| Сделать стартовой  |  Добавить в избранное | RSS 2.0
 |   | 
 
Поиск по сайту: Расширенный поиск по сайту   •   Аварско-русско-англо-турецко-арабский онлайн словарь:
Радио "Maarulal.Ru"
Слушать в Media Player Слушать в Winamp Слушать в Real Player Слушать в QuickTime Player
Статистика Радио

Новости сайта


Рейтинг новостей

Архив новостей


Партнеры
Наша Кнопка (размер 31X88)

Разместите на своем сайте нашу кнопку, а в ответ мы разместим Вашу кнопку или ссылку!
Получить код Кнопки Flash
Получить код Кнопки Gif

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
 
» Древний Хунзах и Хунзахцы. Айтберов Т. М.
25 сентября 2011 | История, Библиотека | добавил(а): admin | Просмотров: 13695
Древний Хунзах и Хунзахцы. Айтберов Т. М. В книге излагается в популярной форме подробная история Хунзаха — одного из древнейших центров политической власти на Северо-Восточном Кавказе. Охватывается период с первых веков нашей эры и до рубежа XVII—XVIII вв. Сделана попытка учесть, осмыслить и обобщить все известные факты хунзахской истории, упомянуть зафиксированные в письменных источниках имена хунзахцев и видных лиц хунзахского происхождения, проживавших в указанное время в других местах.
Книга рассчитана на широкий круг читателей, особенно на лиц, интересующихся историей Аварии.

Скачать: drevniy_khunzakh_i_khunzakhtsi.doc [1,02 Mb] (cкачиваний: 450)


Автор: Айтберов Т. М.
 
 (голосов: 15)
| | Комментарии (3) | Распечатать
 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.


Поделиться:

Добавить страницу в закладки:
Добавить закладку в Бобрдобр Добавить закладку в news2 Добавить закладку в Memori Добавить закладку в Newsland Добавить закладку в СМИ2 Добавить закладку в Vaau Добавить закладку в Mister-Wong Добавить закладку в Newsvine Добавить закладку в Delicoius Добавить закладку в Slashdot Добавить закладку в Blogmarks Добавить закладку в Technorati Добавить закладку в Folkd


Если Вам понравилась новость поделитесь с друзьями :

Другие новости по теме:

  • Айтберов Т. М. Закавказские аварцы: этнос, государственность, законы (VIII- ...
  • Гидатль: Исторические этюды. Автор: Ибрагимхалил Бутаев. Махачкала, 2013г.
  • Муса Балаханский. Автор: Ибрагимов Магомеднаби Ахмедович. Махачкала, 2009г.
  • Дадаев М. И. Дылым в XIV–XX вв.. История, география и этнография селения в ...
  • Этнополитическая и культурно-религиозная история дагестаноязычных народов а ...
  • Религиозные представления аварцев доисламского периода
  • Елису и Горный магал в ХII–ХIХ вв. (очерки истории и ономастики). Авторы: А ...
  • Некоторые эпиграфические памятники Алазанской долины XVII-XVIII вв. (Специа ...
  • Духовная литература аварцев. Сиражудин Хайбуллаев. Махачкала 1998
  • Сулейманова С.А. Институт «хранителей границ» на Кавказе по местным археогр ...


  •  

    #1 написал(а): dido (4 июля 2013 15:35)

    Предание «О ПРОИСХОЖДЕНИИ  ЧЕЧЕНЦЕВ: «Журнал   Мусульманская цивилизация»№2

     

    ...Арабских рукописей трактующих о происхождении чеченцев, всего было...четыре. Одна из них принадлежала жителю сел. Ножай-юрт Ичкеринского обшества Шах-Булату, другая- жителю селения Ярык-су Ауховского общества мулле Темирко Урусханову, третья- жителю, селения Цонторо (Центерой Ичкерия)мулле Арсануко и четвертая- бывшему Ичкерийскому кадию Шамилю Каратаеву...тщательный точный перевод рукописи Шамиля- кадия, сверх того, был сделан ..одним вполне компетентным переводчиком с арабского. Этот перевод, снабженный мною необходимыми примечаниями и справками, по рукописи муллы Арсануко, и помешается здесь ниже.

    Во имя Аллаха милостивого и милосердного. Хвала Аллаху, единному Господу Вселенной. Да будет благословение и мир над теми, после которого нет пророка.

    Летопись выхода предков племени нахчу из селения Нахчуван в 17 й день месяца Раджаб 63 года после хиджры, после смерти пророка, да будет над ним благословение и мир.

    Из вышеупомянутого благословенного селения Нахчуван вышли три брата: Абдул-Хан, Рашид-Хан, сыновья Саида-Али-Шами, носившего титул Сейедуль Умараи Султану Салатини, жившего 100 лет и умершего- да помилует его Аллах- в Шаме..

    ...Из Нахчувана они ушли в Кагызман, где жили родственники отца их, в том числе дядя Газим-Гамзат.(переселение в Арзрум. Кабарду.. Аргун. Нашах.)

    Шамхан умер в Нащахе. После этого в Нашахе образовалось тринадцать колен.

