени Авар. В иностранных языках, в том же немецком, наш народ именуют Awaren, на испанском Avaro, на английском Avar. То есть "Ц" нигде не присутствует smile

Да и в названии - русский, существительное, имя рус или самоназвание - русич, уступает место прилагательному, что видоизменяет языковую традицию в образовании имён собственных,  принадлежащих племени, нации, народу.

#8 написал(а): HADJIMURAD (31 января 2011 08:02)

Баркаллагь Марат! Главное, что бы мы чтили и помнили историю и достойных людей с нашего народа! Что бы мы подражали им, не теряя имана, ях1-намуса, горского духа и любви к родине!!! Ц1уне маг1арулал маг1арул мац1ц1!!!

#9 написал(а): M_Shah Awar (2 февраля 2011 13:48)

Баркаллагь!
ИншАллах, Любовь к Аллаху, к Родине и ближним приведёт к возрождению.

#10 написал(а): ruZZ (4 февраля 2011 12:10)

Цитата: "Главное, что бы мы чтили и помнили историю и достойных людей с нашего народа! Что бы мы подражали им, не теряя имана, ях1-намуса, горского духа и любви к родине!!! Ц1уне маг1арулал маг1арул мац1ц1!!!" Скажите,если кто осведомлен : что под собой подрузумевается когда мы говорим о таких понятиях как "иман", "ях1","намус", "горский дух", "любовь к родине"?. Что они означают ВООБЩЕ? мы все образное представление конечно же имеем,но вот хотелось бы понять с чем (или с кем) они в частности у у аварОВ (мне больше импонирует "аварИец"- как "житель Аварии")ассоциируются? Если мы ЭТО(!)уясним будет легче идинтифицировать себя как выразитель данного этноса. А то, простите, пока что мы не выразились как чем то особый этнос что бы мы были интересны как для внешнего самовыражения так и для самоутверждения...? А раз так то все слова останутся общими высокопарными понятиями повторяемымы друг за другом без какого-либо конкретизирующего значения..

» Добавление комментария



Панель управления

ИМАМ ШАМИЛ
М.ХIамзаев
Aудио ТIехь
© maarulal.ru


Последние комментарии

Календарь
«    Январь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

Статистика

Опрос

Лучший из сайтов
Неплохой сайт
Устраивает ... но ...
Встречал(а) и получше
Совсем не понравился


  Главная  |  Регистрация  |  Правила  |  Библиотека  |  Фотогалерея  |  Видео и ТВ |  Обратная связь
© MAARULAL.RU 2009   Design by  Tsor-Studio.   Все права защищены
ALLDAG.ru    Rambler's Top100 Яндекс цитирования Система Orphus
 
Мнение администрации сайта может не совпадать с точкой зрения авторов статей !
При использовании материалов сайта, активная гиперссылка на сайт Maarulal.Ru обязательна!
При использовании материалов сайта в печатных СМИ, на ТВ, Радио - упоминание сайта обязательно!
Так же обязательно, при использовании материалов сайта указывать авторов материалов.