| Сделать стартовой  |  Добавить в избранное | RSS 2.0
 |   | 
 
Поиск по сайту: Расширенный поиск по сайту   •   Аварско-русско-англо-турецко-арабский онлайн словарь:


Новости сайта

Рейтинг новостей

Архив новостей


Партнеры

Наша Кнопка (размер 31X88)

Получить код Кнопки Gif

Разместите на своем сайте нашу кнопку, а в ответ мы разместим Вашу кнопку или ссылку!

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
 
» Транскаспийская дорога и история связей между Центральной Азией и Кавказом
18 апреля 2010 | История, Библиотека | добавил(а): admin | Просмотров: 23104

Кавказ с древнейших времен находился на перекрестке великих переселений и торговых путей между Севером и Югом, Западом и Востоком. Через Кавказ страны Передней Азии поддерживали связи с Причерноморьем, куда также через Кавказ прибывали торговые карава­ны из Индии, Китая по Великому Шелковому пути. Южный путь восточной торговли шел через Афганистан, Иран и по западному побережью Каспия. Северный путь – через Согдиану и степи Казахстана. Страбон и Плиний также сообщают о морской торговле из Бактрии по Оксу и Каспию в Албанию, оттуда через реку Кир и следующие местности в Понтийское море (Strabo.Geogr.,XI,7,3;II,1,15; Plin.Nat.Hist.,VI,52).

Реальное функционирование в античный период водно-сухопутного пути из Бактрии по Оксу и Каспию подтвердилось археологическими исследованиями в зоне Узбоя, которые опровергли утвердившееся мнение о прекращении стока по древнему руслу Аму-Дарьи (Окс) к этому времени (1,с.179-197). Было доказано обводнение и функционирование Узбоя (Окс) в VII в.до н.э.-IV в.н.э., что свидетельствовало о сложившихся еще в Ахеменидский период связях Центральной Азии и Кавказа (2,с.102-109). Сведения античных авторов о судоходстве по Оксу дополняются свидетельством китайской хроники Шицзи о том, что в Аньси (Парфия) по реке Гуй-Шуй (Аму Дарья) «живут торговцы, которые и сухим путем и водою развозят свои товары за несколько тысяч ли» (3,с.151;2,с.102).

Страбон сообщает о караванной торговле верхних аорсов, которые владели боль­шей частью побережья Каспия. Они вели караванную торговлю на верблюдах индийскими и вавилонскими товарами, получая их от армян и мидийцев (Strabo. XI,5,8). Опираясь на эту информацию, некоторые исследователи дают предпочтенье караванной торговле с юга Каспийского моря по западному побережью Каспия (4,с.23), или же через Экбатану и Газаку в Армению и далее на запад по колхидо-меотскому пути (5,с.57), исключая таким образом участие Кавказской Албании в международной торговле в античный период, что встречает серьезное возражение оппонентов, расценивающих путь по Куре через Албанию и Иберию наиболее коротким, удобным, безопасным (6,с.208-209). Доказательством активного функционирования этой трассы являются Мингечаурские поселения и некрополи на правобережье и левобережье Куры, где с самого начала эллинистического периода развивались и достигли высокого уровня ремесла, торговля, денеж­ное обращение (8;9,с.22;6,с.205-210; 10, с.75). В контексте функционирования пути по Каспию и Куре рассматриваются распространение кувшинных погребений в бассейне Куры по линии торговой трассы,[1] как и расположение вдоль Куры поселений городского типа, которые представляются важными транзитными пунктами международной торговли, где производились торговые операции с местными и иноземными торговцами. Из этих узловых пунктов через горные перевалы, проходы и тропы (Салаватский, Саваланский, Кодорский, Сарыбашский, Диндидагский, Цорский, Шахдагский и т.д.) товары перевозились в различные области Кавказа, о чем говорит большое количество античного импорта, выявленное в могильниках на территории Азербайджана и Дагестана (11,с.130;12,с.296-299;2,с.111-119). Использование аорсами колхидо-меотского тракта в караванном пути из Передней Азии, как полагали Я.А.Манандян и С.Т.Еремян, было опровергнуто также М.С.Гаджиевым, который прежде всего, оперировал локализацией верхних аорсов в Северном и Северо-Западном Прикаспии, что предполагало Прикаспийский путь через Дербентский проход в Итиль, где соединялись северная и южная ветви Великого шелкового пути, и далее – на Босфор.[2]

Караванная дорога аорсов шла по западному и восточному побережью Каспия. Истахри сообщает: «из Абаскуна до страны хазар по правому побережью – 300 фарсахов», «из Абаскуна в страну хазар по левому побережью – 300 фарсахов». При этом он говорит, что «по Хазарскому морю плавают торговцы, отправляющиеся в страну хазар, Арран, Джил, Табаристан и Джурджан» и отмечает, что «из Табаристана до Баб ал-Абваба можно пересечь море по ширине за неделю, если будет ветер. Но путь из Абаскуна до страны Хазар по ширине длиннее,[3] т.к.он угловой» (15,с.218-219,226-227). Так, Истахри говорит о прибрежном и открытом плавании, что сочетается как со сведениями Геродота, который сообщает о «ширине моря на самом широком месте, что составляет восемь дней плавания на гребном судне» (Her.Hist.,I,203), так и Страбона, отмечающего «ширину Каспия – около 5000 стадиев» и расстояния «вдоль берегов албанцев и кадусиев – 4800 стадий» и «вдоль берегов анариаков, мардов и гирканов вплоть до устья Окса - 4800 стадий». «Арран, Джил, Табаристан, Джурджан» у Истахри соответствует «албанцам, кадусиям, мардам и гирканцам» у Страбона, описывающего «известный грекам путь вокруг Каспия». М.Гаджиев, обративший внимание, как и В.В.Бартольд, на совпадение данных Геродота и Истахри, отмечает, что реальность сведений Геродота может подтвердиться также информацией в арамейских папирусах (Vв. до н.э.) о каспиях-кораблестроителях, которые, по мнению И.Алиева, «не могли не быть мореходами» (16,с.10;2,с.102). (Strabo,XI,6,1)

