| Сделать стартовой  |  Добавить в избранное | RSS 2.0
 |   | 
 
Поиск по сайту: Расширенный поиск по сайту   •   Аварско-русско-англо-турецко-арабский онлайн словарь:


Новости сайта

Рейтинг новостей

Архив новостей


Партнеры

Наша Кнопка (размер 31X88)

Получить код Кнопки Gif

Разместите на своем сайте нашу кнопку, а в ответ мы разместим Вашу кнопку или ссылку!

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
 
» Из истории оборонительных сооружений Алазанской долины раннего средневековья
29 июня 2009 | История | добавил(а): admin | Просмотров: 24494

Для изучения социально - политической и религиозной жизни народов  Кавказа,   настенные надписи как местный достоверный источник имеют огромное значение. В надписях отражаются все особенности экономического и культурного развития народов, уровень градостроительства, возведения культовых строений и оборонительных сооружений. Они дают возможность разъяснить исторические события, открывая порою новые страницы истории каждого народа. Значение  этих надписей  действительно велико, так как они отличаются  особой достоверностью, что неоднократно отмечалось исследователями. Они   дают  исследователю  оригинальные редчайшие  данные, которые ведут исследователя  к истине. Надгробные  памятники, строительные надписи, сохранившиеся на архитектурных памятниках,   эпитафии  дают нам возможность выявить своеобразные детали о быте, традициях и общественной  мысли каждого народа.
 В  надписях  встречаются имена правителей, купцов, полководцев, строителей, зодчих, каллиграфов, медников, резчиков и др. Встречаются также  имена  шейхов, устазов, глав различных  религиозных обществ, духовных лиц, показывая  их роль в общественной, религиозной  и культурной жизни  народов  определенного ареала, с которыми  связано  распространение  религиозных культур, в частности мусульманской культуры. На основании    надписей можно выявить реальные силы носителей религиозных идей.  Образно говоря,   эпиграфические  данные - это путеводители  исследователя.

