Сильные позиции в российском обществе набирает мнение о том, что здоровый национализм необходим нации больше чем интернационализм. Что он способен руководить народом в его жизнедеятельности и определять приоритеты в отношении с другими народами.
Национализм любой нации – это стойкая преграда на пути объединения народов. Хоть слово интернационализм, – не полностью отображает того явления, которое в нашем понимании представляется, как синтез мировых культур, сближение наций по таким признакам, как общечеловеческое происхождение, единое божественное ядро, исповедуемых людьми религий, – но оно единственное, которое в смысловом понимании противостоит слову национализм. То же самое, что и в религии чрезмерное усердие выливается в фанатизм, – в деле национального строительства, усилия неконтролируемы принципами этики и уважения к другим нациям, вытекают в национализм со всеми его последствиями, какое бы здоровье и разумное зерно от него не исходило. Мир форм проявляет любую сильную, желаемую мысль и идею в реальное дело. А какие дела стоят за национализмом любых эпох и народов история знает.
Исповедующие свою культуру, трудящиеся на благо своего отечества не обязательно должны именоваться националистами. Опасно впадать из одной крайности в другую. Среди националистов любой масти больший процент экстремистски настроенных элементов, - это потенциал и самовыражение национализма. А где провести грань между здоровым и больным национализмом, мало, кто сможет определить, потому что будет поздно. Русский философ Бердяев отмечал: “Национальность подменила Бога. У меня есть настоящее отвращение к национализму, который не только аморален, но всегда глуп и смешон, так же, как и индивидуальный эгоцентризм. Отталкивает меня лишь национальное самомнение и национальная исключительность, и более всего отталкивает в русских. ”
Неудача, - связанная с развитием проекта россиянства*, отчасти по причине того, что нынешняя власть РФ чужда любой этнической культуре, и потому продвигаемое ею понятие россиянин и сам проект россиянства выглядит столь искусственно; даёт основания националистам утверждать, что народности России не способны быть образованы в единый народ и, что должна быть единственная государствообразующая нация, предлагая возвращение к дореволюционному концепту русской политической нации.
Но на самом деле в многонациональной стране, где каждая нация проживает на своих, исконных землях, не может быть большинств и меньшиньств. В ней все равны, несмотря на превосходящий количественный процент той же русской нации над другими.
Если в итоге под давлением националистов один народ будет признан государствообразующим, то возврат к имперским временам поставит под сомнение само существование федеративного устройства России, благодаря которому, за последние эпохи развивались десятки народов, обретя государственность в виде федеральных республик.
Усилия этнически русских на политическом научном и других поприщах, составляющих основу жизнедеятельности государства, русское творчество, выражаемое посредством русского духа, русского языка и т.д., несомненно представляет Россию (русскую её часть), как державу русскую, но при этом сама она уже не может являться страной многокультурной и многоконфессиональной, если вклад других народов и их представителей измеряется количественными параметрами. Если называть Россию страной русских, то она заслуживает и того, чтобы называться страной татар, башкир, аварцев, черкесов и многих других. И это чётко раз и навсегда должно быть отображено в конституции, чтобы не возникало соблазнов утвердить одним росчерком пера - верховенство большинства, которое автоматически будет главенствовать не только на своих этнических землях, но и в национальных республиках, как титульная нация, диктующая свой устав, а не законы всеобщей федеративной конституции.
М.Шахманов.
---------------------------------------------------- * http://rodon.org/society-110309110204 |