Говоря о бактро-кавказской торговле по Каспию, И.Г.Алиев отмечает, что каспии должны были играть какую-то роль в транзитной торговле, которая велась аорсами (арсии) по побережью Каспийского моря, а также в торговых операциях, ведущихся на сухопутно-морском пути через Среднюю Азию, Каспийское море, затем по Куре и Риони к Черноморскому побережью (16,с.10). Возможно, каспии, которым принадлежали упоминаемые античными авторами города в Гиркании, как Самариана (Strabo.XI,7,2), Барука у устья Куры (Ptol.Geogr.,V,11), Айниана, Анариака в Утии (Strabo.XI,7,1), входили в состав селевкидской флотилии (17,с.94;2,с.106), действовавшей на Каспийском море и совершали плавания в отдаленные прикаспийские области. Источники знают «западных» и «восточных» каспиев. Геродот помещает каспиев в XI сатрапии Ахеменидской державы в юго-западной части Прикаспия, а также в XV сатрапии (Her.Hist.,III,92,93), которая локализуется в юго-восточном Прикаспии в районе Узбоя; с ними связывают город Каспапир (Каспатир) в районе Гандхар у границы с Бактрией (18,с.43-46;2,с.108). И.М.Дьяконов отмечает прикаспийских и припамирских каспиев – каспиры (19,103). Существует мнение, что каспии жили также у верховьях Инда (14,с.654).

Страбон утверждает, что «в стране албанов имеется Каспиана, названная, как и море, по имени народа каспиев, ныне исчезнувших» (Strabo,XI,4,5). Учитывая, что он отмечает вдоль берегов Каспийского моря вплоть до устья Окса албанцев, кадусиев, анариаков, мардов, гирканов (Strabo,XI,6,1) и помимо названных народов перечисляет на побережье Каспия гелов и уитиев (Strabo,XI,7,1),[4] можно предположить, что упоминаемые им народы имели отношение к «исчезнувшим» каспиям. И.М.Дьяконов предполагает, что кадусии в Гиркании были частью каспиев и входили в XI сатрапию.[5] Более того, он предполагает, что племена, которых античные авторы называют гелы, кадусии, каспии и т.д. родственны древним кутиям и касситам (19,с.225). М.А.Дандамаев считает, что уже в I тысяче­летии до н.э. термин «кути» или «Гутиум» являлся анахронизмом и употреблялся в качестве синонима севера или северо-востока, применяясь к Урарту, Манне, народам Мидии (21,с.271;19,с.287). Впоследствии следы этих древних народов – кутиев, каспиев сохранились в названиях определенных территорий – Отена (Утия) на правобережье Куры и Баласакан-Каспиана на юго-западном побережье Каспия,[6] через которые проходили важные торговые линии.

Но какое отношение имели каспии к аорсам, которые, как и каспии, действовали и в западной стороне, и восточнее Каспийского моря. Аорсы вели морскую и караванную торговлю, которая проходила по водам и земле каспиев (Caspia via). По свидетельству Клавдия Элиана (кон.II-нач.IIIв.н.э.), восходящему, как считают, к Аминте (IVв.до н.э.), каспии также вели караванную торговлю с использованием верблюдов и в их хозяйстве важное значение имело рыболовство и верблюдоводство (2,с.107). М.И.Артамонов связывает аорсов (яньцай кит. источников) с асиями (ас-яс) Восточной Европы и арсиями Туркестана.[7] Арсии (асы) входили в состав Парфии (Аньси кит. источников), занимая в ней руководящее положение – Арсакиды (14,с.176-178). Согласно источникам, торговые магистрали пролегали через 19 областей Парфии (23, с.80,115-118;48,654-657). Страбон сообщает, что асии совместно с пасианами, тохарами, сакараулами захватили Бактрию (Strabo,XI,8,2). Эту коалицию можно сравнить с информацией Геродота о каспиях, входяших вместе с павсиками, пантиматами и дарейтами в XI сатрапию (Her.,III,92), которую называют гиркано-парфянской (Parnoi). Так можно предположить тождество этих асиев (арсии) с каспиями, которых Геродот отмечает в XI и XV сатрапиях.[8] Арси также считают народным именем юечжи – кушанов. С ними можно связать горную страну комедов, где дорога из Бактр соединялась с дорогой из Согдианы. Отсюда шли пути к индийским портам и в страну серов – китайцев (14,с.185). Вероятно, существовала связь между «отправным пунктом» на северном пути китайской торговли – Серики и сиракским союзом сарматских племен в Восточной Европе. Птолемей отличает серов, привозящих шелк (serikon) из Китая в Парфию и Рим, от настоящих китайцев – синов.[9] Возможно, притесненные аорсами сираки[10] соответствуют гирканцам-каспиям (арсии-асы). А самих аорсов можно связать обратной миграционной волной тех же гирканцев-сираков или арсиев.[11] Страбон говорит о пребывании сираков и аорсов в предкавказских степях в последние века до нашей эры (Strabo,XI,II,2,5,7,8),[12] что также соответствует сведениям о караванной торговле как аорсов, так и каспиев.