Из истории оборонительных сооружений Алазанской долины раннего средневековьяДанная статья   посвящена актуальной и малоизученной проблеме - исследованию настенных арабоязычных надписей, высеченных на стене Джонкоз-кала, расположенной в северо-западной части с. Джар Закатальского участка Восточного Приалазанья (Алазанской долины). Тема, избранная  для исследования, многопланова и  содержит в себе массу вопросов, связанных с местом и ролью оборонительных сооружений в общественной и культурной жизни народов региона. Стоит отметить, что больше половины населения, проживающего в Белокано-Закатало-Кахском  Алазанской долины  в основном с древних времен, составляли и составляют    народы нахско-дагестанской семьи. Наиболее многочисленны из них аварцы, цахуры причем,  эти народы  расселены именно в  Алазанской долине. 
В пределах XVIII века   в землях Алазанской долины  существовал  знаменитый на Кавказе Джаро-Белоканский   союз общин.  Позже   в  60-х годах XIX столетия,  здесь царской  администрацией был создан  Закатальский  округ.  Этот  регион   со своими  особенностями   и  уникальностью  составляла  отделный этап  в истории, представляя собой "пограничную область", а её горские народы независимо  от политических обстоятельств пользовались  статусом "хранителей границ",  в составе того или иного централизованного  государства. Географическое положение обуславливало исторически сложившуюся  роль этой "пограничной области", как в составе  Кавказской Албании, так и после её распада вплоть до начало XIX столетия.  Арабоязычные настенные надписи    Белокано - Закатальской  зоны Алазанской долины мало изучены. Собрание  и изучение  эпиграфического  наследия, как в Дагестане, так и в    данном регионе  связаны с именами А.Р. Шихсаидова , Л.И. Лаврова , М.Х.   Неймата  , Р.Х Карахмедовой   .
За последнее время азербайджанским исследователем М.Х. Неймат  было  изучено большинство надписей   Алазанской долины, обобщенные данные  были изданы в виде  монографий. В частности она отмечает: "этот регион со своими многочисленными памятниками культуры самого разного назначения представляет  собой  самостоятельный  этап в истории культуры Кавказа" .
 Надписей  высеченных на арабском языке  Алазанской долины  можно разделить на две  хронологические рамки. Первый период охватывает XIII-XVII вв, а  второй -XVII-XVIII вв. Однако, такая  периодизация носит лишь условный характер. По своему содержанию, надписи данной  зоны можно разделить на несколько группы:  1) надписи - эпитафии, 2) строительные надписи, 3) хроники. В условиях такой  группировки преобладают эпитафии. Согласно  эпиграфическим данным,  мы видим, что в большинство населенных пунктах  Алазанской долины   в рассматриваемые периоды, имелись  религиозные заведения.  Наличие мадрас и мактаб, а также  других  религиозных сооружений заставляет  предполагать, что   арабо-мусульманская культура вместе с ней  и ислам до конца XVIII столетия получил свое  распространение. Джар,  Мацех,  Цильбан, Катех,  Мухах,  Алиабад, Чурдух, Илису, Гах в XVII- XVIII вв.  принадлежали к числу  таких пунктов, где арабский  язык и  мусульманская культура получили сравнительно  широкое распространение. Эпиграфические  памятники данной зоны, по мнению  той же Неймата М.Х. выполнены   в основном арабской графикой, а материалом для резьбы в  регионе были  речные плиты, камни горной породы .
Наиранний арабоязычная  надпись  была обнаружена исследователями в одном из крупных средневековых оборонительных сооружений Алазанской долины в крепости Джонкоз-кала, расположенной в северо-западной части с. Джар Закатальского района которая  высеченная в XIII веке .
 Этот крепость    построена из камней  речной  породы;  башня  квадратная  (5,75-5,80м), толщина стены 92см,  высота  башни  примерно  8-10м.  Башня  окружена  крепостной  стеной,  высота который  1,20- 1,50м. На стене  также  имеются  несколько   надписей.  В данное время башня состоит из двух этажей. С запада крепость окружена рекой, с глубокими ущельями и пропастью. Это укрепление,   в зависимости  от политической  обстановки   в регионе,  неоднократно  восстанавливалось,   об этом свидетельствует археографический материал. Неоднократное её восстановление свидетельствует об  огромном  её значении  в  общественной  и культурной  жизни народов региона. Она являлась неприступным замком, который зачастую играл роль сторожевой башни.  В 2004 году  была восстановлена  крыша данной башни. В некоторых   источниках эта башня  имеет  иное  название. Так,  в  исторической хронике "Джарская летопись "   она  упоминается   как    "амир - Ахмад кала". В народе  эта башня  известна  под именем "Жунгоз-къала" или "Чингизил къала".  Палеографические данные о постройке этой  башни  во  многом  сходятся с устными преданиями.
