Духовно-нравственное развитие и воспитание должны стать первостепенными задачами современной образовательной системы.
«Родной край, его история, – писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества». Формирование человека начинается, как известно, с детства. Именно на этом этапе жизни закладываются не только основы знаний, но и нормы поведения, убеждения, привычки, потребности личности. Немалую роль в этом процессе призвано сыграть нравственное воспитание.
Родители, воспитатели, педагоги, тренеры закладывают в ребенке нравственный фундамент, на котором формируются элементы правосознания и, что главное, воспитываются этические и культурные нормы, но при этом уделяется мало внимания чувству патриотизма, человечности, миролюбию, ответственности, способности сопоставлять своё поведение с мнением окружающих. А ведь это то, что может предостеречь детей от совершения опасных и вредных для общества действий, предотвратить их вступление в конфликт с законом и обществом.
Чем полнее, глубже, ярче, содержательнее знания у детей о родном крае и лучших его людях, тем действеннее скажутся они на формировании благородного нравственного чувства: интереса и любви к Отечеству, глубокого уважения к патриотическим традициям Дагестана и России. А главное – такие знания помогут на доступных, близких примерах из окружающей жизни понять сущность и полноту настоящего патриотизма и любви к Родине.
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся должны являться первостепенными задачами современной образовательной системы, но, увы, и система образования не уделяет этому должного внимания. В результате подрастающее поколение воспитывает улица. Улица, где не наблюдаются моральные ценности, где отсутствуют такие качества, как доброта и человечность, где главенствующая роль отведена жестокости, грубости и хамству, где существует призыв к разврату и экстремизму.
Почему молодых людей привлекают идеи экстремизма и терроризма? Потому что отсутствуют жизненные перспективы, знания о других народах, культурах и религиях, потому что ведется поиск виноватых в причинах собственных неудач, потому что при явной социальной несправедливости появляется острое желание создать идеальное общество, наличие негативных этнических и религиозных стереотипов, потому что слаба вовлеченность молодежи в общественную и спортивную жизнь республики, страны.
Неотъемлемой частью системы воспитательной работы является проведение мероприятий, направленных на развитие духовно-нравственного воспитания. У нас есть проблема, которую все обсуждают, есть и пути решения, но личным участием решить проблему не желает большая часть населения. Надеясь на домашнее воспитание, на которое у родителей практически не хватает времени, система образования расслаблена, и наоборот, родители, считая воспитание своих детей обязанностью педагогов, не стремятся дать духовно-нравственное воспитание. Где тонко там и рвется. Именно в такой ситуации сейчас наша детвора и молодежь, которая не знает к какой пристани держать путь, которую не направляют праведные и правильные взрослые. Да и тем, кто пытается как-то вовлечь молодое поколение в общественную жизнь, мешают. Мешают и критикуют именно те, кто абсолютно ничем не способствует молодым идеям и начинаниям.
Есть много способов воспитания: пресса, телевидение, литература и т.д. Но смотреть наши телепередачи и читать молодежные развлекательные газеты стыдно. Стыдно за то, что пишут и показывают, за чат знакомств, в котором работают модераторы, но не выполняют своих обязанностей и в эфир выдают непристойную информацию. Стыдно за темы телепередач и поведение ведущих… Я не имею права критиковать, так как лучшей альтернативы не могу предоставить, но хотелось бы, чтобы мы, дагестанцы, использовали свои возможности и ресурсы согласно принципам нравственности и благопристойности.
Нравственность – это та основа, без которой невозможно формирование полноценной личности гражданина. Именно в младшем школьном возрасте дети охотно вступают в систему разнообразных нравственных отношений, а в процессе общения со сверстниками и взрослыми приобретают опыт поведения, нравственные привычки. В начальных классах закладывается основа нравственной культуры личности, которая является фундаментом для правовой и политической культуры.
Требуется систематическая индивидуальная работа с родителями по убеждению их в необходимости относиться к детям уважительно, не унижать их, выражать веру в их силы и возможности и, в то же время, проявлять твёрдость и последовательность в требованиях к их поведению дома, на улице, в общественных местах, ориентируясь при этом на существующие правила. В семье, бытовых, уличных отношениях дети видят разрешение вопросов с точки зрения силы. Японская пословица гласит: «Там, где права сила, нет силы права».
И здесь многое зависит от учителя, от его жизненной позиции, отношения к учащимся, манеры поведения, стиля общения, последовательности в требованиях, знания предмета, ориентирования в правовых вопросах. В нравственном и правовом воспитании учитель может опереться на характерное для младшего школьника стремление быть хорошим, получить одобрение учителя, добиться успеха, отзывчивость на доброту, стремление к справедливости, действию, желанию найти образец для подражания. В то же время нельзя не учитывать отсутствие у младших школьников жизненного опыта и связанного с ним чувства опасности, что легко превращает ребёнка в жертву обмана и даже преступления.
Поэтому так важно, чтобы любое сообщение правовой информации основывалось на разнообразном материале из окружающей жизни, на жизненных примерах. Школьники младшего возраста участвуют в общественно-правовой жизни несколько пассивно, воспитание направлено на них сверху: они получают уроки о правилах дорожного движения, о родном крае и так далее. Ребёнок должен уметь дискутировать, оценивать поступки других, рассуждать, анализировать, а не пассивно выслушивать информацию. Внеклассные мероприятия, внешкольные посещения мечетей, театров, кинотеатров, музеев, диспуты, дискуссии, ролевые игры и прочее – всё это влияет на правосознание человека.
Пути решения таковой проблемы я вижу в следующем:
- содействовать через религиозное просвещение, спорт, культуру, образование и нравственность развитию личности, раскрытию потенциала молодого человека в социуме;
- формирование ответственности молодых людей за себя и других людей;
- формирование дагестанской идентичности;
- содействие в решении сложных жизненных ситуаций посредством вовлечения молодежи в активную общественную жизнь;
- укрепление дружеских отношений между молодежью разных национальностей;
- профилактика этнического и религиозно-политического экстремизма;
- изучение и популяризация "Кодекса чести горца".
Желаю в стремлении изменить окружающий мир начать с себя и с сегодняшнего дня!
Автор: Мадина Гаджимаева Источник: www.islamdag.ru |