| Сделать стартовой  |  Добавить в избранное | RSS 2.0
 |   | 
 
Поиск по сайту: Расширенный поиск по сайту   •   Аварско-русско-англо-турецко-арабский онлайн словарь:
Радио "Maarulal.Ru"
Слушать в Media Player Слушать в Winamp Слушать в Real Player Слушать в QuickTime Player
Статистика Радио

Новости сайта


Рейтинг новостей

Архив новостей


Партнеры
Наша Кнопка (размер 31X88)

Разместите на своем сайте нашу кнопку, а в ответ мы разместим Вашу кнопку или ссылку!
Получить код Кнопки Flash
Получить код Кнопки Gif

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
 
» Отзыв на рассказ А.Ганиевой "Салам тебе, Далгат!"
14 мая 2011 | Общество | добавил(а): M_Shah Awar | Просмотров: 5957
Сразу скажу, что нижеследующий текст, это не рецензия. Разбирать стилистическую и содержательную части данного произведения, не моя задача, тем более, что всевозможное жюри всевозможных конкурсов уже по достоинству оценили его.

В рассказе (повести, прим.авт.) "Салам тебе, Далгат!" описываются отдельные типажи, маргинальных слоёв населения современной столицы республики, а не всё общество, разумеется. Однако, к неудовольствию некоторых читателей, ожидающих услышать большего о себе и окружающей их жизни, в рассказе преобладают негативные тона. Нет положительного образа, какой должен быть, хоть "в аду", хоть на дне, - сама жизнь, в конце концов, преподносит их миру и писателю.

По первым главам - мрачная картина, но это реальность насквозь, хотя и однобокая. А если автор отображает лишь одну грань многогранника, лишь один или несколько схожих по сути стереотипов, разворачивает их жизнедеятельность и менталитет на страницах своего произведения, не меняя точки отсчёта нравственных ценностей, то говорить о нём (произведении), как о полноценном явлении в актуальной литературе нельзя. И люди, способные читать найдут верный ключ к пониманию не только того, что написано, но и того, что не описано автором, что осталось за пределами его критического взгляда. Читатели, ищущие негатива, удовольствуются таким развитием событий и такой реальностью нашей жизни, но, видящие мир иначе, зададутся вопросом: честна ли та литература, которая скрывает одно и подаёт другое в гипертрофированной, или наоборот, в более смягчённой, форме, как безальтернативное мнение?


Оценили этот труд по достоинству и русские воинствующие националисты, восприняв слегка гипертрофированные образы темы Алисы, как свою идеологическую победу в борьбе за обличение невежественных жителей страны гор.

"Вот они какие! Необразованные, темные кавказцы. Все верно отмечено!" Я даже видела на одном сайте призыв к молодым националистам - ознакомиться с моей повестью, "чтобы знать с кем бороться,
"- с грустью повествует Алиса в своём интервью.
Порой так бывает, что кто-то пользуется чужими трудами в своих не самых благородных целях(Вспомним Ницше, несмотря на то, что оба сравнения явно контрастируют.) Только вот сама Алиса-Гулла не открыла читателю другой стороны дагестанской жизни, других людей, героев, как будто их и вовсе нет. Не стала продолжать тему своего шедевра, оборвав сюжет в самом его начале. Это говорит о том, что цель этого текстового отрывка, вырванного из тела жизни куска, проявить негатив, который, безусловно, одолевает Дагестан. Но... если художник говорит об актуальности своих вещей, то он обязан показать реальность выпуклой, со всех её сторон, а не в одной пыльно-серой плоскости. И даже околоисторические мечтания юждаговского литератора не меняют картины, всё там слишком субъективно.
Человек, литературный герой, его жизнь, не могут быть втиснуты в рамки лишь повседневных будней, - реализм и актуальность жизни, описываемого автором, в том, чтобы раскрыть даже невидимые стороны его характера, увидеть то движение души, что скрывается за всей этой мишурой, которой облепили себя герои нашего времени.

В нашу эпоху востребован скандально-клюквенный оттенок во всём, даже в литературе, которая переживает ныне свой ртутный век, ослепляя глаза читателей веяниями модерна и "актуальностью по заказу".

Если автор желает своим пером вскрыть те или и иные явления в обществе, он не станет непременно подавать свои произведения на конкурс, ради того, чтобы экспортируя свой товар, шокировать неместную публику, надеясь получить за это главный приз. Призовая литература подобна спортивным состязаниям, но если спорту присущ этот дух, то литературе он чужд. Литература, образно говоря, не может бегать по конкурсам и банкетам в поисках признания себя.