    Я, факир Гамзат, сын Шамхана, четвертый потомок наших предков (повествую): - Аргун, сын сеида-Али, оставил свое местожительство своим братьям и перешел на жительство в Махкеты, вместе с ним перешел туда и дядя наш Фахрудин. Там они прожили десять лет, я же остался жить в Нашахе, на гале. Однажды мы с Фахрудином по уговору, пошли осматривать окрестные горы и нашли в них одно прекрасное место, покрытое лесом. Аргун поселился на этом месте и там образовался большой аул, названный Аргуном. Фахрудин не остался там, а переселился на жительство ко мне в Нашах. В то время в горах, кроме аулов Аргун (скорее всего, сел. Аргвани, так согласно хронике сел.Аргвани говорится о занятии территории охотниками, прибывшими из Чечни и об основании ими селения.)* и Карата, других не было. Тогда же пришли в Аварию (в Аварские горы) ханы Кабатийские, Суракат и Кагар (Нужно заметить впрочем что в Дагестане Суракат признается за русского князя. Там же в рукописи Арсануко оба князя называются братьям.) Суракат поселился в Аварии, а Кагар в Чир-юрте. Это было в 370 году после хиджры. (В рукописи Арсануко после имени Сураката и Кагара стоят слова: - джугут, т.е. еврейские князья, что нужно понимать как хазарские князья... Суракат был сын Суртана (Бину-Саратан- основатель нуцальства в Аварии в конце-7 века) сына Умахана, сына Прусс - шаха, сына Бакира, сына Переда, сына Тахмаза, сына Сита, сына Амира, а амир сыном Пираума. От Адама до Пирауна было 98 поколений людей. Дата 37О год, несомненно, ошибочная, что соответствует 98О году христианского летоисчисления. Суракат фактически воевал с арабами в середине - 8 века нашей эры.
    ..Что касается хараджа его (шамхала), который ежегодно должны были вносить райаты, и того, что полагалось с пастбищных гор, то на общество (джамаат) Карахи(Къаралал- Чародинский район) наложено пятьсот овец, на общество Кинсирухи(Кьесерухъ- Чародинский район) - триста овец (для шамхала и четыреста овец - для гирим - (шамхала); также с горы Кинсирухи(Кьесерухъ) - тысяча овец(шамхалу) и тридцать коров гирим - (шамхалу); на общество Хебелал (Лъебелал - Тляратинский район) наложено с каждого дома каждый четвертый год - по овце; на Чамалал (Ч1амалал - Цумадинский район) - пятьсот овец; на Тиндал (Т1индал - Цумадинский район) - двадцать быков; на Аршуб (Арчиб - Чародинский район) - сто тридцать овец (шамхалу) и тридцать баранов и двенадцать овец - гирим (шамхалу; на жителей Хумз(Хунзах- Хунзахский район) - семьсот баранов, семьсот кайлей пшеницы и шестьдесят кайлей меду; на жителей Андиб(Г1анди - Ботлихского) - бык и восемь кусков войлока (буртина); на город Гадариб(Кадар- Буйнакского района) и Хиркас(Аркас Буйнакского района) - половина того,что на вилайат Хумз; на жителей Тума(территория Казикумухского ханства) - по барану с каждого дома и кайл пшеницы - ему (шамхалу). А (деревня) Мичихич (территория Чечни) целиком является его владением (мульк). На жителей города Кускит (сел. Костек Хасавюртовского района) - с каждого дома по одной рыбе; (на жителей селения) Таргу (сел. Тарки) - с каждого дома по два са риса; на жителей Кабдин (сел. Губден - Карабудахкентского района) - сто баранов; на жителей Хайдака (Кайтаг) - сто семнадцать буйволов; а Джурми - также его (шамхала) владение; на жителей Усиша и Акуша (селения Акушинского района) наложено сто быков; на жителей Сирхи (Общество Сирха –Акушинский
      и Дахадаевский районы) - (по одному дирхему) с каждого дома; на селение Цудахар (сел. Цудахар –Левашинского района) - пятьдесят быков; на жителей селения Хамчукат (сел. Унчукатль - Лакского района) и на К.б. к. бан (сел. Кубалю - Лакского района) - шесть ослов, (навьюченных) маслом; на жителей Зирихкерани (сел. Кубачи –Дахадаевского района)- тридцать (мер) пороху; с горы с Сунбатл(сел. Кулинского района)- пятьдесят баранов; на жителей селения ( Ирг. н- сел Ирганай(Рихьуни) унцукульского района)- по одному кайлу зерна с каждого дома; Шамхалу принадлежит (также) гора, называемая Зантаб(гора близ Ирганая),( за пользование которой платят) восемьдесят овец; на Баклулал( Бакълъулал –общество в Гумбетовский район наложено тридцать быков и тридцать ягнят; С.хри (сел.Цахур - Рутульский район) и Гулуда(село близ г. Закаталы Азербайджана) - его собственность, а двум этим селениям принадлежат две горы, с которых ежегодно полагается пятьдесят овец; на общество Рисур(общество Рис-ор- Чародинский район) и Мукрак(общество Мукракь- Чародинский район) - семьдесять баранов; (на общество Куралал(кюринцы- жители владения Кюре в Юждаге) наложено сто жеребцов и сто кобыл). Все, что упомянуто здесь, поступает ежегодно и делится между всеми потомками Хамзы и потомками Абббаса, как было заведено прежде.

    Предания рассказывают: «Абу-Муслим шейх распространитель ислама прислал из Хунзаха нукеров собирать дань. Их убили в Эшхъа». И еще «Хунзахский хан прислал к нам сборщиков, но наш дибирилав шейх оскорбил их, опрокинув мерку с зерном, и сборщики были убиты. Тогда хан снарядил войско, чтобы нас покарать. Старшины Эшхъа сошлись на совет и придумали, что делать. Женщин они отправили на мужскую работу- пахать(по другому варианту их переодели в мужскую одежду). Парням велели играть в мяч на видном месте. Вооруженных мужчин выслали навстречу врагу на Бегъасоба». Хунзахцы двигались на Бахкули. Работавших женщин, как и рассчитывали старики, они приняли за мужчин и испугавшись мнимого превосходства сил, повернули обратно. Другие варианты путая эпохи и события, разноречиво  называют имя хунзахского владетеля(Алихан, Уммахан, Ибрагимхан, Суракатхан), определяют эпоху как время, «когда арабы строили Дербент», и повествуют о длительной войне Эшхъа с ханом. Одна из концовок такова: «Лишь небольшое время мы платили дань Хунзаху, но отбили хана и стали вольными». О наличии древней экспансии Хунзаха в отношении Караты свидетельствует и такое показание :»нуцал грозил, что поведет на нас войска, многочисленные, как звезда в небе. Мы ему ответили- звезды скрываются при солнце, иди, все равно нас не покоришь». Приведенные данные отражают сторону военных столкновений в истории Карата.