Страна Янцай, «переименованная в Аланья», в китайских источниках имеет также название Судэ-Согд (14,с.176,550,813-814). В источниках согдийцы называются также хусцы (28,с.102). Согдийцы сыграли важную роль в образовании торговых колоний по Великому Шелковому пути. Китайский текст Vв. cообщает о купцах из страны «Судэ», где правят Хуни – хиониты (22,с.107;29,с.364;30,с.260). Гёг-турки преследовали цель завладеть Шелковым путем, завоевав хионитов-аваров. О.О.Прицак отмечает, что авары (ю-вень), которых китайские источники называли «восточные варвары», считались «гегемонами степи» и «хранителями северных границ» (31,с.70-71;с.70-76).[13] Под «северной границей», видимо, нужно понимать отправной путь китайской торговли через Согдиану, контролируемый хионитами (32), которых, как и кидаритов (кушаны) и эфталитов, латинские и сирийские источники называли хиаона, кионайе – «белые гунны» (33, с.37; Wesendonk, op.cit., p.341). Представляет интерес и то, что к «белым гуннам» сирийские источники относили также кадусиев (кудишайе), проживающих в Нисибии (33,с.48). Нисибия, которая передавалась из рук в руки то византийцев, то персов, находилась на важном торговом пути между Месопотамией и Сирией.[14] Трудно представить, что арабские кадусии были остатками древних кутиев, хотя ассимилировавшись они могли сохранить прежнее название.[15] Также можно предположить, что они являлись персидскими гарнизонами в Вавилонии, где первым наместником был назначен полководец Кира Губару – «наместник Гутиума», т.е.Мидии (21,с.271).[16] Сирийские источники сообщают о частых выступлениях кудишайа-кадусиев в Нисибии, которые при каждом удобном случае пытаются обособиться. В источниках, излагающих Ахеменидскую историю, также говорится о восстаниях кадусиев, усмирению которых Ахеменидские цари придавали особое значение.[17] Но здесь, видимо, имеются в виду кадусии Мидийской сатрапии в юго-западном и юго-восточном Каспии (Гурган). Арриан говорит об участии кадусиев в битве в Гавгамеле в войске мидийского сатрапа: «с мидянами соединены были кадусии, и албаны, и сакасены» (Arrian.Anab.III,8,4). В.В.Бартольд, ссылаясь на И.М.Дьяконова, отмечает, что эти народы принимали участие в битве при Гавгамеле (331г.до н.э.) не в качестве подданных персидского царя, а в качестве союзников или наемников (14,с.789).И.М.Дьяконов отожествляет кадусиев с каспиями, которые вместе с павсиками, пантиматами и дарейцами входили в XI сатрапию (19,с.339), но к этому времени (уже в середине Vв. до н.э.) каспии, как и кардухи, тибарены, колхи, откололись от Мидийской сатрапии (21,с.240).[18] Можно полагать, что эти народы имели привилегированные условия пограничной области, связанные с военной службой, и будучи непокорными, при каждом удобном случае откалывались от власти (36,с.39-42). Описывая сражение в Гавгамеле, Арриан указывает, что албаны, сакасены занимают место в середине фаланги, находясь в близком окружении Дария (Arrian.Anab.III,11,4;13,1). К.В.Тревер объединяет албанов и сакасенов под наименованием каспиев и отведенное им ответственное место в строю объясняет высокими военными качествами и авторитетом этих наиболее крупных племенных объединений, обитавших в бассейне левого берега Куры (20,с.52-53). В связи с этим интересно описание окружения Шапура II перед битвой под Амидой: слева царь хионитов Грумбат, справа царь албанов, равный с первым по месту и почету (Amm. Marc. Hist.,XVIII,6). Из хионитов был посажен Ануширваном на «золотой престол» потомственный марзбан в горном Сарире (Авар) на Кавказе с титулом «владетель трона» - «сахиб ас-сарир» (38,с.132;37,с.61-62;32,с.675-684). Ареной борьбы сасанидских царей с хионитами, кушанами (эфталитами) представляется Апаршахр в восточной границе Ирана (22,с.202;33,с.50-53;39,с.133).

Апаршахр или Апар («отдаленная страна Апар» у Елише, Себеоса) – это Гурган (Горго), что также представлялся лагерем беспокойных кадусиев («земля кадусиев»). Аммиан Марцеллин сообщая о договоре Шапура (357/358г.) с хионитами и геланами, называет их gentium extimarum «отдаленнейшими народами» (Ammianus,17,5,1,p.122;33,с.35). «Верхняя сатрапия» Апаршахр соответствует территории Парфии. И.М.Дьяконов отмечает, что название Парфии восходит к мидийскому и означает «окраина», «край» (19,с.69). Видимо, военный лагерь хионитов, эфталитов («отдаленнейших народов») – Апаршахр (Абаршахр) означал «окраина», «пограничье».[19] Происхождение парфянских Аршакидов возводят к племенам parna (аparna), которых связывают со значением «горцы», исходя из «апар» - «вверху». К племенам парна, видимо, восходили как авары (апар) в Тян-Шане, так и эфталиты (heptal), которых связывают с парутами (parutai-«горцы») на Гиндикуше (Uparisaina). Предполагают, что они откололись от кушанов (29,с.369-374). Апаршахр мы видим и в Албании. Хамдуллах Казвини отмечает недалеко от устья Куры город Апаршахр, который С.Т.Еремян, как и город Aparhunik, связывает с племенем апарнов, обитающих в пределах области Баласакан-Каспиана (40,с.56). В «Истории албан» говорится о «поле Апарисакан», который отожествляют с Арцахом (41,с.165). «Армянская география» (VII в.) отмечает город Варазманавар недалеко от Куры, что С.Ашурбейли связывает с аварами, поселенными в Албании (42,с.63).