Нет смысла говорить о даровитости данного автора, этот факт на лицо. Но любой талант может быть, по воле случая или осознанного выбора, направлен в ту или иную сторону, которая связана с личным эго писателя, но никак не с Народной душой, питающей духовными соками этот самый талант. Литература сегодня оторвана от Народной души и духа и в этом её крайняя точка падения. Литература, поэзия призваны не удивлять и шокировать, но просветлять и вдохновлять ум и сердце человека...В этом её предназначение. Иначе, она превращается в публицистику или, чего хуже, в бульварную романистику.


Но времена меняются, усилия преобразуются в качественный опыт, что даёт новый творческий импульс авторам, как и новые темы. Наверняка Алиса Ганиева увидит жизнь в Дагестане и с другой её стороны, не только в историко-романтической плоскости или в присущих максимализму, исключительно мрачных тонах, но и сможет узреть тот реализм жизненного подвига настоящих, ныне живущих его людей, который был, есть и будет. А для этого надо знать их, любить их, молиться за них, после чего пошлость этого мира, натурально описанная ею в рассказе, отойдёт на второй план, уступая место, создаваемой силами творца, новой жизни, которую просто надо увидеть.


Некоторые спрашивают; а что представляют из себя те грани в современном дагестанском обществе, которые можно назвать положительными?

Сами люди и есть то положительное, многогранное, одарённое словом, то, что мы так упорно ищем вокруг себя. Это те люди, кто корнями связан с Землёй, с Родиной и с Душою народа, без бытия которых, остановится подлинная молитва, прекратится непрерывный труд, которые есть вся его жизнь, его незаметный взору каждодневный подвиг. Если этого не станет, мир потеряет свою последнюю и первозначимую ценность, он будет отвергнут. И этих людей не надо искать, они живут, там, где они родились...
Утверждать то, что в Дагестане нет положительных явлений, значит умышленно исключать себя из этого процесса, который называется жизнь внутри того пространства, где Создатель даровал душе рождение.  Есть те грани, которая оказываются скрыты не только для автора вышеупомянутого рассказа, они скрыты, и от правительства, и от бизнесменов, и от тех, кому Родина представляется лишь в одном кроваво-чёрном цвете, но за которыми труд отдельных людей, направленных на просвещение поколения, на спасение родной культуры, без дыхания которой, люди точно превратятся в одно сплошное космополитическое стадо.

P.S. Возвращаясь в завершении к теме, следует сказать, что "Салам тебе, Далгат!" - это не русская литература (если не обобщать сейчас до значения словесность) и никогда ею не будет. Просто это написано РУССКИМИ БУКВАМИ.
На самом деле те дагестанцы, что пишут на русском, не становятся русскими (и это естественно), и в литературе, и в поэзии раскрывая свою дагестанскую (аварскую, лакскую," интернациональную", "всемирную" и др.), но не русскую душу. Это нужно понять. В данном случае речь не идёт о каком-либо конкретном авторе.

Не стоит привязываться к традициям той или иной литературы, потому как каждая традиция выражает дух того или другого народа. Приобщаться же к слову великих творцов, мастеров слова дОлжно. Но если автор пишет на каком-либо языке, это не значит, что он продолжает традиции данной литературы, он лишь вносит вклад в общую словесную культуру человечества, в том числе в свою национальную, независимо от того, на каком языке он пишет. Скажи мне о чём ты пишешь и я скажу, кто ты.
 Русскоязычная культура настолько мощна, что даёт в своём лоне жизнь другим малым и большим культурам и в этом её уникальность. Творя в ней, различные авторы обогащают свои национальные культуры, посвящая им свой дар, и в этом состоит одна из высших целей творчества; для этого Народная душа отправляет своего сына в путь, чтоб он возвратился к Её очагам полон сил и знаний, для сотворчества ей.

Кто-то эти слова воспримет как поэтические, высокопарные. Но Слово оно не может ползать, тогда оно превращается в речь слабую, инвалидную, которая прорывается сегодня и в литературу, и в религию, и в повседневную жизнь. Слово - оно живое и оно не может быть отделено от Дела.


М.Шахманов.
 
 (голосов: 6)
| | Комментарии (4) | Распечатать
 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.


