| Сделать стартовой  |  Добавить в избранное | RSS 2.0
 |   | 
 
Поиск по сайту: Расширенный поиск по сайту   •   Аварско-русско-англо-турецко-арабский онлайн словарь:
Радио "Maarulal.Ru"
Слушать в Media Player Слушать в Winamp Слушать в Real Player Слушать в QuickTime Player
Статистика Радио

Новости сайта


Рейтинг новостей

Архив новостей


Партнеры
Наша Кнопка (размер 31X88)

Разместите на своем сайте нашу кнопку, а в ответ мы разместим Вашу кнопку или ссылку!
Получить код Кнопки Flash
Получить код Кнопки Gif

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
 
» Некоторые эпиграфические памятники Алазанской долины XVII-XVIII вв. (Специально для сайта www.maarulal.ru)
28 июня 2009 | История | добавил(а): admin | Просмотров: 5941

автор статьи Захид ХалаевЭпиграфические надписи дают возможность разъяснить исторические  события, открывая  порою  новую  страницу истории народов  мира.  Они дают  исследователю  оригинальные редчайшие  данные, которые ведут  к действительности. Образно говоря,   эпиграфические  данные -  это путеводители  исследователя. Фрагменты надгробных памятников, строительные надписи, сохранившиеся на архитектурных памятниках,   эпитафии,  копии официальных  документов дают нам возможность выявить своеобразные детали о быте, традиции и общественной  мысли каждого народа. Немаловажную  роль  эпиграфические данные играют  в изучении ислама. На основании  этих  надписей можно выявить реальные силы носителей идеи ислама,  хронологические  рамки процесса распространения  ислама. При этом в них отражаются  сведения о мастерах, каллиграфах- строителях. В эпитафиях - пишет азербайджанский  эпиграфист  Неймат М.Х., встречаются  имена  шейхов, устазов, глав различных  религиозных обществ, духовных лиц с которыми,  связано  распространение ислама в Азербайджане,   в частности   в Закатало-Шекинской зоне.
 