    Из других значительных событий следует назвать эпидемию и пожар. По преданиям каратинскую землю некогда охватывала заразная болезнь къавда. Люди повально заболевали и в тот же день умирали. Особенно пострадало сел. Арчо. Оттуда никого не пускали в Эшхъа, нозараза все-таки распространилась и, как говорят старики: «осталось только 7 хозяйств», но потом население снова выросло.

    Так или иначе эти версии связывают эпидемию с некоторыми перемещениями людских масс с юга (из опустевших земель, ныне ахвахских) на север (в Эшхъа, Арчо и др.).

    Перемещения происходили и в обратном направлении( не связываемые  преданиями с периодом эпидемии)- с севера  из Эшхъа на юго-запад- в Сильди, Гако, а также в недалеко расположенное от них Кеди. Причины этих перемещений объясняют так: «Наши пастбищные горы были в Цумадинском районе. Там грабили чеченцы, приходилось держать охрану, поэтому наши люди основались там на жительство».

    Таким образом первоначальная целостность тухумных групп и единство их локализации нарушилось.

    Очерченный нами период Эшхъа, относящийся к ранней истории Караты, хронологическому определению не поддается.

    Событием более поздним, которое местные жители пробуют датировать, является пожар. Он возник на почве мести. Жители Эшхъа убили тукитинца, единственного сына вдовы. Мать убитого ночью вышла из селения Тукита, незаметно пробралась в Эшхъа, подожгла дом кровных врагов и удалилась. Проходя тайным путем, мстительница порвала одежду о колючие кусты и возвращаясь обратно, села на край отвесной скалы близ Тукита, как раз напротив загоревшейся ярким огнем Эшхъа и при свете пожара зашивала рубаху и пела торжественную песнь. «Пожар был так силен, что бараний жир в мечети растопился и потек ручьем до самой речки». Показывают место, где начался пожар. Селение выгорело до тла: «и вот после этого, единогласно подчеркивают наши рассказчики, «люди перешли в Карату», т.е. заняли основное место современного аула, следствии чего селение Эшхъа перестало быть центром, оскудело и превратилось в небольшой квартал на окраине Карата. Событие это, по вычислениям стариков, произошло около 300 лет тому назад.

    Если считаться с приведенной датировкой пожара сел. Эшхъа, то новый период аула, собственно Караты, своим началом будет восходить приблизительно к середине ХУ11 в.

    Наши непосредственные наблюдения не обнаружили в сел. Карата следов башен. Однако было указано место Щебелъерлълъа (этот термин имеет значение «под башнями»), из чего можно вывести заключение, что башни существовали.

    В памяти стариков хранятся события первой половины 19 в. Героем рассказов является некто Малла из крупнейшего каратинского тухума Г1ак1ибай. Это был богатый и сильний человек, имевщий семь сыновей. Он (по рассказам Галбаца Дибира Шамсудинова) собирал дань с аулов каратинских, ахвахских, с Ботлиха и со всей земли до Тинди и багулалов; его называли к1к1ирдал хан и он состоял в дружбе с ханом Хунзаха и был против имама Шамиля; тогда Маллу и его сыновей убили мой дед Галбац и Халид, оба из того же тухума Г1ак1ибай; жен велели бросить в реку и пригласили в Карату Шамиля; произошло это вот так: дед мой Галбац был дибиром в Анди. Когда имам покорил андийцев, он совещался с ним, и дед мой посоветовал Шамилю то же сделать в Карата. Тогда то и был убит Малла»