Согласно, историческим  данным к началу XIII в.,  внутренние и внешние факторы способствовали ускорению процесса исламизации народов Восточного Закавказья и Дагестана.  Одним из этих факторов  было усиление культурных связей с мусульманским Востоком. Внешние политические силы: арабы и тюрки-сельджуки вплоть до  первых монгольских походов настойчиво проводили политику исламизации равнинного, а затем и горского населения, о  чем свидетельствует арабо-язычные надписи  датированные серединой XII века,  обнаруженные учеными в Рутульском районе Дагестана. По данным  исследователей,  настенная  надпись  на башни Джонкоз-кала, Закатальской зоны является аналогом  рутульской надписи. Но,  она вырезана более поздний  период  примерно в первой половине XIII в .
Вероятно, что башня была возведена во время монгольских походов примерно в середине XIII века. По одно из версий, башня  названа в честь великого завоевателя - Чингиз-хана. Может быть "Джонкоз", является фонетической разновидностью имени "Чингиз".  Во время  походов  Батыя,  внука Чингиз-хана (40-50 годы XIII века), монголы чтобы  усилить  свое  влияние, сооружали  башни, придавая  местным  этносам особый статус, подобно  предшествующим покорителям. Создавали и   мелкие очаги  мусульманства, которые  находились  в фактической независимости  от централизованной  власти.  Следует отметить, что монгольские ханы для ослабления влияния грузинских царей  часто и  искусственно  использовали   местные этнические факторы, зачастую  вели   на покоренных  землях   политику  разжигания межнациональных и конфессиональных противоречий. Во время археографических работ, нам удалось  ознакомиться  с настенными  надписями   крепости Джонкоз - кала.   Ранее надписи  на крепостной стены были выявлены и изучены   исследователями.   По   их  мнению,   надписи, выполнены  арабским  почерком "куфи".
Наиболее ранняя надпись вырезана на стене самой башни. В надписи нам удалось идентифицировать фразу "Бурдж ал - Лукман", а также первых стих Корана - Басмала: "Во имя Аллагьа Милостивого и Милосердного".   Первый стих Корана и текст  с арабской графикой,  вырезанной  в середине XIII века, свидетельствуют о том, что   в Закатальской зоне   существовала  мусульманская  община, или же маленькие очаги мусульманства, независимые от христианской  Грузии.
На стенах  самой башни имеются надписи более позднего периода.   Надпись,    вырезанная   на юго-западной  части  стены также  начинается  с религиозной  клаузы  "Во имя Аллагьа".    Далее   указаны имена  участников этого события. В надписи  повествуется о том,  что  " в месяц зул - хижжа  в 1175 году (1762 год) Муртаза  Али (сын  Чингиза),  по воле  Аллаха  восстановил и отремонтировал  эту крепость, чтобы в ней укрыться " .
Если данная надпись  сообщает о ремонте башни,  следовательно, постройку её можно отнести к более раннему периоду. Согласно персидской хроники  "Тарихи Надир" ,  народы  Джаро - Белокана  и Талы во время походов  Надир-шаха в 30-х годах XVIII столетия,  закрепились в   неприступной башне.  Вероятно,  речь идет об укреплении  Джонкоз - кала. М.Х. Неймат  в своем труде  называет имена мастеров, которые согласно исследователю,   исполняли надписи и на стене "Джонкоз - кала",  и      в других  архитектурных памятниках данной зоны. В их числе Идрис, Шейх Султан, Малла- Курбан, Малла Хушан, Али Мухаммад, Муртаза-Али, Мухаммад ал Джари и др. .
  Надписи,  исполненные  этими  и другими неизвестными  мастерами,   являются летописями, повествующими  о трагических событиях, происходящих в регионе, ставшей ареной битвы, яблоком раздора  между  крупнейшими: державами - Ираном, Турцией  и Россией, пытавшимся  удержать свои  позиции во всем Кавказе в первой половине XVIII века. Во время  царской экспансии в  Джаро - Белокан в первой трети XIX века, вокруг этой башни происходили  ожесточенные бои, о чем свидетельствуют многочисленные   кладбища  в лесном  массиве у западной части башни. 1830 году когда  главнокомандующий  Паскевич решил окончательно переломить  сопротивление джарцев и его войска передвинулся на крепость. Джарцы вместе  с жителями ближайших сел: Катех, Мацех и Талы, выкопав окопы,   укрепившись  в  данной крепости,   держали  оборону.
 В 2003 году во время сбора  полевого материала   нами была  сделана еще одна попытка,  исследовать  ряд других   эпиграфических  памятников с. Джар. Хотя исследованные нами  памятники представляют собой более поздний период и  выходят  за рамки  нашего исследования,  но мы включили  их в нашу статью, так как эти исследования носят исключительно оригинальный характер и впервые нами вводится в научный оборот. Так, наиболее ранний надгробный памятник  на  кладбище "Умумазул ахал", можно датировать приблизительно 1785 годом. В  другой надписи    из этого же кладбища    говорится, что: "Этот памятник  на могиле  ученого,  прощенного, покойного  Мухаммада,  сына Халалу  ал - Джари, да простит их Аллах", а   датируется 1276/1875г.   Третья  надпись датируется   1313/1911-12 гг.  В  ней    говорится:  " Владелец этой могилы  Мухам,  сын Мухаммад Вали". Далее, идет  стихотворный  отрывок:  "Смерть- чаща, и все люди  пьют из неё.  Могила- дверь,  все люди входят из неё" .