В Азербайджане над  изучением  надписей работали  крупные  востоковеды XIX и XX столетия,  в  числе которых Ханыков Н.В. и Броссе М.И. Еще в середине XIX  столетия Ханыков Н.В. отправляется  на Кавказ, где он   и выявляет ряд надписей. Особенно велика была роль  Б.А. Дорна в открытии и сборе эпиграфических материалов Азербайджана. За последние  полвека изучением надписей современного Азербайджана  занимается исследователь  - эпиграфист  Неймат М.Х., которая  в течении  40 лет собрала  музейные коллекции, архивные   материалы, рукописи, эпиграфические  надписи со всех уголков Азербайджана.
 Стоит отметить, что  большой вклад в изучении  надписей  на крепости    "Джонкоз кала"  и в старинном аварском  селе Голода  внес и  дагестанский востоковед Айтберов Т. М.
  Эпиграфические  памятники  Шеки - Закатальской зоны изучены очень мало. Исследователь  М.Х. Неймат отмечает, что этот регион со своими многочисленными памятниками культуры самого разного назначения представляет  собой  самостоятельный  этап в истории культуры Кавказа.
В надписях и  в эпитафиях в XVII-XX вв. встречаются  имена  предводителей  ислама  и роль этих  деятелей в общественной, религиозной  и культурной жизни  народов  данного региона. Как  уже было упомянуто  выше,  в XVII- нач XVIII вв. ряд внутренних  и внешних факторов способствовали   ускорению процесса исламизации народов данной зоны.  Одним из них было  и усиление  культурных связей с мусульманским  Востоком, о чем свидетельствуют     местные эпиграфические памятники  и письменные  источники. По сообщению  М.Х. Неймата, каллиграфы,  мастера-резчики, орноменталисты данной зоны  тесно связывались   с мастерами  соседних областей, в том числе и ширванскими мастерами художественной резьбы
Они не только владели  арабским  языком,  но и   поэзией.  Идеи ислама влияли на оформление  текстовых надписей. Арабский язык  был языком  образования. Поэтому  тексты в эпитафиях и повествовательная часть,   в основном, составлялись на арабском  языке. На основе эпиграфических  памятников  можно создать  социально-экономическую  и  религиозную  картину Шеки-Закатальской зоны в эпоху утверждения новой  религиозной  системы.
Одним из самых ранних эпиграфических  памятников данной зоны является  надпись  на стене "Джонкоз-кала". Как  мы  уже  упомянули, надпись эта, согласно  дагестанским  и азербайджанским исследователям, сделана в пределах XIII века.
 Надпись, по мнению Айтберова Т.М.,  как и надпись в Рутульском  районе  Дагестана, выполнена  арабским  почерком "куфи".
 О постройке этой  башни  палеографический  материал  во  многом  сходится с устным преданием. Согласно, историческим  данным, башня была возведена во время монгольских походов примерно в середине XIII века. Одно из версий, башня,  названа в честь великого завоевателя - Чингиз-хана. Может быть "Джонкоз",  является фонетической разновидностью имени " Чингиз".
Во время  походов  Батыя,  внука Чингиз-хана    в 1256  году,  монголы   в покоренных ими  землях,  ввели  политику   в разжигании  межнациональных    и  конфессиональных  противоречии. И чтобы  усилить  свое  влияние,  завоеватели    сооружали  башни, придавая  местным  этническим факторам особый статус, подобно  предшествующим покорителям.
Первый стих Корана и текст  с арабской графикой,  вырезанной  в середине XIII века, свидетельствуют о том, что в  указанный период  на землях  Джара  существовала  мусульманская  община, независимой  от христианской  Грузии.
 В надписи  повествуется о том,  что  "в месяц зул - хижжа  в 1175 году (примерно 1762 год) Муртаза  Али (сын  Чингиза),  по воле  Аллаха  восстановил эту крепость, чтобы в ней укрыться".
Надписи  более   раннего  периода   исследователями   обнаружены  в  Кахском районе. На стене джума- мечети с. Илису   высечены арабоязычные надписи, датированные  1067/1667-68 гг. В надписях повествуется  о постройке соборной  мечети и указываются  имена строителей.
 Многочисленные  эпиграфические  надписи обнаруженные  в селах Кахского района, в частности Илису свидетельствующие о том,  что в XVII -нач. XVIII  вв.   в  регионе имелись крупные  религиозные центры,  в их числе  и Илису, который  предстает  перед нами как один  из идеологических  культурных и политических центров Шеки - Закатальской зоны.
Множеством  эпитафийных   надписей начала XVIII в.  найдены и в селах Закатальского района. Так,  в старом кладбище с. Тала обнаружена арабоязычная надпись,  которая датируется 1116/1704 годом. По данным Нейматовой М.Х., это один из ранних  памятников на арабском языке, обнаруженный  в Закатальском районе.
 Эта арабоязычная надпись как местный эпиграфический документ, имеет значение  для  датировки кладбища, занимающего важное и должное место в истории проникновения ислама и арабоязычной  культуры в  регионе.
 Закатальские  эпиграфические  надписи, датированные  к первой половине XVIII столетия,  в частности,  в селах Мухах, Тала, Алиабад, Джар, Катех, Мацех свидетельствуют о  постепенном  проникновении  идей ислама в регион. Тексты   строительных надписей,   как и везде, начинались  с первого  стиха   Корана -"Басмала".
 В надписях содержатся точные данные о возведении этих   памятников, их создателей, резчиков. По данным эпиграфики можно судит  и об уровне развития техники в средневековье.
 В 2003 году,  во время сбора  материал,  нами была сделана попытка исследовать  ряд  эпиграфических  памятников родного Джара. Хотя исследованные нами  памятники представляют собой более поздний период и  выходят  за рамки  нашей работы, мы все-таки включили  их   в наше   сообщение. Так, надгробный памятник  на  кладбище "Умумазул ахал" свидетельствует о том что наиранний памятник  можно датировать приблизительно 1785 году.
 Но есть  много   надписей датированные  и в XIX веке. Как свидетельствует полевой материал, здесь,  в Джарах,   каждый  нисбу, каждый тухум имел свое  место погребения.  
Из надписей соседних кладбищ явствуется,  что в 50-80 годах XIX столетия в Джарах имелись  общеобразовательные  религиозные   очаги.  Это говорит о  том, что после 30- летней борьбы  джарцев против царской экспансии и покорении их русскими, религиозные и культовые очаги  в данной зоне продолжали свое  существование  и в XIX веке.
 Религиозные деятели, тарикатские  шейхи, в  числе которых  Давудил Афанди,  Ахмад Афанди ат-Талали, Махмуд Афанди Илисуви воспользовались большим  уважением  среди  местного населения. Они  играли большую роль  в объединении и воспитании  мусульман, а также  в сохранении  исламских  ценностей и распространении  исламских наук.
Таким образом,  мы вкратце охарактеризовали ряд надгробных  памятников региона.
 Полный   обзор этих памятников  дан в трудах в российских и зарубежных исследователей.  Мы лишь  ограничились несколькими из этих  памятников, стараясь воспроизвести хронологически рамки  проникновения ислама с юго-востока на северо-запад данного региона.
 Если учесть  то, что  одновременно с этим  этапом  шло проникновение  ислама в регион,  из соседнего Дагестана, то можно  предположить,  что  к концу XVIII столетия население Джаро-Белокан  было полностью исламизировано.
 В социальном положении   арабский язык и арабоязычная письменная  традиция усиливает свои  позиции; наблюдается расцвет научной и литературной  деятельности на арабском языке. 
Согласно эпиграфическим  данным, уже начиная  с X-XII вв. в Азербайджане существовали суфийские  обители, которые  имели  огромное  влияние в народе. Существование  суфийских шейхов в более поздний период дает  нам возможность полагать, что, ислам  распространился в суфийской форме. Эпитафийные надписи раскрывают немало имен ученых-богословов, устазов, пропагандировавших разные  тарикатские братства,   в частности   Накшбандийу.
Известные  суфийские  ордена и их ответвления, формированные  на  Северной Африки   в XVI веке, получили  большую  популярность   во многих  частях исламского мира - Сирии, Ливане, Самарканде, Дербенте, Бухаре, Ширване. 
Наличие  арабоязычных  надписей в регионе  XVII-XVIII  веках  дает нам возможность  предположить, что арабский  язык,   арабоязычная  традиция в исследуемый период  впустила свои корни. Арабоязычная традиция усиливает свои  позиции и в социальном положении.
 Эпиграфические памятники данной зоны  можно разделить на две  хронологические рамки. Первый период охватывает XIII-XVII вв, а  второй -   XVII-XVIII вв. Однако, такая  периодизация носит лишь условный характер. По своему содержанию, надписи данной  зоны можно разделить на несколько групп:  1) надписи - эпитафии, 2) строительные надписи, 3) хроники.
В условиях такой  группировки преобладают эпитафии. Согласно  эпиграфическим данным,  мы видим, что в большинство населенных пунктах Шеки-Закаталы,  в рассматриваемые периоды, имелись  религиозные заведения. Наличие мадрас и мактаб, а также  религиозных сооружений заставляет  предполагать, что  ислам до конца XVIII столетия получил свое  распространение.

