Эпиграфические надписи дают возможность разъяснить исторические события, открывая порою новую страницу истории народов мира. Они дают исследователю оригинальные редчайшие данные, которые ведут к действительности. Образно говоря, эпиграфические данные - это путеводители исследователя. Фрагменты надгробных памятников, строительные надписи, сохранившиеся на архитектурных памятниках, эпитафии, копии официальных документов дают нам возможность выявить своеобразные детали о быте, традиции и общественной мысли каждого народа. Немаловажную роль эпиграфические данные играют в изучении ислама. На основании этих надписей можно выявить реальные силы носителей идеи ислама, хронологические рамки процесса распространения ислама. При этом в них отражаются сведения о мастерах, каллиграфах- строителях. В эпитафиях - пишет азербайджанский эпиграфист Неймат М.Х., встречаются имена шейхов, устазов, глав различных религиозных обществ, духовных лиц с которыми, связано распространение ислама в Азербайджане, в частности в Закатало-Шекинской зоне.
В Азербайджане над изучением надписей работали крупные востоковеды XIX и XX столетия, в числе которых Ханыков Н.В. и Броссе М.И. Еще в середине XIX столетия Ханыков Н.В. отправляется на Кавказ, где он и выявляет ряд надписей. Особенно велика была роль Б.А. Дорна в открытии и сборе эпиграфических материалов Азербайджана. За последние полвека изучением надписей современного Азербайджана занимается исследователь - эпиграфист Неймат М.Х., которая в течении 40 лет собрала музейные коллекции, архивные материалы, рукописи, эпиграфические надписи со всех уголков Азербайджана.
Стоит отметить, что большой вклад в изучении надписей на крепости "Джонкоз кала" и в старинном аварском селе Голода внес и дагестанский востоковед Айтберов Т. М.
Эпиграфические памятники Шеки - Закатальской зоны изучены очень мало. Исследователь М.Х. Неймат отмечает, что этот регион со своими многочисленными памятниками культуры самого разного назначения представляет собой самостоятельный этап в истории культуры Кавказа.
В надписях и в эпитафиях в XVII-XX вв. встречаются имена предводителей ислама и роль этих деятелей в общественной, религиозной и культурной жизни народов данного региона. Как уже было упомянуто выше, в XVII- нач XVIII вв. ряд внутренних и внешних факторов способствовали ускорению процесса исламизации народов данной зоны. Одним из них было и усиление культурных связей с мусульманским Востоком, о чем свидетельствуют местные эпиграфические памятники и письменные источники. По сообщению М.Х. Неймата, каллиграфы, мастера-резчики, орноменталисты данной зоны тесно связывались с мастерами соседних областей, в том числе и ширванскими мастерами художественной резьбы
Они не только владели арабским языком, но и поэзией. Идеи ислама влияли на оформление текстовых надписей. Арабский язык был языком образования. Поэтому тексты в эпитафиях и повествовательная часть, в основном, составлялись на арабском языке. На основе эпиграфических памятников можно создать социально-экономическую и религиозную картину Шеки-Закатальской зоны в эпоху утверждения новой религиозной системы.
Одним из самых ранних эпиграфических памятников данной зоны является надпись на стене "Джонкоз-кала". Как мы уже упомянули, надпись эта, согласно дагестанским и азербайджанским исследователям, сделана в пределах XIII века.
Надпись, по мнению Айтберова Т.М., как и надпись в Рутульском районе Дагестана, выполнена арабским почерком "куфи".
О постройке этой башни палеографический материал во многом сходится с устным преданием. Согласно, историческим данным, башня была возведена во время монгольских походов примерно в середине XIII века. Одно из версий, башня, названа в честь великого завоевателя - Чингиз-хана. Может быть "Джонкоз", является фонетической разновидностью имени " Чингиз".
Во время походов Батыя, внука Чингиз-хана в 1256 году, монголы в покоренных ими землях, ввели политику в разжигании межнациональных и конфессиональных противоречии. И чтобы усилить свое влияние, завоеватели сооружали башни, придавая местным этническим факторам особый статус, подобно предшествующим покорителям.
Первый стих Корана и текст с арабской графикой, вырезанной в середине XIII века, свидетельствуют о том, что в указанный период на землях Джара существовала мусульманская община, независимой от христианской Грузии.
В надписи повествуется о том, что "в месяц зул - хижжа в 1175 году (примерно 1762 год) Муртаза Али (сын Чингиза), по воле Аллаха восстановил эту крепость, чтобы в ней укрыться".
Надписи более раннего периода исследователями обнаружены в Кахском районе. На стене джума- мечети с. Илису высечены арабоязычные надписи, датированные 1067/1667-68 гг. В надписях повествуется о постройке соборной мечети и указываются имена строителей.
Многочисленные эпиграфические надписи обнаруженные в селах Кахского района, в частности Илису свидетельствующие о том, что в XVII -нач. XVIII вв. в регионе имелись крупные религиозные центры, в их числе и Илису, который предстает перед нами как один из идеологических культурных и политических центров Шеки - Закатальской зоны.
