В последнее время в российском обществе, в том числе и в исламской его части обсуждается вопрос о введении дресс-кода на одежду.
Поведение человека, независимо от пола, не всегда, как известно, обусловлено стилем одежды. Но откровенные наряды на женщине вызывают соответствующие мысли у мужчины, что не всегда и не везде полезно. Вообще-то замужняя женщина должна вызывать подобные мысли, связанные с желанием, влечением, лишь у своего супруга. Это хороший порядок вещей.
Молодые девушки стремятся показать то, что в них привлекательно и это присуще западной культуре. Запад и западная цивилизация стремится к обнажению форм, к раскрытию себя вовне. Открытое тело всегда было частью этой культуры, и даже христианство на Западе смирилось с этим явлением и не вмешивается уже в эту область бытия. Ислам и Православие же всегда относились строже к таким вещам, но влияние религий на светскую жизнь стало ограниченным, поэтому попытка гармонизировать проявления западной и восточной культур в сфере моды, воспринимается многими негативно.
Не нужно быть провидцем, чтобы знать, что возрождение страны: в возвращении женщины и мужчины к ценностям семьи. Упрочение культа семьи и традиционных ценностей (без восточного максимализма и западной вседозволенности) станет отображением событий, связанных с приливом новых нравственных сил в общество. Это приведёт к пробуждению народной души из дрёмы и гармоничному единению народов, к обретению себя в своей материнской культуре.
Возможно идея ввести дресс-код, - это попытка упорядочить нескончаемый «парад мод», – отголосок того дня, когда внутренняя красота, как весенний родник смоет искусственные краски всеподменяющего гламура и легкомыслия в одежде и поведении, и родит живой культ семейного очага со всеми его простыми прекрасными ценностями.
Чтобы быть свободными в моде, в выборе одежды, стиле поведения, не обязательно создавать мир вокруг нас гламурным и «обнажённым»… Не нужно также быть поборником аскетизма, чтобы понимать, что созерцание лишь внешних форм ведёт к утрате наслаждения, которое дарует внутренняя красота женщины, человека. К утрате видения движений её души, тайных и явных, которые выявляются и во внешний мир.
Современные же тенденции в моде и стили в основном подчёркивают телесную сущность женщины; плотское. Ну в крайнем случае, её ментальный склад.
В реальном современном мире, где сексуальность накладывает свою печать на любые мало-мальски откровенные темы, касаемо женской фигуры (женского тела), трудно даже мысленно провести ограничительную линию между откровенным эротизмом и эстетическом отношением к нему, как к объекту некого притяжения для мужчины.
Но в этой связи справедлива претензия о том, что введение ограничений должно налагать ответственность и на части мужского тела. На бицепсы, так сказать, и трицепсы. Данная инициатива ввести ограничения в одежде исходит от той части общества, которая не привыкла демонстрировать свою мышечную массу и мускульные формы. Поэтому подразумевается, что и мужчина не должен расхаживать в обществе в майке и трусах, если не находится в пляжной зоне. То есть эти меры могут быть приняты обществом, если будут касаться всех без исключения.
Однако давление в введении этих норм, приведёт к обратному результату, ведь речь должна идти о сопротивлении той моде (и не только в одежде), которая выхолащивает духовное начало во внешнем виде человека и которая влияет на внутренний мир, как бытие на сознание. Но не запретами надо действовать, а наличием альтернативной культуры в моде, одухотворённой моды, причём касаемо всех сфер жизни. Те же самые нескончаемые кровавые серии на ТВ уводят психику человека в мир преступных страстей и мнимого геройства. Их смотрят люди, у которых нет времени сходить в спортзал и выплеснуть адреналин, но однозначно и этот способ не самый лучший. Фильмы-боевики и прочее, есть продолжение этой «самцово-самочной культуры», где всё обращено на культ псевдо-мужской силы и женской сексуальности. Эти два понятия, как раз взаимодополняющие и исключая одно, надо исключать оба.
При обсуждении темы дресс-кода, непременно поднимается вопрос об ограничениях в одежде принятых в мусульманском мире, где и мужчина и женщина соблюдая нормы, установленные веками, принимают их, как часть своей национальной культуры. Однако, факт ношения той же паранджи, у многих вызывает сомнение, что духовное развитие начинается именно с формы и как-то влияет на нравственность в целом.