Поделиться:

Добавить страницу в закладки:
Добавить закладку в Бобрдобр Добавить закладку в news2 Добавить закладку в Memori Добавить закладку в Newsland Добавить закладку в СМИ2 Добавить закладку в Vaau Добавить закладку в Mister-Wong Добавить закладку в Newsvine Добавить закладку в Delicoius Добавить закладку в Slashdot Добавить закладку в Blogmarks Добавить закладку в Technorati Добавить закладку в Folkd


Если Вам понравилась новость поделитесь с друзьями :

Другие новости по теме:



 

#1 написал(а): ruZZ (16 мая 2011 02:40)

 

все верно маратшах, готов подписаться даже под каждым знаком препинания. но если я снова скажу одну умную вещь, ты опять скажешь - "не моё это дело..." . Но всё равно позволь мне сказать: возьми на себя роль литературного критика - лучше в дагестане ни у кого не получится. дай объявление что мол так и так, на общественных началах могу помочь в критической оценке литературных произведений начинающих писателей и поэтов.... короче что-то в этом роде... у нас нет той инстанции кот. могла бы предоставить свои услуги в этом. все свадебные генералы именующие себя председателями СП Д,СЖ Д и пр. чем заняты мы видим... а куда пойти алисо-гуллам? вот если бы так случилось, что ты выдал эту рецензию ещё до того пока автор не отправила скажем эту свою дрянь на конкурс, а задумалась бы... Не пришлось бы нам с тобой теперь глотать эту горькую слезу... А то каждый раз получается, что не мы приходим поздно, а  поезд уезжает раньше,  и затем бросая  чемоданы в углу вокзала, доказываем кассиру что-то...  Коротко говоря – будь у меня тот талант критика, кот. ты изложил выше (не сомневаюсь, что ты её составил сам) то, честное слово, быть мне первой и последней инстанцией в республике по рецензированию литературных произведений. Да и не только их, но и спектаклей, выставок и пр. И не факт, что все подряд ходил бы ко мне или слушались бы голоса разума, но достойную оценку своему особо-творчеству они бы получали! И обязательно делали и извлекали бы выводы. А так, на стенгазету выставить свое мнение… считаю делом во 1вых малоэффективным, во 2ых неблагодарным.

с\у  ruZZ  


#2 написал(а): M_Shah Awar (16 мая 2011 12:39)

Цитата: ruZZ
но если я снова скажу одну умную вещь, ты опять скажешь - "не моё это дело..."
wink
Цитата: ruZZ
вот если бы так случилось, что ты выдал эту рецензию ещё до того пока автор не отправила скажем эту свою дрянь на конкурс, а задумалась бы...
Да, я вот только здесь на сайте узнал об этом рассказе, за литературной жизнью республики и так далее не следил до сих пор. Мне более менее известен этот мир коммерческой литературы, поэтому держусь подальше от всего, что связано с этим. Алисе, я отправл на её блог краткую версию отзыва, она оценила его сполна, но сожалела, что он будет захоронен на страницах её ЖЖ. Я успокоил её, что наш скорбный труд не пропадёт  и дал ссылку на эту страницу fellow Равновесие соблюдено. Хотя критика мало кому нравится, Алиса прореагировала на неё сдержано и поблагодарила за труд winked Какие выводы сделает она в дальнейшем, судить ей.
Цитата: ruZZ
Коротко говоря – будь у меня тот талант критика, кот. ты изложил выше (не сомневаюсь, что ты её составил сам) то, честное слово, быть мне первой и последней инстанцией в республике по рецензированию литературных произведений. Да и не только их, но и спектаклей, выставок и пр. И не факт, что все подряд ходил бы ко мне или слушались бы голоса разума, но достойную оценку своему особо-творчеству они бы получали!
Раньше этим не занимался, не писал отзывов похожих на рецензии. Может быть если появится в республике что-либо яркое в мире искусства, желание будет отреагировать на это явление, но специально заниматься этим ещё в условиях, когда творческая жизнь республики развивается по своим только ей понятным законам, не особо хочется.
Тем более, я думаю, критика, рецензирование у нас является тотально комплиментарным, то есть не несёт в себе серьёзного независимого анализа.



#3 написал(а): zainab alimirzaeva (16 мая 2011 18:35)

Марат, я считаю. что даже если не понравится публике, ты должен писать критические статьи. это будет их держать в тонусе и не позволит расслабиться

#4 написал(а): M_Shah Awar (17 мая 2011 09:48)

Продолжение дискуссии в блоге Алисы:

tushisvet
2011-05-16 23:49

Простите, уважаемый Марат, что вмешиваюсь, да еще и с опозданием.
Вы допустили ряд неточностей.
Во-первых, "Далгат" не рассказ, а повесть. Это ерунда на постном масле, если честно, но для меня - показательно. Вы путаете жанры.
Во-вторых, у Алисы описан город. Точнее, Махачкала. Понимаете разницу? Не аул, где живет до сих пор упомянутая вами Душа народа, а город. Ничейная земля, "земля команчей", где потеряны старые и не заучены новые правила.
Продолжу.
Вы, наверное, не станете спорить с тем, что выбор героя диктует ракурс, угол зрения, так?ъ
Далгат, идеально подходящий для отведенной ему автором задачи - перемещаться, фисксировать, слышать, но не участвовать ни в чем - просто в силу своей природы не может попасть туда, где нет "пошлости этого мира". Он никакой и типичный, что в данном случае - синонимы.
Поэтому он и попадает на типичную свадьбу, типичный творческий вечер поэтессы, в типичную семью с типичными разговорами и вляпывается в типичные уличные разборки.
Только книга Яраги выбивается из контекста, но и ее он небрежно перелистывает, не вникая, не слыша.
Мы все видим через него, он ведет и определяет, куда нам смотреть.
Так что все претензии относительно одной грани - отметаю как несостоятельные))
Для других граней нужен был бы иной герой. Более деятельный, с характером или хотя бы любопытный. А такая книга решала бы совершенно иные задачи.
Вот.
Была умница!)