Апаршахр недалеко от устья Куры можно отожествить с «городом Пайтакаран в Албании», где располагался лагерь персидских марзбанов. Албанский источник, описывая события IVвека, говорит о персидском ставленнике Санатруке, который «воцарился над албанами в городе Пайтакаране» (41,с.21,22). Моисей Хоренский, Фавст Бузанд считают Санатрука Аршакидом, называя его царем маскутов или хонов (20,с.188-191). В событиях Vв. во время восстания в Армении опять же персидский хазарапет Михрнарсе «прибыл в город Пайтакаран, снаряжает полки с албанами, отправляет в Армению» (43,с.63;20,с.206). Другая ставка персидских войск находится в проходе Чор, где они расположились при возвращении из похода против хонов. После битвы у Халхала[20] на правобережье Куры, откуда они были опрокинуты, и поражения у реки Лопнас (Иори)[21] персидский лагерь отошел в главный лагерь Шахастан (41,с.85-87), т.е. Пайтакаран.

Относительно пограничной области Чор при «пахаке хонов», которая фигурирует у Моисея Каланкатуйского, Елише, Лазаря Парбского, существуют различные мнения. Этот «пахак», который не отождестляется ни Дербентским, ни Дарьяльскими проходами, Тревер связывает с Бармакской крепостью (20,с.208-210). Артамонов возражает против этой локализации, утверждая, что по указанию Лазаря Парбского «пахак стены» находился между албанами и хонами, а это «явно не соответствует местоположению Бармакской стены» (22,с.119). Мы локализовали «пахак хонов» в северо-западной Албании (Лбиния) на границе с Грузией, где проходила «стена лбинов» (37,с.56-63). Здесь поныне имеется проход Цор (Цоор кац), который также называют Хунсвери («перевал хонов»). ВXVI-XVIIIвв. эта пограничная область называлась Джар (Чари) или Цор,[22] откуда совершались набеги совместно с горцами Дагестана в Грузию, Ширван, а также в южные города Азербайджана. Албанская хроника XVIII века, говоря о набегах аварцев Джара в разгар антииранского восстания, характеризует их как «племя леков, называемых по древним книгам хонами…» (44,с.22,44;37,с.71).(текст выделен админом)[23] К доказательствам нашей локализации «пахака хонов» можно привести также сведение сирийского источника («Житие Петра Ивера») о «белых гуннах», бывших соседями иверов, с помощью которых Фарсман, родом ивер, бежавший от мщения Аркадия (395-408гг.), воцарился над иверами (33,с.37). Автор отмечает, что «белые гунны» были причиной многих бед, видимо, имея в виду опустошительные набеги «северных народав» - хонов в Сирию, Армению, Каппадокию в IV-V вв. Пероз просил денег у Византии, ставя вопрос об охране крепости Юроейпаах, находившейся у Каспийских ворот (33,с.53). Юроейпаах Маркварт расшифровал как «крепость Иверии». Что касается термина «Каспийские ворота», который встречается также у греческих и латинских авторов, существуют различные мнения о его применении к Дербентскому или Дарьяльскому проходам (20,с.112-126). Но при той или другой локализации обнаруживается много несоответствий, что вызывает возражения оппонентов.

В связи с событиями 34 г.н.э. Иосиф Флавий и Тацит говорят об иберах и албанах, которые «до этого времени удерживали скифов и сарматов от вторжений путем охраны перевалов и возведения фортов», но они же «владея местностью, открыв ворота, впускали скифов и сарматов в Парфию и Армению Каспийской дорогой» («Caspia via»). Caspia via М.С.Гаджиев отожествляет с Прикаспийским путем, К.В.Тревер – современной Военно-грузинской дорогой (2,с.107;20,с.117-118). Но здесь речь идет о Лекетской дороге по труднопроходимым горным перевалам из северо-западной Албании (Лпиния) в Кахетию,[24] что имеет непосредственное отношение и к Албании и к Иберии. Сообщение Иосифа Флавия о «воротах иберов и албанов» объясняет походы Канидия и Помпея на иберов и албан. У Страбона имеется сообщение о походе Помпея «против иберов и албанов, обитающих между морями с обеих сторон – Каспийским и Колхидским» (Strabo.XI,1,6), что определяет линию торговой трассы от Каспия к Черному морю и роль албанов и иберов в этой торговле. Источники сообщают, что Помпей преследовал понтийского царя Митридата, бежавшего через Колхиду в Босфор. Но он не пошел следом в Колхиду (союзные с понтийским царством иберы не пропустили бы его), а вторгся через Армению и шел «не по самой удобной дороге», т.к. места для удобной переправы Куры защищались албанами.[25] Помпей после сражения с албанцами на левом берегу Алазани (64г. до н.э.) «встал лагерем у подножия самого Кавказа («positis sub ipse Caucaso castris»), затем двинулся к Гирканскому морю, заключая договоры с «другими обитателями Кавказа до Каспийского моря», но не дойдя трех переходов до моря, возвратился в Малую Армению».[26] Как видим, Помпей, прошел путь от Иберии до западного побережья Каспия, т.е. важный отрезок транскаспийского пути через Албанию и Грузию - Caspia via. Так, в отношениях с понтийским царем и в покорении албанцев и иберов Помпей преследовал цель контролировать Caspia via. Здесь важно определение Страбоном иберов и албанов, как «обитающих между морями с обеих сторон», т.е. владетелей «Каспийской дороги». Следует также отметить сведение Плутарха, который в числе союзников армянского царя против вторгшихся в Армению римских легионов Лукулла (69г.до н.э.) перечисляет «албанов Каспия и соседствующих с албанами иберов».[27]

