Проблемы разделенных народов наконец стали темой обсуждения в России, причем только заседания рабочей группы Общественной палаты (ОП) по делам Кавказа, которое состоялось 21 июня. Слово на заседании решили предоставить представителям наций и этносов, разделенных государственными границами Российской Империи, Советского Союза, Российской федерации.
Участники слушаний единодушно отметили, что распад СССР привел к печальным последствиям на всей территории огромной страны: были нарушены производственные связи, транспортная и прочая инфраструктура между бывшими республиками СССР и отдельными экономическими макрорегионами, в результате чего начался кризис и упадок социально-экономического развития на всем постсоветском пространстве. Одним из последствий "парада суверенитетов" союзных республик стало появление так называемых разделенных народов. Среди российских народов, ставших разделенными, участники Слушаний назвали следующие: русские, лезгины, черкесы, осетины, аварцы, цахуры, рутульцы. Большая часть этих народов разделена между Россией и Азербайджаном (upmonitor.ru).
Сложности в районах проживания разделенных народов, на взгляд большинства участников, вызваны следующими обстоятельствами:
- превращение данных районов в депрессивные (нарушены производственные и экономические связи в целом, многие объекты социальной сферы стали недоступны, оказавшись на территории другого государства), вследствие чего резко выросла безработица и имеет место отток населения в более благополучные регионы; - пограничный режим (исчезновение свободного общения и перемещения населения между частями единой в прошлом территории, отчуждение земель, в том числе имеющих большую природную и хозяйственную ценность); - неотработанность законодательной базы, обеспечивающей возможности репатриации на историческую родину: закон "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" в его новой редакции дает возможности для получения гражданства РФ, но программы по развитию и укреплению связей с соотечественниками имеют ограниченный период действия.
Гаджи Махачев, постоянный представитель Республики Дагестан при президенте РФ, обратил внимание участников слушаний, что "разделенные народы - это не исключение, а правило", и призвал к ответственности тех политиков и общественных деятелей, которые призывают к конфронтации и пересмотру политических границ. Как один из лидеров аварского народа, разделенного между Россией, Азербайджаном и Грузией, дагестанский политик затронул сложности, с которыми сталкиваются аварцы, проживающие за пределами России - непредставленность во власти, отсутствие печатных СМИ на родном языке, проблемы пересечения государственной границы при посещении родственников на территории России. Махачев также говорил о важности современных информационных технологий и интернета, о возможности их использования для коммуникаций разделенных народов.
Александр Журавский, директор Департамента межнациональных отношений Министерства регионального развития РФ отметил, что Россия гораздо в большей степени, чем многие страны мира, обеспечила права народов, проживающих на ее территории, на изучение национальных языков, культуры, на создание национальных СМИ. С его слов, сегодня в России обучение детей в государственной системе образования осуществляется на 89 языках, тогда как в 1989 году дети обучались на 55 языках. Кроме того, Журавский отметил, то Россия одна из немногих стран, где языки малых народов не исчезают, а наоборот, обретают письменность и развиваются.Журавский остановился на работе по подготовке диагонального соглашения о сотрудничестве между Республикой Дагестан и Республикой Азербайджан, а также на некоторых базовых международных методологических принципах, касающихся миграционных подходов. Журавский подчеркнул, что при определении статуса соотечественника нужно учитывать и моральное измерение проблемы.
Модератор cлушаний Максим Шевченко в продолжение встречи высказал свое мнение относительно определения статуса разделенных народов. Он призвал в рамках данной дискуссии под "разделенными народами" иметь в виду народы, территории проживания которых в силу исторических потрясений оказались разделенными государственными границами против воли самих народов. Шевченко предложил в рамках слушаний остановиться именно на этом определении и не включать в категорию разделенных народов те народы, которые проживают в разных субъектах России, и народы, представители которого добровольно переселились в другие государства. Также он призвал не касаться проблем национальных меньшинств и сообществ внутри других государств.
Константин Казенин, заместитель главного редактора ИА REGNUM, остановился на проблемах аварцев и цахуров, проживающих в Азербайджане. Казенин призвал открыть новые переходы через границу между Азербайджаном и Россией, что значительно улучшит положение цахуров, а также организовать системный независимый мониторинг положения этих народов. Казенин подчеркнул, что достоверная информация об анклавах этих народов в Азербайджане практически отсутствует.
Эльхан Османов, юрист мусульманской общины "Лезгинской" мечети города Баку, отметил, что конструктивный диалог между властями соседних стран, в которых проживают разделенные народы, возможен только в ситуации, когда наличие всего комплекса проблем признается обеими сторонами. Итоги дискуссии подвел заведующий сектором Кавказа Центра цивилизационных и региональных исследований Института Африки РАН Энвер Кисриев, который назвал провалом российской дипломатии подписанный между Азербайджаном и Россией договор о делимитации государственной границы.
Напомним, 21 июня 2011 года в Общественной палате РФ состоялись слушания на тему «Разделенные народы: правовой статус и трансграничное сотрудничество». С инициативой проведения выступила Рабочая группа Общественной палаты РФ по развитию общественного диалога и институтов гражданского общества на Кавказе.
В слушаниях приняли участие члены ОП РФ, сенаторы, депутаты Государственной Думы РФ, представители северо-кавказских республик, сотрудники Министерства иностранных дел РФ и Министерства регионального развития РФ, представители московских национальных общин, эксперты и аналитики.
Распад СССР привел к негативным последствиям: были нарушены экономические, культурные и социальные связи между бывшими республиками Союза. Одним из последствий «парада суверенитетов» стало появление так называемых разделенных народов, чьи исторические земли оказались разделенными между Новыми Независимыми Государствами (ННГ) и включенными в состав этих государств.
Источник: Алазан Инфо |