Множеством эпитафийных надписей начала XVIII в. найдены и в селах Закатальского района. Так, в старом кладбище с. Тала обнаружена арабоязычная надпись, которая датируется 1116/1704 годом. По данным Нейматовой М.Х., это один из ранних памятников на арабском языке, обнаруженный в Закатальском районе.
Эта арабоязычная надпись как местный эпиграфический документ, имеет значение для датировки кладбища, занимающего важное и должное место в истории проникновения ислама и арабоязычной культуры в регионе.
Закатальские эпиграфические надписи, датированные к первой половине XVIII столетия, в частности, в селах Мухах, Тала, Алиабад, Джар, Катех, Мацех свидетельствуют о постепенном проникновении идей ислама в регион. Тексты строительных надписей, как и везде, начинались с первого стиха Корана -"Басмала".
В надписях содержатся точные данные о возведении этих памятников, их создателей, резчиков. По данным эпиграфики можно судит и об уровне развития техники в средневековье.
В 2003 году, во время сбора материал, нами была сделана попытка исследовать ряд эпиграфических памятников родного Джара. Хотя исследованные нами памятники представляют собой более поздний период и выходят за рамки нашей работы, мы все-таки включили их в наше сообщение. Так, надгробный памятник на кладбище "Умумазул ахал" свидетельствует о том что наиранний памятник можно датировать приблизительно 1785 году.
Но есть много надписей датированные и в XIX веке. Как свидетельствует полевой материал, здесь, в Джарах, каждый нисбу, каждый тухум имел свое место погребения.
Из надписей соседних кладбищ явствуется, что в 50-80 годах XIX столетия в Джарах имелись общеобразовательные религиозные очаги. Это говорит о том, что после 30- летней борьбы джарцев против царской экспансии и покорении их русскими, религиозные и культовые очаги в данной зоне продолжали свое существование и в XIX веке.
Религиозные деятели, тарикатские шейхи, в числе которых Давудил Афанди, Ахмад Афанди ат-Талали, Махмуд Афанди Илисуви воспользовались большим уважением среди местного населения. Они играли большую роль в объединении и воспитании мусульман, а также в сохранении исламских ценностей и распространении исламских наук.
Таким образом, мы вкратце охарактеризовали ряд надгробных памятников региона.
Полный обзор этих памятников дан в трудах в российских и зарубежных исследователей. Мы лишь ограничились несколькими из этих памятников, стараясь воспроизвести хронологически рамки проникновения ислама с юго-востока на северо-запад данного региона.
Если учесть то, что одновременно с этим этапом шло проникновение ислама в регион, из соседнего Дагестана, то можно предположить, что к концу XVIII столетия население Джаро-Белокан было полностью исламизировано.
В социальном положении арабский язык и арабоязычная письменная традиция усиливает свои позиции; наблюдается расцвет научной и литературной деятельности на арабском языке.
Согласно эпиграфическим данным, уже начиная с X-XII вв. в Азербайджане существовали суфийские обители, которые имели огромное влияние в народе. Существование суфийских шейхов в более поздний период дает нам возможность полагать, что, ислам распространился в суфийской форме. Эпитафийные надписи раскрывают немало имен ученых-богословов, устазов, пропагандировавших разные тарикатские братства, в частности Накшбандийу.
Известные суфийские ордена и их ответвления, формированные на Северной Африки в XVI веке, получили большую популярность во многих частях исламского мира - Сирии, Ливане, Самарканде, Дербенте, Бухаре, Ширване.
Наличие арабоязычных надписей в регионе XVII-XVIII веках дает нам возможность предположить, что арабский язык, арабоязычная традиция в исследуемый период впустила свои корни. Арабоязычная традиция усиливает свои позиции и в социальном положении.
Эпиграфические памятники данной зоны можно разделить на две хронологические рамки. Первый период охватывает XIII-XVII вв, а второй - XVII-XVIII вв. Однако, такая периодизация носит лишь условный характер. По своему содержанию, надписи данной зоны можно разделить на несколько групп: 1) надписи - эпитафии, 2) строительные надписи, 3) хроники.
В условиях такой группировки преобладают эпитафии. Согласно эпиграфическим данным, мы видим, что в большинство населенных пунктах Шеки-Закаталы, в рассматриваемые периоды, имелись религиозные заведения. Наличие мадрас и мактаб, а также религиозных сооружений заставляет предполагать, что ислам до конца XVIII столетия получил свое распространение.
Список использованной литературы:
1. Неймат М.Х. Корпус эпиграфических памятников Азербайджана (арабо-персо-тюркоязычные надписи Шеки-Закатальской зоны XIV- начало XX веков). Баку 2001., С. 3-8.
2. Айтберов Т.М. Закавказские аварцы ( VIII- начало XVIII). Ч.1. Махачкала С.
3. Неймат М.Х. Касумов А.Г. О некоторых эпиграфических памятниках Кахского района XVIII-XIX вв. Известия АН АзССР, серия, история, философия, право.1983 . 2. С. 24.
Автор: Халаев Захид Алиевич.,
Диссертант Института Истории, археологии
и этнографии Дагестанского Научного
Центра РАН. г. Махачкала.