Список использованной литературы:
1. Неймат М.Х. Корпус эпиграфических памятников Азербайджана (арабо-персо-тюркоязычные надписи Шеки-Закатальской зоны XIV- начало XX веков). Баку 2001., С. 3-8. 
2. Айтберов Т.М. Закавказские аварцы ( VIII- начало XVIII). Ч.1. Махачкала С. 
3. Неймат М.Х. Касумов  А.Г. О некоторых эпиграфических памятниках Кахского района XVIII-XIX вв. Известия АН АзССР, серия, история, философия, право.1983 . 2. С. 24.

Автор: Халаев Захид Алиевич.,
Диссертант  Института Истории, археологии
и  этнографии  Дагестанского Научного
Центра РАН. г. Махачкала.

 
 (голосов: 5)
| | Комментарии (0) | Распечатать
 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.


Поделиться:

Добавить страницу в закладки:
Добавить закладку в Бобрдобр Добавить закладку в news2 Добавить закладку в Memori Добавить закладку в Newsland Добавить закладку в СМИ2 Добавить закладку в Vaau Добавить закладку в Mister-Wong Добавить закладку в Newsvine Добавить закладку в Delicoius Добавить закладку в Slashdot Добавить закладку в Blogmarks Добавить закладку в Technorati Добавить закладку в Folkd


Если Вам понравилась новость поделитесь с друзьями :

Другие новости по теме:

  • Из истории оборонительных сооружений Алазанской долины раннего средневековь ...
  • Из истории обычного права у народов Алазанской долины XVIII века
  • Древний Хунзах и Хунзахцы. Айтберов Т. М.
  • Этнополитическая и культурно-религиозная история дагестаноязычных народов а ...
  • Аварский язык — язык аварцев, живущих в Дагестане, на севере Азербайджана, ...
  • Елису и Горный магал в ХII–ХIХ вв. (очерки истории и ономастики). Авторы: А ...
  • Закавказские аварцы
  • Город Закаталы - политический центр Джаро-Белоканской области и Закатальск ...
  • Айтберов Т. М. Закавказские аварцы: этнос, государственность, законы (VIII- ...
  • Малла-Хасан Джарский. Мыслитель на рубеже XIX-XX столетий


  •  

    » Добавление комментария



    Панель управления

    ИМАМ ШАМИЛ
    М.ХIамзаев
    Aудио ТIехь
    © maarulal.ru


    Последние комментарии

    Календарь
    «    Сентябрь 2017    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
     

    Статистика

    Опрос

    Лучший из сайтов
    Неплохой сайт
    Устраивает ... но ...
    Встречал(а) и получше
    Совсем не понравился


      Главная  |  Регистрация  |  Правила  |  Библиотека  |  Фотогалерея  |  Видео и ТВ |  Обратная связь
    © MAARULAL.RU 2009   Design by  Tsor-Studio.   Все права защищены
    ALLDAG.ru    Rambler's Top100 Яндекс цитирования Система Orphus
     
    Мнение администрации сайта может не совпадать с точкой зрения авторов статей !
    При использовании материалов сайта, активная гиперссылка на сайт Maarulal.Ru обязательна!
    При использовании материалов сайта в печатных СМИ, на ТВ, Радио - упоминание сайта обязательно!
    Так же обязательно, при использовании материалов сайта указывать авторов материалов.