    Другой информатор, Расул Курмагомедов рассказал следующее: «Малла был в Карата первый человек, старшина. Его слушались все каратинские селения и соседние аварские, считая выборным старшим над собой. Ежегодно или раз в три года Малла собирал представителей селений в Арчо, как в среднем месте, и здесь выносились общие постановления. Люди боялись его. На собрании человек из аварского селения Алах молчал. Малла спросил его: «Что же ты молчишь, разве всем доволен?» Алахец ответил: «Не хочу быть ни выше, ни ниже других, потому и молчу». При Малле был установлен договор с Ибрагимханом хунзахским, чтобы тот не приходил на землю Караты. Но случилось, что хан появился все таки на наших горах вблизи Кеди. При хане было войско. Хана увидели в Сильди. В ответ на вопрос- зачем ты нарушаешь условие, хан сказал- я слез с коня у воды, чтобы помолиться. С целью заверить людей в своих добрых намерениях он устроил состязание в стрельбе с участием своих и наших, поставив в качестве приза быка. Малла дал зарок развестись с женой, если бык не будет получен Каратой., и научил наших не сразу обнаружить уменье, а предварительно раззадорить хунзахцев. В состязании победила Карата. Хан подарил нам быка и удалился. В старости Малла ослеп и столетним стариком лежал в кровати. У него был сын Турач-Али, которого тоже все боялись. В Карате жил тогда человек по имени Чинчара. В одну из дочерей этого Чинчара влюбился Турач-Али, похитил девушку и держал ее в Тукита. Однажды ишаки Чинчара шли на мельницу. Турач-Али отнял муку, отпустил ишаков. Чинчара и его родственники решили убить обидчика, но не могли напасть открыто. Он заснул в пятницу в купальне при мечети. Те подкрались, и один из них, Халид, нанес спящему удар кинжалом в живот. Раненный Турач-Али погнался, дважды ударил покушавшегося кинжалом, но Халид остался невредимым, потому что под одеждой имел кольчугу. Турач-Али умер от раны. После этого мстители убили слепого Маллу. Трое детей Турач Али были ими заперты в доме. Пленники пытались вылезти через дымоход. Тогда про них сказали- все равно из волчат вырастут волки, и лишили детей жизни». Рассказавший все это Расул Нурмагомедов считает себя и еще 6-7 человек единственными в настоящее время потомками Маллы(Он числит себя четвертым поколением Маллы и особой ветви Маллабай, входящей в состав тухума Г1ак1ибай). Рассказчик дал ряд пояснений. Чинчара принадлежал к тухуму Г1ак1ибай; Халид был его однотухумцем; потомки Чинчара по мужской линии вымерли; Галбац Дибир Щамсудинов(сообшивший первую версию предания о Малле)- сын дочери Чинчара. Его дядя Галбац был наибом Шамиля, назначенным в Карату по рекомендации Халида; Маллу убил Халид, а Галбац- дед, был может быть только сообщником. Дата убийства Маллы по родословным счислениям относится к тридцатым годам Х1Х века.

    Приведенные рассказы как бы дополняют друг друга. Версия Галбаца- Дибира Шамсудинова оттеняет «внешне политическую» ситуацию, версия Расула Нурмагомедова в большей степени «внутренне каратинскую». Вражда и убийство разыгрались в пределах одного тухума. Малла не хан, а тухумный старшина, распространивший влияние на целый участок, противник режима Шамиля.

    Карата в свою очередь стала одним из опорных пунктов Шамиля. Жители до сих пор вспоминают, что здесь был артиллерийский склад, устроенный Шамилем. Они также показывают надгробный памятник на могиле, где был погребен сын Шамиля Джамал-Эддин. Показывают и дом, где жил Шамиль и члены его семьи. Другой дом, построенный, как говорят, для себя Шамилем, он по преданиям, сжег перед уходом в Гуниб от преследования Барятинского. В сел.Карата находился стан имама. У Козубского приводятся аналогичные сведения относительно существования здесь при Шамиле артиллерийского склада и того, что в Карата жил, умер и погребен Джамал-Эддин. Вместе с тем в с. Карата была резиденция наследника Шамиля Кази-Магомы. Барятинский вступил сюда 8-го августа 1959 года.

    Наряду с друзьями у Шамиля в Карата были враги из родственников людей, подвергнутых Шамилем репрессии.

    Теперь перенесемся в с. Арчо, прекрасно видное из Караты(отстоящее отсюда в 3-4 км) и прежде всего обращающее на себя внимание  стратегически выгодным, с точки зрения прошлой истории, расположением. Арчоевцы- это уже другая группа описываемого народа. Между ними и жителями Карата существуют взаимные противопоставления и различия в говорах. Вместе с тем, налицо и родственность. Один из ее показателей- предание, говорящее о том, что после эпидемии «в Арчо осталось 7 хозяйств» и это тогда многие перешли сюда на жительство из с. Карата и остались с арчоевцами. По распространенному мнению до эпидемии Арчо было самым крупным поселением каратиской земли и вместе с тем одним из наиболее старинных в Дагестане, стоящим в одном ряду с аулами Тануси и Иргвани. В отличии от Карата этот аул предание считает расположенным издревле там, где он находится ныне, не выявляя картины предыдущей расчлененности на отдельные поселки в окрестностях. В с. Арчо имелись общественные оборонительные башни. Остатки последней были разобраны года три тому назад. Старейшая часть аула- Верхний квартал, расположенный на скалах и склонах. Некогда вход в этот квартал замыкали ворота. Здесь жили как рассказывают «семь братьев», которые как водится «командовали аулом и районом». При Шамиле их род был истреблен. В эпоху Шамиля сел.Арчо входило в число опорных пунктов имама в Западном Дагестане. На кладбище показывают могилу наиба Шамиля Нур-Магомы арчоевского из тухума Ханзалал, каковой до сего времени считается самым «авторитетным».

    Недалеко от сел. Арчо и Анчик расположен поселок Рачаболда, входящий  в арчоевский сельсовет. С именем названного поселка связано происхождение каратинской колонии в Гумбетовском районе, о чем в имеющейся литературе есть кое-какие скудные сведения ( говорящие о местных рассказах относительно основания каратинами в первой половине ХУ111 в. при одном из походов на Гумбет аула Сиух). Приведем данные, записанные нами в селениях Арчо и Карата, в удобствах изложения именуя переселенцев «сиухцами». Первоначальное местожительства сиухцев было в местности Мугьи, там, где  теперь поселок Рачаболда и его окрестности, близ сел. Анчик. Эти люди были богатые и воинственные и издевались постоянно над соседями. Они имели хорошие военные укрепления. Тогда Анчихцы, рацитлинцы и инхелойцы устроили заговор. Нарядили женщину в медвежью шкуру и велели ей издали показаться «сиухцам». Те подумали, что это настоящий медведь и погнались за ним. Союзники немедленно вошли в опустевший «сиухский « аул и воспользовавшись отсутствием мужчин, сожгли его. После этого события «сиухцам» пришлось покинуть свою землю и переселиться в Гумбет, где они основали Рачавул Сивухъ. Небольшое их количество осталось. Потомки оставшихся населяют современный поселок Рачаболда.

