Предлагаем вашему вниманию мнение Джаннат Сергей МАРКУСа о МФМК "Золотой минбар" прошлых лет. И будем ждать реакции на проведённый в этом году пятый фестиваль.
22 октября 2008 года в казанской «Пирамиде» прошла церемония торжественного закрытия Международного кинофестиваля «Золотой минбар». Среди почетных гостей этого смотра «исламского кино», как радостно заявили организаторы, «находились звезды мирового и отечественного кино Изабель Аджани, Анастасия Заворотнюк и другие». Давайте уточним – для кого они «звезды» и что они зажигают в людях, какие чувства?
Откройте Интернет, вам сразу бросятся в глаза такие заголовки: «Анастасия Заворотнюк обнажилась в фильме «Код Апокалипсиса», «Голая Анастасия Заворотнюк (видео)», «Голая "няня"»… и много иного в том же роде, даже посвященные ей (скорее ее телу) блоги, переполненные матерщиной и скабрезностями... Подробно расписана и ее биография: к примеру, «девочка росла за кулисами театра и знала все спектакли наизусть. «Это было очень смешно, когда я в пятилетнем возрасте начинала подсказывать текст какому-нибудь подвыпившему артисту». Понятно, что «воспитание» она получила в пьяненькой провинциальной театральной «богеме», а дальнейшее ее продвижение на сцене и экране выпало на лихие 90-е годы, когда на смену заказам советского правительства в кино и театрах пришли заказы быстро обогатившихся нуворишей и криминалитета. Две ведущие «темы» этого времени совершенно инфантильно-подростковые по сути – это секс без перерыва и осмеивание всего детского и романтического, как устаревшего и ограниченного комплексами.
В свои 35 лет Анастасия – и «звезда» бесконечных оголений, скандалов с постоянными разводами, и (вот примета нашего времени!) «народная артистка России». В картине «Наследник», снятой в 1993 году режиссером Владимиром Любомудровым ныне популярная актриса сыграла маленькую роль дочери священника. Ее творческим взлетом стала роль няни Вики в сериале «Моя прекрасная няня». Однако о своем дебюте в кино ни в одном интервью или биографии актриса не вспоминает.
«Я не знаю, чего больше можно стесняться, – признался режиссер картины Владимир Любомудров, – роли дочки священника или вот этой роли няни. Думаю, она не стесняется, просто картина не раскручена. Да и вряд ли она была бы так популярна, если бы сыграла что-то из классических ролей, которые были у нее в спектаклях, из Островского или Чехова». В съемочной группе Настю называли «ребенком». Но все отмечают, что юная Заворотнюк при этом абсолютно естественно вела себя в интимных сценах. «Приехала девочка, этакий цыпленок, – вспоминает режиссер. – По своему возрасту, состоянию, настроению и внешнему виду она полностью соответствовала героине. Ей, собственно, мало чего приходилось играть в этой истории, потому что она была сама собой».
Как раз во время «Золотого минбара» прессу облетела очередная скандальная новость о «почетной гостье». На 20 ноября Симоновский суд Москвы назначил слушания по иску телеканала «Россия» о взыскании с Заворотнюк свыше 17 миллионов рублей неустойки и штрафа. Одним словом, достойней кандидатуры для «форума мусульманского кино» трудно было сыскать…
А что за персона француженка Изабель Аджани? Это одна из ведущих французских актрис, удостоенная национальных и европейских премий, снимается также и в голливудских постановках, возглавляла жюри 50-го Каннского кинофестиваля – так вкратце можно сказать о ее месте в кино. Но какое отношение она имеет к исламским темам? То, что родилась от брака нерелигиозного алжирца-эмигранта с немкой? Или как-то воплотила мусульманские образы? И как это связано с участием в типичных для западного кино эротических лентах с титрами «для лиц не моложе 16 лет»?
В призыве гендиректора фестиваля, размещенном на его официальном сайте, мы читаем косноязычные и пафосные призывы, вроде – «приглашаем на фестиваль всех тех, кому небезразличны критерии нравственности»: «Золотой минбар» призван внести свою лепту в возрождение и сохранение моральных ценностей, утерянных в последние годы, в годы засилья на экранах дешевых телесериалов и фильмов с беззастенчивой пропагандой насилия, межэтнической розни, разврата, «высоких отношений» между особями нетрадиционной ориентации. Нам очень приятно проводить фестиваль в эпоху возвращения неподдельного влечения к принципам гуманизма… Поэтому мы и хотим, чтобы на «Золотом Минбаре» участвовали фильмы, лишенные даже намека на то, что противоречит принципам гуманизма и воле Всевышнего».