Спустя тридцать лет Канидий совершает поход на иберов и албанов тем же путем, что и Помпей. Из Иберии в Албанию Канидий шел упомянутым у Страбона горным проходом «сначала по высеченной в скалах дороге,[28] затем через болото, образуемое рекой Алазонией» (Strabo.XI,3,5). Горный проход из Иберии в Албанию, через который прошел Канидий,[29] соответствует Каспийскому проходу («claustra Caspiarum») у Тацита, который описывает намечавшийся в 65 г.н.э. поход Нерона против албан. У Плиния – «против ворот каспиев» («ad caspias portas»). У Птолемея Каспийские ворота на карте и в перечне городов отсутствуют. У него показаны Албанские ворота в горном хребте. Некоторые исследователи сопоставляют их с Гелдой (45,с.33-34;20,с.275). Птолемеевскую Гелду можно соотнести с Голодой – древним центром Джара (Цор), где мы локализовали пограничную область Чор в северо-западной Албании.(текст выделен админом)[30] Тревер отмечает, что термин «claustra» означает преграда, вал, пограничное укрепление (20,с.247). Можно полагать, что «claustra Caspiarum» представляло огражденную торговую колонию или пограничную область, которая, включала Кахетию (Санария), Тушетию, Лпинию. На северо-западе она примыкала к Дарьяльскому проходу, с востока – к Ширванскому (Бармак) и Дербентскому валам, образуя общую фортификационную систему – Чор. Эта пограничная область соответствует Махелонии, известной в античной литературе I-II вв. как «царство махелонов и гениохов».[31] В надписи сасанидского царя Шапура I (241-272 гг.) страны Закавказья перечисляются в следующей последовательности: «Атропатена, Армения, Иберия, Махелония, Албания». В парфянской версии надписи вместо Махелонии читается SYKN (20,с.135). SYKN можно соотнести с согдийским S’ykn, которое переводится как «военный лагерь» > «замок» (48,с.101), что аналогично другим названиям этой области – Гундзетия (Хундзах) от ср.перс.«гунд» - «войско»; Эрети от груз.«эри» - войско (ср.древнеперс.«айр» - «муж»; шумер. «эри» - «воин) и т.д.

В «Истории Ширвана и Дербента» говорится о «воротах Сугд», где Буга распял тело Тифлисского эмира Исхака. В.Ф.Минорский считает, что название Сугд, означающее «место скорби» на грузинском языке, никакого отношения к Согду не имеет (38,с.46). Но Табари отмечает на правом и левом берегу Куры два города – Тифлис на юго-западе и Сугдабил на юго-востоке,[32] где жила жена Тифлисского эмира Исхака ибн Исмаила – дочь владетеля Сарира. Буга дал им (жителям) Аман (49,с.192). О походе Буга ал-Кабира против Омеййадского эмира Тифлиса и о Сугдабиле сообщают Йакут, Идриси, Ибн Хордадбех. Ибн ал-Факих также знает город Сугдабил, который был построен Ануширваном после Баб ал-Абваба, ворот Шакки, ворот Дудания, ворот Дурдзукия, и что он переселил сюда народ из Согда и укрепил его (51,с.288). Табари утверждает, что Фируз еще раньше воздвиг в труднодоступном пути в области Сул рядом с Джурджаном строения из скал (50,с.100-101), имея в виду, видимо, крепости, построенные Фирузом, затем Губадом на «садд ал-Либин» (50,с.287;54,c.66-67). «Садд ал-Либин» отожествляется с «Закатальской Длинной стеной» между Шакки и Кахетией, где локализуются албанские племена - силвы и лбины(52,с.68-90; 38, с.28, 123). (текст выделен админом)

Под Сулом обычно понимают Джурджан (Гурган) на юго-восточном побережье Каспия или же Дербентский проход[33] (53,с.81,сн.14;33,с.50), но в этом случае, как видим, имеется в виду пограничную область Цор на северо-западе Албании (Лпиния) рядом с Джурджаном (Гурган - Грузией)(текст выделен админом),[34] которая, видимо, как и Дербент или юго-восточный Джурджан, называлась Сулом. Сул обычно связывают со значением «вал», но «Сули» также является буддийской и манихейской формой слова Согд. Это китайское произношение, применительно к согдийцам (сугдак-сулик) и торговым колониям согдийцев в Туркестане, перешло в языки санскритский и тибетский (14,с.190,454). Исходя из этого, можно полагать, что в Албании существовали согдийские или гирканские торговые колонии в северо-восточной (Дербент), северо-западной (Лпиния) и юго-восточной (Каспиана-Баласакан, Гелан) областях,[35] к которым применялись названия Сул, Чор и Гурган.[36]

Так, древние каспии по Caspia via объединяли народы Передней Азии, Центральной Азии, Кавказа и Восточной Европы, что определило и дальнейшую историю этого социокультурного региона.

Источники:

  1. Юсупов Х. Древности Узбоя. Ашхабад, 1986
  2. Гаджиев М.С. Между Европой и Азией (из истории торговых связей Дагестана в албано-сарматский период). Мх., 1997
  3. Бичурин Н.Я. (Иакинф). Собрание сведений и народов, обитавших в Средней Азии в древние времена. т. II, М.-Л.,1950
  4. И.А.Бабаев. Великий Шелковый путь и Азербайджан. В Сб. Великий Шелковый путь и Азербайджан. Б.,1998
  5. Я.А.Манандян. О торговле в городах Армении в связи с мировой торговлей древних времен. Ереван, 1954
  6. Гошгарлы Г. Могильники древнего Мингечаура как показатель международных торговых связей Кавказской Албании. /Археология Кавказа. Тб.,2006. №1
  7. А.К.Алекперов. Исследования по археологии и этнографии Азербайджана. Баку. 1960
  8. Ваидов Р.М. Мингечаур в III-VIII веках (по материалам археологических раскопок). Б.,1961
  9. И.А.Бабаев. Города Кавказской Албании в IVв. до н.э.-IIIв. н.э. Б.,1990
  10. Гошгарлы Г. Исследование археологических памятников в зоне нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан и южно-кавказского газопровода Баку-Эрзерум в 2004-2005 гг. – Материалы международной конференции «Археология, этнология, фольклористика Кавказа», посвященной памяти профессора А.А.Аббасова, Б., 2005
  11. Сулейманова С.А. Влияние Международной Евразийской торговли на этнокультурные прoцессы на Кавказе. // Новейшие археологические и этнографические исследования на Кавказе. Мх.,2007.
  12. Давудов О.М. Материальная культура Дагестана Албанского времени. Мх.,1996
  13. Бартольд В.В. К вопросу о впадении Аму Дарьи в Каспийское море. Соч. III т. М.,1965
  14. Бартольд В.В. Соч. IIт. ч.1. М., 1963
  15. Ал-Истахри. Китаб масалик ал-мамалик./Изд. Де Гуе, BGA. Лейден. 1870, I.
  16. Алиев И.Г. Очерк истории Атропатены. Б.,1989
  17. Бикерман Э. Государство Селевкидов. М.,1985
  18. Боровкова Л.А. Запад Центральной Азии во II в. до н.э.-VIIв.н.э.(исто­рико-географический обзор по древнекитайским источникам). М.,1989
  19. Дьяконов И.М. История Мидии. М.-Л., 1956
  20. К.В.Тревер. Очерки по истории и культуре Кавказской Албании (IV-VII в. н.э.). М.-Л., 1959
  21. М.А.Дандамаев. Политическая история Ахеменидской державы. М.,1985
  22. Артамонов М.И. История хазар. Л.,1962
  23. Алиев К. Античная Кавказская Албания. Б.,1992
  24. Гумилев Л.Н. Хунны. М., 1960
  25. История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в. Москва,1988
  26. Сулейманова С.А. Шелковый путь и интеграция Запада-Востока в формировании тюркских народов. //Актуальные проблемы Востока. Б.,2003
  27. Гумилев Л.Н. Тысячелетие вокруг Каспия.. Б.,1991
  28. В.Караев. Арабо-персидские источники о тюркских народах. Фрунзе. 1973
  29. Гумилев Л.Н.. Эфталиты и их соседи в IV в. ВДИ.1959, №1 /в книге Ритмы Евразии. М.,1993
  30. Бичурин, Собрание сведений, III, карта династий Хань
  31. Прицак О.О. Протомонголы в Хазарском Закавказье. Всесоюзная конференция востоковедов. М.,1991; Схидний свит (6,7). 2`95-1`96
  32. Sevda A. Suleymanova. Кафкасйа ве Аварлар. –Турклер. т.2. Анкара, 2002
  33. Н.В.Пигулевская. Сирийские источники по истории СССР, М.Л., 1941
  34. Ибн Хордадбех. Книга путей и стран (перевод, комментарии, исследование, указатели и карты Н.Велихановой,), Б., 1986
  35. С.Кашкай. Государство Манна (на азерб. языке). Баку, 1993
  36. С.А.Сулейманова. Институт «охраны границ» в северо-западном Азербайджане на фоне историко-типологический параллелей. Сб. Актуалные вопросы Востока. Б.,2000
  37. Сулейманова С.А. Этнополитическая история северо-западной Албании в свете архетипов в местных источниках, Известия НАНА (серия истории, философии и права), 2004, № 4
  38. Минорский В.Ф. История Ширвана и Дербенда. М., 1963
  39. Л.Н.Гумилев. Древние тюрки. М., 1993
  40. Еремян С.Т. Страна Махелония надписи Кааба-и-Зардушт, ВДИ, 1967, №4
  41. Моисей Каганкатваци, История агван. СПб., 1861
  42. Ашурбейли С. Государство Ширваншахов (VI-XVIвв.). Б., 1983
  43. Лазарь Парбский. История Армении. Тифлис, 1904
  44. Есаи Хасан Джалалян, Краткая история страны Албанской (1702-1720 гг.), Б.,1989
  45. Ковалевский С.А. Карта Птолемея в свете исторической географии Прикаспия. Известия Всесоюзн.Географ.общества, 1953, т.85,вып.1
  46. Car salnamsi /rbcdn trcüm, giri, rhlr v qeydlr S.Süleymanovonndr, elmi redaktor: akad. Z.M.Bünyadov/, B., 1997
  47. “Хранители границ” в северо-западных пределах Азербайджана. //Elmi aradrmalar. B., 2004. VI buraxl. №1-2
  48. Согдийские документы с горы Муг. Вып.II (чтение, перевод и комментарии В.А.Лившица). М.,1962
  49. Абу Джафар Мухаммад бин Джарир ат-Табари. Тарих ар-русул ва-л-мулук. т.IX. Мыср, 1968. с.192
  50. Абу Джафар Мухаммад бин Джарир ат-Табари. Тарих ар-русул ва-л-мулук. т. II. Мыср,1961.
  51. Ибн ал-Факих ал-Хамадани. Мухтасар китаб ал-булдан. Изд. де Гуе. 1885, с.288
  52. Е.А.Пахомов, Закатальская «Длинная стена», - ТАзГУ серия ист.,вып.1,1950
  53. А.Р. Шихсаидов, Книга ат-Табари «История посланников и царей» о народах Северного Кавказа, Памятники истории и литературы Востока, М., 1986
  54. Suleymanova S.. Albaniyann imal-grb srhd bolgesi Lpiniya-Ereti. //Elmi srlr. T.XX. AMEA Tarix nstitutu.B.,2007. s.56-75

Sevda Suleymanova
Caspia Via and the History of the Connection Between Central Asia and the Caucasus
The Antic authors inform about water-land pathway from Central Asia to Albania through ox and the Caspian Sea, from there on by Kur and next areas to shores of the Black Sea. The real functioning of this trade path was proven by archeological researches in Uzboy zone, as well as on both sides of the river Kur. Antic authors’ information about Neron’s campaign against Albans or “ad caspias portas” (“The Gates of the Caspies”), as well as Canidi and Pompey’s campaigns against Ibers and Albans, who inhabited the territory between the two seas, determine the trade line pathway from the Caspian Sea to the Black Sea and the role of Caspian Albans in this trade process. I. M. Dyakonov assumes that Kadusies in Girkany were part of Caspians and were in the eleventh satrapy of the Ahamani State. He relates them to ancient Kuties and Kassits. Traces of these ancient folks were saved in the names of certain territories in Albania- Othena (Utia) on the right shore of the Kur, and Balasakan-Caspiana on the South-West shore of the Caspian Sea, which used to be important connection points on the Great Silk Way.