    Сходный вариант повествует: «Эти люди были грабителями. Окружающему народу они надоели. Одна женщина, сына которого они убили, собрала отряд мужчин, одела медвежью шкуру и подошла к табуну ишаков, который принадлежал им. Пастух испугался и поднял тревогу. Ихние люди бросились за мнимым медведем, а наш отряд занял аул. Им было объявлено: уходите или убьем вас. Они ушли в Гумбет»

    Cоглашение Тиндинцев и Калалальцев (начало 18 века)

    «Это разъяснение на будущее. Войска Тиндинцев(т1индал) и Калалальцев(к1к1алалал) малый из них и большой согласились быть в радости и горе как бы одним войском и не расходиться, если даже между ними произойдут убийство и смута.

    Если между ними будут иметь место долг, засвидетельствованный гостем или признанный должником то ишкиль производить не будут. Взыщут же долг, отправив шурата (полицейского) как то взыскивается в селении. Если кто либо произведет ишкиль, то на него будет наложен один баран стоимостью в две овцы.

    Они договорились также - местность Саситли будет, принадлежат войску Тиндинцев, если пресекется насл (потомство) султанов из Кеди и Саситли. Местность же Кеди, Сильди и Гакко будут принадлежать Калалальцам также, если они (султаны) пресекутся.

    Если одно из этих войско  отделится от другого первым, то на отделившееся первым будет наложено семьдесять коров в пользу того, которое не отделилось.

    Свидетельствовали этому-

    Каратинский кади-ТИТАЛАВ

    Писавший эти слова Тиндинский кади - Хаджимухамадали

    Анчихский кади - Табакилав

    Тиндинцы - ХАДЖИ АБУБАКАР, МУХАМАД сын ИХАКУ, МУХАМАД ДАНКА, МУХАМАД сын ХАДЖИЯВА, АНДЖУЛАВ  и МУХАМАД сын ТЛУБУ.

    Каратинцы - МАЛАЧИ, КУРУ, ЮСУФ и  КУРБАНМАГОМЕД сын ИСМАИЛА.

    Анчихцы - ХХИНТАР, ИСМАИЛ, ТУРАЧ, МУКУШИЛАВ, ХАТУЛАЛИЛАВ.

    Кади сел. Гаквари. ШАМХАЛ Арчоевский.ИСАЛАЛИЛ Кединский.И другие.

    ( В 1748 году  при Каратинской мечети преподавательской деятельностью занимался знающий имам Мухамад сын Титалава ал Карата, обучаясь у него Мехельтинский Мухамадали сын Мухамада переписал «тавсил» известный как «Джалал».. Рукопись находится у Сулейманова М. А. в с. Мехельта)»

    КОПИЯ  в записи Мухамада Инквачилава.

    ( Этот документ интересен, как первый каратинский международный государственно-правовой документ)*.

    В книге Х.Хашаева «Общественный строй Дагестана в 19 веке». Москва 1961 г. сообщается - «Османов Аббас, 70 лет, из сел. Кидиб, в августе 1953 года рассказал нам, что в центре сел. Кидиб до настоящего времени сохранились развалины домов, принадлежавших последним кидинским бекам, которых называли «алдамилал» по имени одного из них - Алдама. Алдам был, по преданию, седьмым потомком аварских нуцалов. В этом же районе старик Карагиши рассказал нам, что далекие предки его были выходцами из аварского ханского дома, жили в Ункратле, в сел. Кидиб, что они происходят из фамилии алигиличинцев; в 40-х годах 19 века все взрослые члены семей беков были в их собственном доме сожжены мюридами, спаслось только несколько малолетних детей, которые были взяты на воспитание жителями других селений.

    .. В селениях Киди и Саситль жили беки по фамилии Алдамилал, которые владели двумя пастбищными горами под названием Эчеда - меэр и Тулдух- меэр. Это подтверждается заявлением Алдамишвили, потомка одного из уцелевших беков фамилии Алдамилал, поданным на имя царя в 1871 г., в котором от просит возвратить ему имения, отобранные при мюридизме. Официальная справка, составленная по поводу его заявления, гласит: «Фамилия кидинских беков –Алдамишвили; выходцы из Аравии, а по другим сказаниям ведут род от грузинских князей Караловых. До 1844 г. кидинские беки не хотели признавать над собою власть Шамиля и не приставали к мюридизму. Шамиль, желая наказать беков, окружил в том году сел. Киди, истребил большую часть его жителей: горы и земли, принадлежавшие кидинцам, причислил к байтульмальским (собственность казны имама) После покорения Дагестана земли эти взяты в казну… Кидинские беки составляли  в Дагестане враждебный элемент мюридизму и современи покорения Дагестана во всех случаях оказывали свою преданность правительству, в особенности во время бывшего возмущения в том обществе осенью 1871 г., когда они первыми вышли с оружием для подавления мятежа»

     

    В книге А.Руновского «Записки о Шамиле» касательно гор Ункратля, принадлежащим Каратинскому обществу сообщаются следующие сведения.

    «Свинцовые пули переливались из русских, добывавшихся таким же способом, каким добывался чугун для ядер. Кроме того, Шамиль разрешил покупку свинца у мирных горцев, - конечно, тайным образом. Но зато он запретил добывать свинец, содержащийся в одной из гор Ункратля. Причину этого он объяснил  мне по поводу предложенного мною вопроса: справедлив ли слух, доходивший до меня в бытность на Кавказе, что будто, в одно время, в его горах нашли серебросвинцовую руду: но когда ему сказали о ней, то он запретил не только разрабаты-вать ее, но даже говорить об ее существовании, из опасения, чтобы слух о том не дошел до Русских и не побудил бы их, к каким нибудь энерги-ческим против него действиям?