Конечно же, духовность не ограничивается строгой одеждой, но условия для её ограждения от внешних посягательств, она оформляет, создавая некий закрытый мир, безопасное пространство. Но таково оно лишь на первый взгляд. Душу человека покрывает тело. Тело покрывает одежда. Лицо есть отдельная часть, на котором отображается не только печать человеческой внешности, но прежде всего его разум.
И всё же паранджа – это отражение страха перед грехом. «Если один глаз соблазняет тебя, вырви его!» – Сказал Иса (Мир ему!).
Нередко, говоря о взаимоотношениях мужчины и женщины в исламе, приводятся подобные аяты из Корана:
«Мужья стоят над женами за то, что Аллах дал одним преимущество перед другими, и за то, что они расходуют из своего имущества. И порядочные женщины – благоговейны, сохраняют тайное в том, что хранит Аллах. А тех, непокорности которых вы боитесь, увещайте и покидайте их на ложах и ударяйте их. И если они повинятся вам, то не ищите пути против них, – поистине, Аллах возвышен, велик! » ( перевод Крачковского).
Кстати, перевод Пороховой, смягчает трактовку этого аята.
По сути, некоторые конкретные указания в Коране – это передача Слова Божьего на человеческий язык, ради понимания его человеком. Здесь говорится не об общей сути человеческого происхождения, а о семейной иерархии, сложившейся на тот период, которую необходимо было реформировать постепенно. Нельзя ведь одним махом внести в человеческие отношения, к примеру, матриархат или фактическое равенство полов, что при резком переходе не изменит положения к лучшему, а сотрясёт общественное устройство. Но об этом, – о равенстве мужчины и женщины, – уже сказано и в Коране, сказано на будущее.
Если супруга говорит: «Муж должен быть выше в семье.» (По аналогии с главой семьи). Это не значит, что она позволит оскорблять и унижать себя когда-либо. Это предложение к взаимоуважению. Если супруг говорит: «Жена – это душа семьи.» – Он принимает её, как часть себя.
Джаллаледин Руми говорил так:
«Женщина не только любимая. Не только создание, но и творец. Много ли людей в состоянии понять творца? Много ли мужчин понимает женщину? Привыкших к темноте свет Солнца ослепляет. Не оттого ли факихи , зарывшись, как черви, в свои книги, велят закрывать лицо женщинам, запирать их в гаремах, не внимать их речам и даже имени их не высекать на камне надгробном, что им, привыкшим к тьме ученого невежества, непереносим ослепительный свет женского сердца? Ссылаются при этом на стих Корана: «Мужья стоят над женами». Но повторять чужие слова – не значит понимать их смысл. Во времена пророка Мухаммада женщины не закрывали лица, и сколько их прославилось делом и словом! Мужами не родятся, ими становятся. В мужестве и зрелости множество женщин выше мужчин».
Многие законы пришли в человеческие цивилизации из Ветхого Завета. Эти законы, как известно, касались не только иудеев. Оттуда же берут своё начало и строгие мотивы женской одежды. Корень то у всех трёх религий один – авраамический. А вот национально-культурные особенности у всех свои, вкусы и модные пристрастия тоже, – и это обуславливает существование двух противоположных явлений в сфере модозаконодательства: традицию и космополитизм.
Эстетическое восприятие красоты тела чаще возможно лишь через произведения искусства. Визуальный контакт в реальности с ним вызывает эмоциональное чувство, которое связано с желанием, и это, как видится, не только психологическая установка, но и природа вещей.
Поэтому ограничения необходимы и должны они исходить, прежде всего, от человеческого разума, от его согласия с нормами, как религиозными, так и нравственно-этическими.
В наши времена женское тело, как одетое (или полуодетое), так и обнажённое подаётся через объективы фото и видеокамер, как продукт потребления. Именно оно в своих гиперэротических формах призвано привлекать внимание к обложкам журналов, музыкальным клипам, рубрикам, порталам в сети. Без этого атрибута уже не мыслится практически ничего, что имеет отношение к современному поколению, наследнику победившей сексуальной революции. «Секс-октябрята, секс-комсомольцы» пробивают себе дорогу в жизнь ценностями, которые она внесла в эту жизнь, исполняя волю своих предшественников в этой сфере. Крутые формы, гламурные наряды – это опять-таки декорации, костюмы в большой секс-эппиловской пьесе, которая без перерыва идёт на аренах театра жизни.
Способен ли дресс-код, в том или ином виде, стать эпилогом в этой пьесе, предугадать трудно. Время даст ответ.
Автор: Марат Шахманов |