[1] Функционирование евроазиатского пути по Каспию, Куре и Риони в Азербайджане впервые в 1932г. выдвинул А.К.Алекперов, проследив кувшинные погребения с эллинистического времени в бассейне Куры. Археологические материалы, выявленные А.М.Апа­кидзе, Дж.А.Хали­ловым и др. также доказали зону их распространения вдоль торговой трассы по Куре и Риони (7; 6,207).

[2] Функционирование торгового пути из Передней Азии и Закавказья через Кавказскую Албанию и Приморский Дагестан на Босфор находит подтверждение в обилии предметов античного производства и нумизматики, выявленных на территории Азербайджана. В этом контексте рассматриваются отдельные находки, свидетельствующие о связях Армении с Босфором и археологический материал сарматского времени, а также остеологические находки верблюда в Северном Причерноморье и Дербенте (2,с.92-99).

[3] В.В.Бартольд говорит о плавании с восточного берега Каспия на запад не по одной и той же географической широте. Он приводит свидетельство астронома Кутб ад-дина Ширази (ум. в 710 г.) и ряд источников XIV-XV вв., свидетельствующих о судохостве по Аму-Дарье и Каспийскому морю и в более поздние времена (13,с.248-249;14,с.657).

[4] об этом см.:20,с.46,143

[5] Он также отмечает, что «земля кадусиев» у Арриана однозначна с землей каспиев у Плиния (Nat.Hist.,VI,18) и что по Плинию, «каспиями» назывались все племена южного Прикаспия (19,с.444,447-448).

[6] И.М.Дьяконов отмечает, что каспии у средневекового историка Фавста Бузанда, которых он знает в Пайтакаране (Нижний Карабах), анахронизм, что было общим обозначением неиндоевропейских племен (анариаки) всей прикаспийской полосы, куда могли входить и кадусии, а вероятно, и албаны (19,с.447-448).

[7] Открытые в Восточном Туркестане археологическими раскопками документы позволяют считать, что оставивший их народ назывался арси. Их язык оказался близким к западной группе европейских языков, т.е. кельтскому, латинскому и др. (22,с.407).

[8] Тождество это, конечно, условно. Будучи в контакте с местными племенами Центральной Азии и Китая и возможно, смешавшись с другими переселенцами из Малой Азии или переднеазиатских колоний, они уже являлись носителями иной культуры.

[9] Цейлонские послы (купцы) рисуют их рослыми блондинами, проживающими за Емодом/Гималаи (24,с.20-22).

[10] В III в.до н.э. аорсы, двигаясь из Южного Приуралья на юг и запад, вытеснели нижневолжское объединение родственных им савроматов, которые явились основой формирования в предкавказских степях сиракского союза сарматских племен (Strabo. XI,II, 5,7,8). об этом см.: 25,с.78-80

[11] Если предшествующей волной предположить синдов (Синдика), то очередной волной круговорота в этом миграционном ареале, обусловленном торговыми путями, представляются аланы, затем хунны, сильно ассимилированные китайцами (26,с.20-25). Л.Гумилев отмечает, что на северных склонах Тяньшаня преследование гуннов сяньбийцами остановили абары, которые считались самыми воинственными в степной Азии (27,с.165). Абары - хионитские гарнизоны в пограничье северной торговли с Китаем. см. сн.36.

[12] «…аорсы живут по течению Танаиса, а сираки – по течению Ахардея, который вытекает с Кавказских гор и впадает в Меотиду» (Strabo,XI,II 2,5,7,8).

[13] Прицак О.О. Протомонголы в Хазарском Закавказье. Всесоюзная конференция востоковедов. М.,1991. с.70-71; Схидний свит (6,7). 2`95-1`96, с.70-76; Sevda A. Suleymanova. Кафкасйа ве Аварлар. –Турклер. т.2. Анкара, 2002, с.

[14] Н.Велиханлы отмечает, что Насибин арабских географов был расположен на большом караванном пути, ведущем из Ирака в Шам (34,с.270-271). Ибн Хордадбех также отмечает город Кадисийа рядом с Дамаском и также несколько населенных пунктов в Ираке с аналогичным названием (34,с.268).

[15] С.Кашкай считает, что после свержения кутиев территория Приурмийского бассейна еще долгое время вплоть до правления ассирийского царя Ассархаддона сохраняла название «кутийские земли» не как этнический и государственный, а как географический термин, хотя отдельные группы кутиев продолжали жить на этой территории (35,с.30-31).

[16] см. сн.21

[17] Покоренные Киром II, они отложились от Ахеменидов еще в Vв. Согласно одной легенде Кир (из племени мардов) захватил власть с помощью кадусиев, на усмирение которых был послан мидийским царем Астиагом (21,с.240,13).

[18] И.М. Дьяконов отмечает, что кадусии не были покорены Мидией, а выступали с ними как союзники (19,с.339). Но Ксенофонт называет Танаоксара (Бардия) сатрапам Мидии, Армении и племени кадусиев (21,с.66).

[19] В этой связи следует отметить имя мидийского сатрапа Губару, в войске которого находились кадусии. Губару был наместником территории к западу от Евфрата - Заречья (арамейское Абар-нахара) (21,с.52). семитский абар означает переход (ср. иранск. парадрайа).

[20] Древний Халхал - «зимняя резиденция албанских царей» (41,с.85) локализуют около нын. Казаха (20,с.207,210).

[21] Тревер отожествляет Лопнас с нынешним Агстев, «пахак хонов» с Бармакской крепостью (20,с.206-216).