    Вот ответ Шамиля:- Слух о присутствии в горах серебра ходил в народе давно, когда Шамилю принесли кусочек свинцовой руды, и он, заметив в ней присутствие серебра, велел привезти к себе несколько вьюков руды, чтоб иметь возможность судить о факте с большею вероятностью. Удостоверившись чрез плавку, в действительном существовании металла. Шамиль тотчас же запретил разрабатывать руду, - но не для того, однако, чтобы скрыть ее от русских,а собственно потому, что у горцев не было ни средств к обработке, ни уменья, а глав-ное, чтоб народ не употребил бы во зло дозволения свободно разрабатывать руду и, бросившись с жаром на это дело,не оставил бы для него защиты края и хлебопашества.... В устранении всяких недоразумений по поводу разработки серебра  (водворение в народе роскоши), Шамиль запретил брать и свинец.

    В заключении, собеседник мой упомянул о бестолковщине, существующей в Дагестане, относительно названий различных местностей. И, действительно, очень может случиться, что не узнаешь названия нужного пункта даже и в то время, когда дойдешь до него. Так. Например, гора, в которой содержится серебросвинцовая руда, называется Хонотль-даг, по имени деревни Хонотль, расположенной с одной стороны горы именно со стороны Дарго. Так называют ее сам Шамиль и все горцы, живущие по эту сторону Хонотли. Между тем Хад жио и сын Шамиля Гази-Магомед зовут ее Кхеды-меэр, по имени деревни Кхеды,     расположенной с противоположной стороны от Карата».Завещание  аварского нуцала Андуника –(1485г.)

    «Завещание Андуника, сына Ибрагима, владетеля территории Авар, почтенного, великого владетеля силы, побед и мощи, своему племяннику Булачу-нуцалу, владетелю территории Авар. Да направит всевышний бог его на верный путь.

    О, мой племянник, возьмика ключи Авар в свои руки, первые ключи Алигиличинцев, вторые - дженгутайских владетелей, третьи –гумбетовских владетелей, четвертые- владетелей Анди, пятые- каратинцев, шестые- батлухцев, седьмые- хучадинцев и Семиземелья.

    Если ты возьмешь указанные ключи в свои руки, то соль, мед, виноград, железо, рыба, и остальное все, в чем человек нуждается у тебя и в твоем распоряжении. А иначе все от тебя и твоего народа убежит.

    Затем обрати внимание на границы земель, которыми владели твои предки, управляй так, как они управляли. Первая граница со стороны запада-это Миясугатан (По версии Магомедова Д.М.-буквально Миясу часовня в научном обороте, без научного  языкового анализа предполагают с. Миарсо Ботлихского района, хотя этот топоним не имеет никакого отношения с современным селением Миарсо, который образовался в более поздний период, примерно в 17 веке из переселенцев из сел. Ботлих. По мнению М.А.Агларова западная граница остается неопределенной так как в документе не указано место расположения, часовни. По имеющейся версии эта часовня может быть и христианская церковь, расположенная на вершине горы над селом Хунзах со стороны запада. Здесь необходимо учесть, что гора «Талакъеро», расположенная  на востоке от каратинского общества и с запада от Хунзаха принадлежала до 15 века каратинцам)*, вторая - со стороны востока из середины аула Гоцатль, третья со стороны юга, от Хучада до Голотлинского моста, четвертая - со стороны севера от Салагоры до Таргу.

    Затем обрати внимание на свидетельство наших почтенных предков о численности мужей в Дагестане. В нем 260 тысяч человек,из них 60 тысяч табасаранского, 30 тысяч хайдакского,100 тысяч человек от войска кумухского падишаха, 40 тысяч человек  войска нуцала и они храбрее всех.

    Мой племянник, постарайся преодолеть эти границы и не уступай чужому даже пяди твоей земли,если ты являешся владетелем,подобно твоим храбрым предкам».

    Запись произвел кади Али- Мирза из Анди в 1485 году.

    Подати Шамхалу Казикумухскому. Согласно «Перечню», указанному в документе, дань платили почти все народы Дагестана и Чечни. Однако нет данных об оплачиваемой каратинцами. Хунзахцы в это время до 15 века платили 700 баранов, 700 саб пшеницы и 60 ульев меду, Чамалал-500 овец в год, Тинди- 20 быков, Анди-1 бык и 8 бурок, Арчиб (сел. Арчиб Чародинского района, всегда находившееся в подчинении Казикумухских ханов)-130 овцематок (иногда умышленно путают с с. Арчо относившегося к каратинскому обществу, которое не платило и не могло платить).*

     

    «Перечень податей, взимаемых Умма-ханом с жителей селений   Аварского ханства». Не позже 1801г.

    Рук. Фонд. ИИЯЛ Даг.филиала АН СССР д.2195 перевод с арабского..

    ...С жителей Токита полагалась дань больше, чем с вышеуказанных аулов, а именно:  по одной мерке голого ячменя, овца и ягненок, две  мерки с каждого, кто имел двух сыновей, затем Султан Ахмедхан освободил их от этого, когда он примирился с Сурхайханом. Жители вышеупомянутых четырех аулов, а именно: - Цолода, Энгердах, Местерух и Токита обязаны были косить траву в местности Тобот. (Султан Ахмедхан был низложен в 1819 году и вместо него назначен Сурхай, он определенное время не мог поселиться в Хунзахе в связи с расколом в хунзахском обществе, а тукитинцы поддерживали Сурхай-хана.)*

    Согласно «Свода законов хана Аварского Умма-хана справедливого» в перечне дани и подданных не проходят каратинцы, кроме сел. Тукита и   Нижнее- Инхело, которые  в то время  не входили  в Каралальскую республику. Платили дань ахвахцы, андийцы, ботлихцы, также селения Акнада и Ангида, входившие в Тиндинскую республику. Плата их, по виду и количеству, была  символическая.