Есть также  много   надписей, датированных  XIX веком. Как свидетельствует полевой материал,  в Джарах каждый тухум имел свое  место погребения.    Из надписей соседних кладбищ явствует,  что в 50-80 годах XIX столетия в Джарах имелись  общеобразовательные  религиозные   школы.  Это говорит о  том, что после  покорения Джаро- Белокана царской России,  религиозные и культовые очаги  в данной зоне продолжали свое  существование  и в XIX веке.  Религиозные деятели, тарикатские  шейхи, в  числе которых  Давудил Афанди, Ахмад Афанди ат-Талали, Махмуд Афанди Илисуви воспользовались большим  уважением  среди  местного населения. Они  играли большую роль  в объединении и воспитании  мусульман, а также  в сохранении  исламских  ценностей и распространении  исламских наук.  Мы  охарактеризовали ряд надгробных  памятников региона. Полный   обзор этих памятников  дан в трудах российских и зарубежных исследователей, лишь ограничиваясь анализом нескольких из этих  памятников, стараясь воспроизвести хронологические рамки  проникновения  арабо-мусульманской культуры и  ислама   с юго-востока на северо-запад в данном регионе. Если учесть  то, что  одновременно    шло проникновение арабо-мусульманской культуры и  ислама  в регион  из соседнего Дагестана, то можно  предположить,  что  к концу XVIII   арабский язык и арабоязычная письменная  традиция усиливает свои  позиции, наблюдается расцвет научной и литературной  деятельности на арабском языке. 
Резюмируя наше сообщение, хочется отметить, что крепость Джонкоз-кала является одним из крупных средневековых оборонительных сооружений региона. Данный эпиграфический материал, повествующий о строительстве культового  сооружения, относится к XШ веку  и  выделяет   этот  период  как    начальный этап проникновения исламской культуры.  А надписи более позднего периода  на данной же крепости говорит что  Джонкоз-кала в зависимости от политической обстановки в регионе  неоднократно восстанавливалось и нередко играла роль сторожевой башни.  К  началу XVIII   согласно этого и ряда других эпиграфических  материалов  явствуется, что в указанный период в Алазанской долине  шел интенсивный процесс проникновения религиозных идеи  в частности арабо-мусульманской культуры. Усилению позиции ислама способствовали и   ряд внутренних  и внешних факторов.   Одним из них было  усиление  культурных связей с мусульманским  Востоком. Строительные надписи  на зданиях   мечетей и на других  религиозных памятниках, построенных в этот  период, включали  выдержки из Корана и хадисов, которые  высекались на арабском  языке. По сообщению  М.Х. Неймат, каллиграфы,  мастера-резчики, орноменталисты данной зоны были тесно связаны   с мастерами  соседних областей, в том числе и ширванскими мастерами художественной резьбы. Они не только владели  арабским  языком,  но и   поэзией. 
Идеи ислама влияли на оформление  текстовых надписей. Арабский язык  был языком  образования, поэтому  тексты в эпитафиях и повествовательная часть,   в основном, составлялись на арабском  языке, последний  не только  стал  языком богослужения, но и  языком науки, литературы, делопроизводства, частной  и официальной  деловой  переписки. Но,  нельзя сказать, что  местные языки потеряли  свое значение.  Арабоязычная  литература и культура  народов  восточных  стран не только проникали в регион, но и глубоко  усваивались   местной культурой. Из материалов эпиграфических памятников становится  очевидным, что в  XVII-XVIII веках,   в населенных пунктах Алазанской долины  действовали  тарикатские  шейхи ордена  Накшбандийа, Алавийа, Заруккийа.   Известный тарикатский шейх   более позднего периода Ахмад ат-Талали, был    шейхом Накшбандийского тариката.. 
Наличие  арабоязычных  надписей в регионе  XVII-XVIII  веках,   дает нам возможность  предположить, что арабский  язык,  арабоязычная традиция усиливает свои  позиции и в общественных отношениях.  Как пишет известный  востоковед Шихсаидов А.Р: "В XVIII веке наблюдается  расцвет научной  и литературной  деятельности на арабском языке не только в Дагестане, но и  в соседних областях" .
Сохранившихся памятников XVI-XVIII вв.  данной зоны выявило такую закономерность: общее  количество  надписей XVIII века  значительно превышает количество памятников   XVI-XVII веков Эпиграфические надписи, как памятник культуры не изолированны,  существуют не сами по себе, а  находятся в неразрывной связи  с жанрами литературы, в частности,  с  местными  историческими хрониками. Эпиграфические памятники, нарративные источники, рукописная книжная культура (имеется в виду деятельность по переписке произведений восточных авторов) - комплекс этих факторов наглядно иллюстрирует   уровень  духовной культуры местного населения.  Духовная культура вместе с исключительно богатой материальной культурой составляет единое целое и показывает вклад  горских народов в этой области не только в эпоху утверждении ислама, но и до 1917г.
С другой стороны, на базе эпиграфического  материала  Джонкоз-кала, можно отметить, что   в период существования единого грузинского государства,  в отдельных частях  Алазанской долины,   имелись  небольшие очаги мусульманства, независимые от грузинского  элемента,  что  позволяло  горским народам сохранить  этноконфессиональную  специфику.  Эта арабоязычная надпись как местный эпиграфический памятник, имеет  огромное значение  для   изучения  вопросов   проникновения ислама и арабоязычной  культуры в  Алазанской долине.