Я уже дважды был вынужден писать о том, как именно руководство фестиваля воплощает свое «неподдельное влечение к принципам гуманизма». В прошлом году почетной гостьей стала Катрин Денев, также, как и Аджани, ранее незамеченная ни в симпатиях, ни в интересе к Исламу, а сразу после Казани озвучившая антиисламский (!) мультик у себя на родине во Франции.
А потом во главе нового фестиваля «Ноев Ковчег» (своего рода «двойника» казанского, но подготовленного для Грозного и ради возрождения измученной Чечни) предложили главой жюри… Андрона Кончаловского, «прославившегося» цинизмом в кино и воспоминаниях. Хвала Всевышнему, вовремя написанное предотвратило поругание светлого имени Пророка Нуха (Ноя, мир ему!) – об этом в Москве рассказал мне этим летом муфтий Чечни.
Но вот казанский фестиваль, по-прежнему заявляющий о своей будто бы «альтернативности» тому растлению, которое несет большая часть кинопродукции Запада и озападненного российского кино – повторяет свои ошибки.
Проще говоря – немалые деньги, собранные будто бы во имя созидания и пропаганды «исламского кино», тратятся на приглашение «звезд» растления. Да, говорят, они знамениты на Западе, а Заворотнюк – на всю Россию. Ну и что? А чем они прославились? Комментарии излишни: в их «творчестве» нет не только исламской ценности, но даже и следов «христианского гуманизма» – это всего лишь сгнившие плоды «заката Европы», постхристианского либерального, атеистического мира.
Год назад мы писали (и это, увы, осталось актуальным): «Из того же комплекса неполноценности и ради заигрывания с дешевыми вкусами «человека толпы» — приглашение в качестве «пиарприманки» старушки Катрин Денев, приезд которой стоил десятки тысяч евро. Жалко было видеть этого немощного старого человека в какойто причудливой роли театра абсурда: в сопровождении 40летнего бойфренда (хорошенькое определение для фестиваля на исламскую тему!), некогда очаровательная звезда «Шербургских зонтиков» освятила своим посещением церкви и мечети Казани… Зауди Мамиргов опять глубокомысленно объяснил: «Так пресса узнает о нашем фестивале и будет потом говорить: о, это тот самый фестиваль, который посетила сама Катрин Денев!»
Несомненно, на фестивале были показаны как негодные, так и добротные фильмы. Но вывод о самой организации можно сделать, увы, безрадостный – вместо того, чтобы нести свет и чистоту Ислама современнику, «Золотой минбар» жалко потакает самым примитивным нравам масскультуры постхристианского Запада».
К сказанному год назад можно лишь добавить: одно из важнейших свойств мусульманина – способность к различению добра от зла, запретного от разрешенного, халял от харам. В обществах, где не потеряны традиции исламских ученых-алимов, именно знающие люди помогают незнающим (или слабослышащим) разобраться в окружающем. Опыт казанского кинофестиваля, увы, показывает со всей горечью, насколько глубоки потери исламской культуры в России. Исполненный благими намерениями, он не оправдывает своих же задач, своего названия. Если б он просто именовался бы «казанский кинофестиваль» или даже «фестиваль тюркского кино» – не было бы и разочарования, не было бы (что гораздо опаснее духовно) и обмана публики, особенно молодежи.
Если все повторится, как и ранее – с дрожью и ужасом будем ждать, какую же новую псевдо-«звезду» пригласят в следующем году в Казань на так называемый «Золотой минбар»?
Еще одно имя нельзя хотя бы кратко не упомянуть в связи с фестивалем – спецприз «За вклад в киноискусство» был вручен почетному гостю, народному артисту СССР, кинорежиссеру Эльдару Рязанову. Обидно, но этот всеми любимый автор не удержал былого высокого уровня: его последний фильм «Андерсен. Жизнь без любви» полон сцен, оскверняющих образ женщины, матери, любви, полон пошлого заигрывания со вкусами «человека массы». А для мусульман совершенно неприемлема такая «художественная метафора», как появление в кадре некоего «бога» в виде старика. В культуре есть темы, с которыми не шутят, и образы, на которые наложено ясное табу. Отсутствие табу, в основе коего лежит чувство священного – симптом разложения культуры.
И не только противостоять этому разложению, но даже различать его смердящий запах рядом с собой, устроители «Золотого минбара» за 4 года так и не научились. Называть солидные организации, давшие свои имена этому проекту, даже не хочется. Стыдно.
Джаннат Сергей МАРКУС,
исламский культуролог
muslima.ru