"Не зная истории, нельзя считать себя культурным человеком" Любоваться величественными останками греческого Акрополя едут со всех концов света. Творения древних и сегодня удивляют нас мастерством выполнения элементов, изяществом форм, гениальностью инженерной мысли итд. Но не всегда за всем этим великолепием нам удаётся увидеть простых мастеров и зодчих которые создавали эти шедевры архитектуры. Сколько же нужно было приложить труда и усердия что бы отшлифовать гранит до идеального состояния, придать камню форму цилиндра высотой пяти шести метров. И всё это без современных инструментов и измерительных приборов. Имена тех зодчих давно канули в лета и говоря о них мы только восклицаем - "Да! Они были великие мастера".
Вместе с тем, говоря о всемирно известных памятниках старины мы порой не придаём значения или вовсе не замечаем того, что находится у нас под боком. Ведь и наши предки были не лыком шиты. Они хоть и не творили из мрамора но могли заставить обычный дикий камень звучать как Пандур.
Без преувеличения наши мастера по камню оставили нам такие произведения зодчества, увидев которые хочется петь на весь мир в унисон с теми, которые воспевают творения Микеланджело и других великих создателей каменной музыки. Вот замахнулся, скажете вы, куда там нашим горцам до светил Европы. Но не тут то было. Ведь жил в нашем селе, пел песни и играл на пандуре воистину великий певец – Пайзула. Известный академик Шамиль Гимбатович Алиев в своём научном труде (посвящённом великим певцам мира) исследовал и дал характеристику созвучности голоса певцов с музыкой. Говоря простым языком, насколько голос певца по тональности и созвучию соответствует той музыке и инструментам в сопровождении которых он поёт. И что вы думаете!? В России в настоящее время лучшее созвучие у Леонтьева, а в мире у Элтона Джона. И! ( Не пугайтесь) это слова академика – "Звучание пандура и голос Пайзулы настолько созвучны , что если бы он выходил на мировой уровень, то заткнул бы за пояс самого Элтона". Каково!? Но это уже другая музыка. Жаль что пока не нашёлся академик который провёл бы сравнительный анализ произведений наших и мировых зодчих. Уверен мы узнали бы много интересного, что несомненно прибавило бы нам чувства гордости за наших простых и вместе с тем великих предков.
Хочу рассказать здесь о человеке, который жил и творил не помышляя об величии, известности и регалиях. Он строил и украшал дома всевышнего на земле т.е мечети. В нашем селе находится один из памятников архитектуры того времени – Арадерихская мечеть, построенная в 1908 году нашим сельчанином, простым горцем Нурмагомедом сыном Омара. В народе его звали Ханикалав по имени матери Ханика. Построенная им мечеть представляет собой сооружение прямоугольной формы размером 20х10 метров и высотой 5 метров. Свод мечети поддерживает великолепная каменная аркада, которая протянулась на всю длину по центру зала. Аркада состоит из трёх арок, которые опираются на колонны идеально круглой формы, выполненные из тёсанного камня. Арки удивительно красивой формы, выполнены в виде эллипсоидальной дуги, что создаёт дополнительные трудности при строительстве. Смотря на это прекрасное творение задумываешься, сколько же имана надо иметь, чтобы построить такое великолепие в тех условиях. За свою жизнь Ханикалав построил семь мечетей не считая других сооружений. И все они выстояли до наших дней не смотря на все перипетии советского периода. И хотя его творения выглядят скромно рядом с бетонными минаретами новых мечетей одетых в мрамор, в них чувствуется душа мастера и какая то каменная музыка. Рассказывают, что когда Ханикалав конструировал элементы здания он использовал семена бобов. Интересная система не правда ли. Он сидя на корточках раскладывал на глиняном полу веранды чёрные бобы, подразумевая в них каменные блоки. Раскладывал их в виде арок, добавляя или убирая количество, меняя форму он наконец добивался идеальной формы. Тридцать бобов-камней на дуге арки и один клинообразный в середине. Иногда ему это стоило протёртых дыр на коленях штанов. Фасад здания целиком выполнен из обтёсанного камня . Подгонка камней выполнена с такой точностью, что нужно хорошенько приглядеться, чтобы увидеть швы на стыках. В центре стены вмонтирована каменная гирлянда из трёх колец, высеченная из цельного камня, эта была визитная карточка мастера, которая присутствует на всех его строениях. Такие же висят и на мечетях в селе Каранай Буйнакского р-на, в селе Беной в Чечне, в селе Цатаних Унцукульского р-на, на великолепном минарете в селе Батлаич Хунзахского района. Рассказывают, что минарет в старом Чиркее, который по каким то причинам он не успел достроить так и не был достроен, хотя многие мастера брались за его завершение. У Ханикалава был не менее искусный учитель, тоже наш сельчанин Карамагомед, который умер молодым. В память о нём остался надгробный памятник великолепной работы, который достался ему же. Пути Аллаха неисповедимы. Это надо видеть что бы оценить. Приезжайте к нам если хотите увидеть музыку в камне.
Автор: Амирхан Магомедов. Арадерих. Источник: Газета "Вацлъиялъул Калам" №2 (Январь 2010г.) |