    Тиндинцы после союза заключенного с калалальцами также освободились от притязаний казикумухцев, гидатлинцев и хунзахцев.

    Первые сведения о Ботлихе относятся к началу 17 века. Об этом свидетельствует следующая запись в конце переписанной книги «Мингадт» на арабском языке, в которой собраны все шариатские нормы о наказаниях и преступлениях: «Закончена переписка настоящего экземпляра книги от рук грешного, беспомощного раба божьего, нуждающегося в его милосердии и прощении Асхаба-бину-Хусейна в мадрасе кадия Омара-бину-Хаджи... в ауле Ботлих подвластном нуцалу, в 1027 г. хиджры»(1618г.). Запись интересна тем, что подтверждает утверждение здесь ислама в 16 веке и о том, что общество Технуцал находилось в зависимости от аварских нуцалов.


    #2 написал(а): Хунзах (2 августа 2015 13:15)

    Кати Чокаев:
    О том, что не все нахские племена входили в состав Алании свидетельствует выражение народа: Вай элий ду, нах — суьлий бу — «Мы князья (Кезр. аланы), нахи — суьлий». Примечание: в наше время суьлий (инг. силие) — чечено-ингушское название горцев Дагестана. По всей видимости, в прошлом этот термин покрывал всех горцев как Нахистана, так и Дагестана, а может быть и других горцев Северного Кавказа (см. у Плиния: «По всему челу гор живут дикие племена Сильвы» (имеются в виду горцы Северного Кавказа — К. Чокаев). У нас имеется статья, посвященная идентификации Серир, Суьлий (силий), Сильвы12. Под термином элий в приведенном выражении подразумеваются в ретроспективном плане и собственно аланы. Превращение этнонима в социальный термин – обычное явление в языках, в частности в нахских. (См. труды Н.Ф. Яковлева, В.И. Абаева, К.З. Чокаева и др.). Как свидетельствует история, Серир — аварское государство, синхронное с Аланией (IX–XI вв.) с центром Хунзах. Отмечены дружественные и даже династические браки между правителями Серир и Алании. Что, по всей вероятности, способствовало переносу в Ичкерию государственного образования чеченцев (нохчий Кезр, Нашхой), не пожелавших оставаться на территории Нашх после усиления Алании или вынужденных к этому последней. Существенную роль в этом сыграли генетически родственные связи с дагестанцами, в памяти которых они в то время были более свежи, чем ныне, а также совместное проживание, как было отмечено выше, в закавказском государственном образовании Эрети в составе Албании под общим названием Эри (см. выше). О чем будет сказано подробнее в специальной статье автора.// Кати Чокаев «Взаимоотношения алан-иранцев и вайнахов по данным языка и фольклора». Журнал: «Вайнах», №4, апрель, г. Грозный, 2011. С. 69

    Хизар Яхъяев «К истории Нашха – прародины чеченцев».  
    С завоеванием Ассирией городов государства урартийцев, в составе Ассирии образовалось государство Шам. Предание гласит, что первопереселенцем из страны Шам в место, которое позже стало называться Нашха, был некто Сула. Точно не известно, какие мотивы побудили его проделать такой огромный путь и осесть в горах Кавказа. А. О. Степанян в одной из своих работ пишет: «Древние предки чеченцев пришли из Урарту на Кавказ, чтобы сохранить свою самобытность, обычаи и адаты». Iусма, Сулим, Iабаз... У Iабаза был сын Сула. Он поселился в прекраснейшем уголке Кавказа, и его первым временным пристанищем была пещера. Согласно тептарам, дошедшим до наших дней, это та самая пещера, что находится на восточной окраине аула ЧIармах, в Нашхе. Её до сих пор называют Сула хьех (Пещера Сулы). Рядом с пещерой высится гора, её также связывают с именем Сулы – Сула корт. Склон горы, по которому проложена древняя тропинка, называется Сула басе. К северу от горы Сула корт начинается небольшое ущелье, которое упирается в Ерд корт. Прямо у подножья горы Сула корт, в ущелье рядом с пещерой, берет начало чудесный родник – Сула хьост. У Сулы от двух жен было восемь сыновей, одного из них звали ГIарби. «Урартами был разработан специальный способ предупреждения о приближении врагов. На горных вершинах возводились башни с запасом горючих материалов, которые зажигались в случае появления вражеской армии» (Дьяконов И.М.). ГIарби, подобно тому, как делали это урарты, построил сигнально-оповещательную систему. Начав с севера, с того места, где позднее был заложен хутор Зарганчу, и до горы Хьалхар-лам на юге, он построил тринадцать башен сигнально-оповещательного, оборонительного типа. Две башни этой самой первой сигнальной системы на территории Чечни сохранились до наших дней. // Литературно-художественный, социально-культурологический женский журнал «Нана». № 5/6. Грозный, 2012. С. 58

    В IV—XII вв. в горах Чечни и Дагестана существовало «царство Серир», государственное образование раннеклассового типа; в равнинно-предгорной зоне Северного Кавказа сложилось Аланское полиэтническое раннефеодальное государство. Степные районы современной Чечни входили в состав Хазарского каганата. // В. Г. Игнатов, В. И. Бутов «Южная Россия и ее регионы». М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д «МарТ», 2006. С. 226

    Серир — территория Нагорного Дагестана, в сирийской хронике VI в. она названа Бет-Даду. Последнее название связано с именем дидойцев, и охватывает оно более широкую территорию, чем собственно дидойская. Арабские авторы, описывая походы VII–VIII вв. в Нагорный Дагестан не пишут о Бет-Даду, а упоминают Серир. // А. И. Османов «История Дагестана с древнейших времен до наших дней. История Дагестана с древнейших времен до XX века». Том 1. М.: «Наука», 2004. С. 162

    К. З. Чокаев «Из иранской топонимии Чечено-Ингушетии».

