На сайте института религии и политики была опубликована статья Гурии Мурклинской - "СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ И ПРОБЛЕМА «ПРАВЯЩЕГО ЭТНОСА»"
Невооружённым взглядом видно, что статья Мурклинской может быть направлена против аварцев и ряда других этносов. Под видом анализа общедагестанской угрозы идёт перевод стрелок ответственности на аварцев и, косвенно, на некоторые другие нации; так как проблема обозначена, не много не мало, как проблема правящего ЭТНОСА и привязана к конкретно к аварскому этносу, якобы узурпировавшему в лице отдельного "клана" религиозную власть в республике, противостоя самому же себя в лице воинственных салафитов. При этом автор забывает, что религиозное подполье составляют представители различных национальностей Дагестана.
Статья похожа на очередную жалобу на "правящий этнос", где автор не преминула вспомнить, как Даниялов "не дал" лезгиноязычным народам слиться в "миллионную массу", при этом забывая, что именно Даниялов отстоял Дагестан и не позволил депортировать дагестанские народы, а остальную её часть тюркизировать по плану Багирова. Но зачем это вспоминать, когда цель преследуется другая - указать российской общественности, какой этнос создаёт проблему в Дагестане. А разве другие кланы всех национальностей не создают таковых проблем? Не тянут республику вниз на дно? Власть в республике не принадлежит Аварскому народу, а многие те, кто работали в ДУМДе, начиная от Саид-Хаджи Абубакарова (светлая ему память!) пожертвовали своими жизнями на пути религии и достижения мира в родной респулике, а не боролись за власть.
Частичная некомпетентность данных статьи подтверждается приведённой автором переписи населения за 1989 год, когда существуют в наличии новые данные, а также отстутсвием источников цитат.
Рассматривая статью с точки зрения критики её содержания и завуалированных (критикой клановой системы) намёков, нельзя не отметить её положительных сторон, где Г.М. пишет: "Избрание президентом или на другой ответственный пост не должно приводить к тому, что родственники и односельчане президента имеют в республике больше прав, чем другие. А пока что ситуация остается уродливой"
Однако автор делает акцент на "правящем этносе", хотя тот, кто понимает ситуацию в республике не поймёт, как это не парадоксально, кого именнно Г.Мурклинская называет правящим этносом. В Дагестане кланы, представляющие каждую из национальностей, имеют свою зону ответственности и свою долю власти в общереспубликанской политике. А то, что аварцы оказались на передовой жизни и политики республики, так это явление исторически обосновано и причины его в глубине веков, и неразрывно связаны с родной аварцам Дагестанской землёй. И удивляться здесь нечему, удивляться стоит только тому, что есть ещё деятели, которые полагают, что республикой, да и вообще страной, правят этносы (т.е.народы). Это даже не наивный взгляд на вещи, а конкретное заблуждение.
Марат Шах |