Marat Shah

2011-05-17 05:35

 

Уважаемая...не выговорить ваш ник)))
Не буду говорить, что сознательно подменил жанры, но моё обозначение также скользящее, как и сам жанр произведения.

"Повесть — прозаический жанр, не имеющий устойчивого объёма и занимающий промежуточное место между романом, с одной стороны, и рассказом и новеллой с другой, тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни.

Рассказ — малая форма эпической прозы, соотносимая с повестью более развернутой формой повествования."

Так, что принципиальная разница небольшая. Я бы даже сказал, что "Салам тебе, Далгат!" - вообще не имеет устойчивого жанрового определения, а назвать его можно хоть вступлением к роману, хоть поэтической фантазией, от этого ничего не изменится, как не изменится факт отсутствия художественной ценности данной, хорошо, Будь по вашему)), ПОВЕСТИ, начавшейся и завершившейся в бессюжетной прострации.

Далгат, как вы сказали - "идеально подходящий для отведенной ему автором задачи - перемещаться, фисксировать, слышать, но не участвовать ни в чем - просто в силу своей природы не может попасть туда, где нет "пошлости этого мира". Он никакой и типичный, что в данном случае - синонимы."
Это, что за амёба такая? И зачем она вообще нужна, не как биологический тип, а даже как литературная единица, вернее ноль?!

"Только книга Яраги выбивается из контекста, но и ее он небрежно перелистывает, не вникая, не слыша.
Мы все видим через него, он ведет и определяет, куда нам смотреть."

Книга Яраги в данном случае, это попытка автором создать равновесие в своём повествовании, но выходит две крайности, причём вторая, имею ввиду, околоисторические искания самого Яраги, окружена пафосом сугубо ментального постижения действительности; эта часть искусственно вплетена в ткань произведения, что бросается в глаза. Поэтому вторая грань не подлинник, извините. Не скажу, что фальшь, подделка, нет, но это совсем другой материал, смесь фантазии, с романтическим описанием истории края, к тому же беглый взгляд на неё, на её природные атрибуты, да, именно так воспринимается живая сущность Природы нашей Родины сквозь призму размышлений Яраги. Как-будто и этот автор, подобно Далгату, спешил куда-то в никуда.

Насчёт Махачкалы согласен с вами, но ведь и Яраги, описывая жизненную субстанцию Души народа, не находит её.
Не буду строить заключительных выводов, но не стоит на критику отвечать критикой, эта тактика несостоятельна, потому как от неё исходит дух реваншизма. Можно до бесконечности заклинать себя читателя и повторять, это повесть, это художественная литература и так далее, ценность её, да пребудет, лишь в узком кругу, обратно маргинальном тому, о ком повествует сия проза.

Muchas gracias!

И ещё, я назвал эту прозу "шедевром", однако вы благополучно не заметили этого ляпа, этого вопиющего преувеличения. Вероятно вы согласны с ним и это показательно, Светлана. Комплиментарность в критике по отношению к кому-либо, присуще этому обществу, где живёт или мечется ваш Далгат))


» Добавление комментария



Панель управления

ИМАМ ШАМИЛ
М.ХIамзаев
Aудио ТIехь
© maarulal.ru


Последние комментарии

Календарь
«    Сентябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 

Статистика

Опрос

Лучший из сайтов
Неплохой сайт
Устраивает ... но ...
Встречал(а) и получше
Совсем не понравился


  Главная  |  Регистрация  |  Правила  |  Библиотека  |  Фотогалерея  |  Видео и ТВ |  Обратная связь
© MAARULAL.RU 2009   Design by  Tsor-Studio.   Все права защищены
ALLDAG.ru    Rambler's Top100 Яндекс цитирования Система Orphus
 
Мнение администрации сайта может не совпадать с точкой зрения авторов статей !
При использовании материалов сайта, активная гиперссылка на сайт Maarulal.Ru обязательна!
При использовании материалов сайта в печатных СМИ, на ТВ, Радио - упоминание сайта обязательно!
Так же обязательно, при использовании материалов сайта указывать авторов материалов.