Примечания

1. Шихсаидов А.Р. Ислам в средневековом Дагестане. Махачкала, 1969; Его же. Эпиграфические  памятники Дагестана как исторический источник М.,1984.
2. Лавров Л.И. Эпиграфические  памятники  Северного Кавказа на арабском  и турецком  языках. Ч. I. М., 1966.
3.  Неймат М.Х. О некоторых эпиграфических памятниках Кахского района XVIII-XIX вв //Известия АН АзССР, Сер. История, философия, право. 1983.
4. Карахмедова Р.А. Христианские памятники Кавказской Албании (Алазанская долина). Баку. 1986.
5. Неймат М.Х. Корпус эпиграфических памятников  Азербайджана. (Арабо - персо - тюркоязычные  надписи Шеки-Закатальской зоны  XIV-начало XX веков). Баку, 2001. С.12.
6.  Там.же. С.15.
7. Айтберов Т.М.  Закавказские  аварцы: VIII- начало XVIII вв. этнос, государственность,  законы. Махачкала, 2000. Ч. I. С.64.
8. Молла Мухаммад Аль-Джари. Джарская летопись. Перевод, введение, разъясения С.А. Сулеймановой. Баку, 1997. С.32.
9. Лавров Л.И. Эпиграфические  памятники   Северного Кавказа на арабском  и турецком  языках. М., 1966. Ч. I. С.62-64.
10. Айтберов Т.М.   Указ.соч.   С.64
11. Неймат М.Х.  Корпус. С.71.
12. Мирза Махди Астарабади.  Тарихи-Надир. Табриз. 1297.С.52.
13. Неймат М.Х.  Корпус. С.71.
14. Полевой материал собранный  автором в Закаталах в 2003 г.

Автор: Халаев Захид Алиевич.,
Диссертант  Института Истории, археологии
и  этнографии  Дагестанского Научного
Центра РАН. г. Махачкала.

Источник: журнал " Вопросы истории", Москва,2007, 10

 
 (голосов: 6)
| | Комментарии (0) | Распечатать
 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.


Поделиться:

Добавить страницу в закладки:
Добавить закладку в Бобрдобр Добавить закладку в news2 Добавить закладку в Memori Добавить закладку в Newsland Добавить закладку в СМИ2 Добавить закладку в Vaau Добавить закладку в Mister-Wong Добавить закладку в Newsvine Добавить закладку в Delicoius Добавить закладку в Slashdot Добавить закладку в Blogmarks Добавить закладку в Technorati Добавить закладку в Folkd


Если Вам понравилась новость поделитесь с друзьями :

Другие новости по теме:

  • Некоторые эпиграфические памятники Алазанской долины XVII-XVIII вв. (Специа ...
  • Этнополитическая и культурно-религиозная история дагестаноязычных народов а ...
  • Из истории обычного права у народов Алазанской долины XVIII века
  • Закавказские аварцы
  • Аварский язык — язык аварцев, живущих в Дагестане, на севере Азербайджана, ...
  • Елису и Горный магал в ХII–ХIХ вв. (очерки истории и ономастики). Авторы: А ...
  • К истории расселения аварцев в верхней части Алазанской долины (в пределах ...
  • Древний Хунзах и Хунзахцы. Айтберов Т. М.
  • Город Закаталы - политический центр Джаро-Белоканской области и Закатальск ...
  • Малла-Хасан Джарский. Мыслитель на рубеже XIX-XX столетий


  •  

    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.
    Панель управления


    Последние комментарии

    Календарь
    «    Ноябрь 2024    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
     

    Статистика
    Опрос

    Лучший из сайтов
    Неплохой сайт
    Устраивает ... но ...
    Встречал(а) и получше
    Совсем не понравился


      Главная  |  Регистрация  |  Правила  |  Библиотека  |  Фотогалерея  |  Видео и ТВ |  Обратная связь
    © MAARULAL.RU 2009   Design by  Tsor-Studio.   Все права защищены
    ALLDAG.ru  Яндекс цитирования Система Orphus
     
    Мнение администрации сайта может не совпадать с точкой зрения авторов статей !
    При использовании материалов сайта, активная гиперссылка на сайт Maarulal.Ru обязательна!
    При использовании материалов сайта в печатных СМИ, на ТВ, Радио - упоминание сайта обязательно!
    Так же обязательно, при использовании материалов сайта указывать авторов материалов.