Мухаммед Тахир аль-Карахи родился, как указывает его имя, в Карахе, в конце XVIIIв. Арабистическое образование получил он у себя на родине у хаджи Дибира ал-Хунухи ал-Карахи. Круг его ученых занятий можно определить лишь предположительно. Судя по характеру его последующей деятельности и содержанию его литературных произведений, основными науками, в области которых специализировался Мухаммед Тахир, были арабский язык, мусульманское право и поэзия. Первое из известных нам его поэтических произведений относится к 1832 г. это была элегия на смерть первого имама Дагестана – Гази Мухаммеда. К этому времени Мухаммед Тахир, очевидно, закончил свое образование, так как он величает себя уже «стремящимся к истине ученым».
Второе дошедшее до нас его поэтическое произведение относится к 1837г. Написанное в связи с проникновением русских в Ашильту. При защите Ашильты погиб его учитель Дибир ал-Ханухи. Мухаммед Тахир обращается к Аллаху с просьбой о даровании сторонникам Шамиля победы над русскими и благословляет прах погибшего своего устаза. Можно с известной долей уверенности предположить, что, кроме упомянутых двух касыд, к тому времени у него были и другие литературные или поэтические произведения, - однако нам они еще не известны. Ничего мы не знаем и о характере его практической деятельности до поселения в Дарго. Впервые упоминание о нем, как о «скромном писце» при Шамиле в Дарго, мы находим в самой хронике. В «Главе о назначении сына Шамиля Гази Мухаммеда наибом Караляля» (это назначение имело место в конце 1850г.) Мухаммед Тахир сообщает: «В эту зиму впервые началось мое житье у имама в Дарго». Жил он в Дарго «до тех пор, пока не умер мой отец во время между возвращением сына имама Джемаль ад-Дина и приходом русских в Буртунай для закладки там крепости», т.е. до июля-августа 1858г.
После падения Дарго Шамиль с небольшим числом оставшихся верных ему приближенных и членами своей семьи с боями отходил к Гунибу. Мухаммеда Тахира не было в числе поднявшихся в Гуниб, он, вероятно, остался в занятом русскими войсками Дарго.
Во время осады Гуниба он был одним из трех посредников, посланных русским командованием к Шамилю для переговоров о сдаче. Посредников Шамиль на Гуниб не пустил, и Мухаммед Тахир вернулся обратно, не выполнив возложенной на него миссию.
После падения Гуниба и пленения Шамиля Мухаммед Тахир переселился в Темир-хан-Шуру, где и жил до конца своих дней, исполняя обязанности кадия, а впоследствии – старшего кадия дагестанского народного суда. К последнему периоду его деятельности относится и ряд его произведений по вопросам мусульманского права и юриспруденции. Некоторые из этих произведений до нас дошли в арабском оригинале, другие известны только по случайным упоминаниям их названий. Несколько больших писем на юридические темы, написанные им как участником полемики о «назре» (пожертвовании на благотворительные и богоугодные цели) с Али Аджи, кадием селения Акуши, - мы имеем опубликованные на русском языке. Факт участия в данной полемике указывает на то, что он пользовался широкой известностью и авторитетом в местных мусульманских кругах. Из заключительной статьи полемики видно, что он поддерживал переписку и с рядом мекканских и египетских ученных. Его авторитет и всесторонние знания мусульманского права и истории ислама неоднократно использовались и русскими властями: кроме выполнения обязанностей кадия и участия в упомянутой полемике о «назре», он привлекался для выработки законодательства о «сейидах». Умер Мухаммед Тахир в 1882г.
Автор: Мадина Гаджимаева |