[22] Цор на аварском означает «предгорье», «равнина», что однозначно хорониму Аран на азербайджанском.

[23] Как видим, изменениям подвергаются язык, антропология, но не психология, что выражается в преемственности и непрерывности традиции.

[24] В «Летописи Картли» пройдя «Лекетский путь» хазарский хакан Блучан вступил в Кахетию. По этой же дороге через албанов и хениохов парфянский царь Вонон бежал к своему сроднику царю скифскому, или же Тимур вступил в Гундзетию, оттуда в свою страну. Этот отрезок пути описывается в маршруте Саллама Тарджумана (Тифлис - Сарир -Алан), или же посольства Исраиля, отправляющегося через Лпинию и чильбов в страну маскутов. об этом:см. 37,с.59-60

[25] Плутарх говорит о «частоколе», которым варвары «на большом пространстве защитили берега Куры» (Плутарх. Помпей, гл.35 /638).

[26] Флор. Сокращения из Тита Ливия. Кн.1, гл.,40,28 (20,с.104-107).

[27] Плутарх. Лукулл, кн. XXVI (509). К.В.Тревер приводит это сообщение Плутарха для подтверждения своей точки зрения на термин «каспии», который «перестал быть объединяющим этническим наименованием для ряда народностей, в том числе албанов, а употреблялся только для части из них» (20,с.88-89).

[28] Этот проход можно отожествить с высеченным в горе проходом «Цоор кац» в с.Кац Бина (на аварском «кац» - «рассеченное место») между нын.Белоканом (в Азербайджане) и Лагодехи (в Грузии). Цор («предгорье») – аварское название Джара, но народная этимология интерпретирует название известного прохода как «Цохор кац» - «проход разбойников».

[29] Видимо, у этого прохода стоял лагерем Помпей («positis sub ipse Caucaso castris»), который шел окружным путем.

[30] Верхние Джары - Голода в Закатальском плато представляется сборным местом, куда стекали булхадарские (дагестанские) войска перед походами в Грузию и Аран (46,с.65-66,103-104;47,с.201-202).

[31] об этом см.:37,с.58-60

[32] Г.Гошгарлы рассматривает поселения на противоположных берегах Куры как одно большое поселение, считая, что появление поселения на левом берегу является следствием бурного роста правобережного поселения (6,с.205).

[33] Хотя, отмечают некоторые несоответствия в этих известиях (53,с.81,сн.14;33,

[34]Вызывало также недоумение сообщение Иосифа Флавия об аланах, которые вступили в переговоры с «царем гирканцев, который владел проходом …», в ясность в которое внес С.Т.Еремян, указав, что у античных авторов названием Hyrcania (арм.Virkan) обозначалась Иберия (20,с.126).

[35] Вероятно, Сул на юго-восточном побережье Каспия (Гурган) или же Сул - Дербентский проход, имели отношение к хионитам в Согде, которые контролировали Шелковый путь и считались марзбанами в пограничных областях Персии (54,c.62-67).

[36] В.В.Бартольд предполагал согдийские колонии в Крыму, где имелось поселение Сугдак (14,с.550,814).


Aвтор: Севда Сулейманова, кандидат исторических наук.
АН Азербайджана. Иститут Востоковедения им.Академика З.М.Бунядова. Баку, 2008 .

Скачать: s_suleymanova_transkavkazskaya_doroga.zip [36,01 Kb] (cкачиваний: 90)

Из Бибилиотеки сайта Аlazan-Info

 
 (голосов: 3)
| | Комментарии (1) | Распечатать
 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.


Поделиться:

Добавить страницу в закладки:
Добавить закладку в Бобрдобр Добавить закладку в news2 Добавить закладку в Memori Добавить закладку в Newsland Добавить закладку в СМИ2 Добавить закладку в Vaau Добавить закладку в Mister-Wong Добавить закладку в Newsvine Добавить закладку в Delicoius Добавить закладку в Slashdot Добавить закладку в Blogmarks Добавить закладку в Technorati Добавить закладку в Folkd


Если Вам понравилась новость поделитесь с друзьями :

Другие новости по теме:

  • Краткий комментарий о значениях "Авар, МагIарулал и Сарир"
  • Кавказский камень преткновения (начало)
  • Город Закаталы - политический центр Джаро-Белоканской области и Закатальск ...
  • К вопросу о государственности Дагестана
  • АварБо (страница - I)
  • К истории расселения аварцев в верхней части Алазанской долины (в пределах ...
  • Культурно-этническое равновесие - основа евразийства
  • Кавказские предки: связь эпоса и истории
  • Историко-правовые аспекты присоединения политических структур Южного Кавказ ...
  • Медведев поддержал идею проведения Каспийского молодежного форума, предложе ...


  •  

    #1 написал(а): cavid (28 августа 2011 14:38)

    Отличная работа.Спасибо большое автору.

    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.
    Панель управления


    Последние комментарии

    Календарь
    «    Ноябрь 2024    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
     

    Статистика
    Опрос

    Лучший из сайтов
    Неплохой сайт
    Устраивает ... но ...
    Встречал(а) и получше
    Совсем не понравился


      Главная  |  Регистрация  |  Правила  |  Библиотека  |  Фотогалерея  |  Видео и ТВ |  Обратная связь
    © MAARULAL.RU 2009   Design by  Tsor-Studio.   Все права защищены
    ALLDAG.ru  Яндекс цитирования Система Orphus
     
    Мнение администрации сайта может не совпадать с точкой зрения авторов статей !
    При использовании материалов сайта, активная гиперссылка на сайт Maarulal.Ru обязательна!
    При использовании материалов сайта в печатных СМИ, на ТВ, Радио - упоминание сайта обязательно!
    Так же обязательно, при использовании материалов сайта указывать авторов материалов.