    Приступая к топонимии, отметим, что иранские топонимы Чечено-Ингушетии редко встречаются в "чистом" виде, т. е. состоящими только лишь из иранских элементов. Чаще всего здесь мы имеем гибридные образования, состоящие из элементов разных языков — тюркских и иранских, нахских и иранских и т. д. Интерес в этом плане плане представляет в частности топоним чеч. ДегIаста, инг. ДаьгIасте — "Дагестан", который этимологизируется как "горная страна" и состоит из тюркского даг//таг//тау — и иранского "— стан— в значении "места". Отметим фонетические изменения: г → гI (чеч.), г → гI (инг.), а → е (чеч.), а → аь (инг.), а также редукция конечного носового н в как в чеченском, так и в ингушском; ие в исходе ингушского примера — суффикс места, направления, ср. с чеч.-инг. Мазлаки "Моздок", ГIизлярие — Кизляр и др. Как чеченцы, так и ингуши, особенно старшее поколение обозначает свою страну — Чечню и Ингушетию, хотя имеют место параллельные синонимные названия — Нуохч-мохк — Чечня, ГIалгIай муохк — Ингушетия или Нохчичуоь — Чечня, ГIалгIайчие — Ингушетия. Надо думать, что данный топоним пришел в вайнахские языки из иранского через посредство дагестанских языков. // Проблемы осетинского языкознания. Выпуск 2. Орджоникидзе, 1987. С. 106




    А. С. Сулейманов

    Поэтому можем предположить, что и все ущелье носит название Маьлхиста. Что первая часть слова малх — «солнце», не вызывает сомнения. Окончание — иста может обозначать и чеченское йист — «край» говорит то обстоятельство, что в районе верхнего течения Чанты-Аргун есть и другие топонимы с окончаниями -ста, -иста: БIаьниста, МIайста, МогIуста, Нохараста и другие. Но возможно, что — иста восходит к тюрк, «стан». В этом случае название топонима будет Маьлхистан. Конечное «-н» в чеченском языке обычно отбрасывается, например, в заимствованном с русского слова стака — «стакан». В пользу того, что окончание — иста может быть усеченным «стан» говорит топоним Дагестан. Чеченцы произносят его ДегIаста (без конечного «н»), причем под Дагестаном чеченцы понимают собственно Дагестан и Чечню. Если считать это положение убедительным, то Маьлхиста — Страна солнца. // А. С. Сулейманов «Топонимия Чечни». Нальчик, 1997. С. 88 

    #3 написал(а): ЭЛА (25 марта 2016 12:41)

    ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ МОИ! Позвольте скажу и я.

    Если вы изучите чеченские предания, чеченскую культуру, чеченскую археологию, чеченские обычаи, систему чеченского родства, чеченский генотип....ну, что там ещё.. да, генетику, кровь, язык, старую горную топонимию, древнюю архитектуру жилищь и склепов, древние похоронные обряды и 1000 т.д., но вы чётко и ясно обнаружите ОДНО - что всё это говорит, нет, ВОПИТ  об одном и том же - об арабском происхождении чеченцев. Да, да и ещё раз да!!!

    А если точнее, о Курайшитском происхождении чеченцев. А если ещё точнее, о Хашимитском происхождении. А если ещё и ещё точнее - об Алидском происхождении чеченцев.

    НО ЧТО ЭТО ТОГДА ЗНАЧИТ?

    Что чеченцы действительно происходят из Шами (Халифата), являются ЭЛИ, т.е. Алиды, потомки халифа Али бен Абу-Талиба - наследника пророка Мухаммада (мир им).

    Почему между шиитами и суннитами идёт 1400 летняя война?

    Потому что против законной власти Алидов выступили незаконные узурпаторы, был убит сын Халифа Али, имам Хусей и многие его близкие родичи. Так мусульмане раскололись на шиитов-сторонников Алидов (вайнахов) и сторонников узурпаторов (суннитов).



    P.s.
    Кто я?

    Я Нашхоевец, внук последнего нашхоевского шейха, т.е. тайпового вождя.


    » Добавление комментария



    Панель управления


    Последние комментарии

    Календарь
    «    Ноябрь 2017    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
     

    Статистика

    Опрос

    Лучший из сайтов
    Неплохой сайт
    Устраивает ... но ...
    Встречал(а) и получше
    Совсем не понравился


      Главная  |  Регистрация  |  Правила  |  Библиотека  |  Фотогалерея  |  Видео и ТВ |  Обратная связь
    © MAARULAL.RU 2009   Design by  Tsor-Studio.   Все права защищены
    ALLDAG.ru    Rambler's Top100 Яндекс цитирования Система Orphus
     
    Мнение администрации сайта может не совпадать с точкой зрения авторов статей !
    При использовании материалов сайта, активная гиперссылка на сайт Maarulal.Ru обязательна!
    При использовании материалов сайта в печатных СМИ, на ТВ, Радио - упоминание сайта обязательно!
    Так же обязательно, при использовании материалов сайта указывать авторов материалов.