| Сделать стартовой  |  Добавить в избранное | RSS 2.0
 |   | 
 
Поиск по сайту: Расширенный поиск по сайту   •   Аварско-русско-англо-турецко-арабский онлайн словарь:
Радио "Maarulal.Ru"
Слушать в Media Player Слушать в Winamp Слушать в Real Player Слушать в QuickTime Player
Статистика Радио

Новости сайта


Рейтинг новостей

Архив новостей


Партнеры
Наша Кнопка (размер 31X88)

Разместите на своем сайте нашу кнопку, а в ответ мы разместим Вашу кнопку или ссылку!
Получить код Кнопки Flash
Получить код Кнопки Gif


Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
 
» Долженствованье - просвещать...
2 сентября 2011 | История | добавил(а): M_Shah Awar | Просмотров: 3420
Долженствованье - просвещать...  Магомед-Мирза Мавраев - книгопечатник, просветитель, предприниматель.

Самоопределение народов тесно связано с культурой самовыражения идей, преобладающих в том или другом обществе, со способностью передавать информацию с помощью средств массового сообщения во внешний мир, доносить её  в удобных для восприятия формах до субъектов социума. К этому можно отнести книгопечатание, производство газет и журналов на базе типографии.

 

В Дагестане и на Кавказе, вследствие усиленной колонизации кавказских территорий различными мировыми державами, процесс книгопечатания не мог находиться в руках коренных народов, не имевших ни права, ни механизмов проведения собственной политики.

Утверждение и выбор приоритетов в этой области не зависел полностью от воли и национального самосознания народностей Дагестана и Кавказа, так как их определение находилось на том этапе во власти российского самодержавия. С окончанием Кавказской войны и упразднением Имамата Шамиля – идеи книгопечатания в Дагестане, где людей с ранних лет, обучали грамоте на алжаме, в рамках исламского вероучения, – не получили своего развития. Тому причина – политика царской администрации, внедрявшей в сознание и жизнь горцев образование по собственному формату, игнорировавшей роль национальных языков в деле просвещения широких масс.

Таким образом, полярная во многих аспектах идеологии самодержавия – исламская идеология, вытеснялась из ключевой сферы развития национального самосознания – сферы образования.

 Если в других мусульманских регионах Российской империи, а в особенности в Татарии и в регионах, населённых преимущественно татарами, исламское просвещение было развито и поддерживалось самим государством, то на Кавказе, чья история и борьба за самоопределение разительно отличались от истории других народов империи, – ислам в лице отдельных его течений, оставался непримирим по отношению к пассионарно-колонизаторской деятельности северного соседа. Но время шло, происходили перемены в самом российском обществе: отмена крепостного права, появление зачатков свободы слова, активизация различных политических движений, подчас запрещённых официально, – обуславливали изменения настроений и на периферии. Осознавая неэффективность исключительно военных путей борьбы за свободу и независимость народов, находившихся под т.н. гнётом самодержавия, представители кавказской, а в частности, дагестанской интеллигенции, видели путь к освобождению – в просвещении, как в делах религии, так и в светских, общепринятых дисциплинах. Ведь уже тогда  в Дагестане были люди, весьма продвинутые в интеллектуальном отношении, получившие отличное образование в учебных заведениях С.- Петербурга, Москвы, Казани и Тифлиса.

И всё же, в самих недрах дагестанской земли, под небом высокогорной страны, в различных её сёлах и городах, жило и взрастало наследие великих предков дагестанских народов, их гены, их мысли, творчество и идеи продолжали своё развитие в новых поколениях лучших представителей этого края.

В этом смысле, неслучайно такое явление, как дагестанский аул Чох, который дал жизнь, воспитание и образование многим значимым мыслителям, известным во всём мире военачальникам и спортсменам, учёным, шейхам, врачам, государственным деятелям и людям искусства. Именно там, в семье известного учёного Мухаммада Али, в 1887 году родился Магомед-Мирза Мавраев – первый дагестанский книгопечатник, крупный предприниматель, подлинный просветитель масс. Свой путь Магомед-Мирза начал с образования. Первым его учителем стал его отец. В дальнейшем его обучение продолжилось в Согратлинском медресе.

С ранних лет он понял силу и влияние образования на массы, он осознавал необходимость просвещения соотечественников; для этого, как рассуждал он и его близкие товарищи, среди которых был знаменитый в будущем общественный деятель Абусупьян Акаев, необходимо было запустить процесс книгопечатания. Идея создания исламской типографии не покидала его, и ради ее осуществления  с группой единомышленников он отправляется в Казань, Оренбург, Бахчисарай, а затем и в Симферополь. Работая в местных типографиях, он приобретает необходимый ему в будущем профессиональный опыт. 

В те времена невозможно было без разрешения царских властей покупать и пользоваться никакими книгопечатными станками, так называемый «самиздат» был вне закона. Чтобы получить необходимое разрешение на запуск типографии и закупку техники, Магомед-Мирзе Мавраеву пришлось обратиться к своему родственнику Ризвану Мавраеву, бывшему в те годы начальником царской почты в Дагестанской области. Получив разрешение, Мавраев с помощью родственников, которые оказали ему основную материальную помощь, продав часть своего имущества, закупает в Турции типографские станки немецкого производства. Вскоре он основывает первую типографию в городе Темир-хан-Шура (г.Буйнакск), где выпускает исламскую литературу.

Постепенно дела у молодого предпринимателя пошли в гору. Деятельность типографии приносила доход. Помимо выполнения своего основного жизненного предназначения, заключавшегося в деле просвещения широких масс населения, Магомед-Мирза пожинает успех и на предпринимательской ниве; уже к тридцати годам он владеет книжными магазинами, складами, многоквартирными домами, виноградниками, пастбищами, кожеперерабатывающим, консервным и кинжальным заводами. Он нанимал на работу специалистов своего дела, начиная от высококвалифицированных писарей до умелых ремесленников, знающих и любящих своё дело, при этом он ценил труд каждого, воздавая своим работникам положенное вознаграждение.

 

Запуск первой типографии стал для Дагестана знаковым событием. Ранее книги и учебники привозили из других мусульманских стран, теперь в административном центре области работала своя типография, производившая исламскую литературу, направленную на просвещение масс, востребованную как многочисленными медресе, учебными заведениями, так и отдельными людьми, стремившимися к обучению. Но на выпуск религиозной литературы потребовалось специальное разрешение от властей, которое Мавраев сумел, в конце концов, получить, благодаря чему духовное образование стало доступно тысячам и тысячам людей.

Магомед-Мирза Мавраев положил начало выпуску газет на различных языках. В 1913 году появилась «первая ласточка»: при типографии была открыта редакция газеты «Джаридату Дагестан» на арабском языке. В дальнейшем, с первым лучом свободы, который принесла с собой Февральская революция 1917 года, увидели свет газета «Аваристан» на аварском языке, «Мусават» (Равенство) на кумыкском языке, «Чанка цуну» (Утренняя звезда) на лакском языке.

Первым издателем и редактором этих изданий стал  сам Магомед-Мирза Мавраев. Совместно с ним, на мощностях мавраевской типографии, начала издаваться газета «Замана» (Время) на аварском и кумыкском языках под руководством внучки Имама Шамиля, супруги Махача Дахадаева – Написат Дахадаевой.

Приход к власти большевиков отразился на деятельности и собственном деле Мавраева. После национализации всей частной собственности, куда относились и типографии, Мавраев лишился всего, что имел, став простым рабочим на собственной типографии. Он вернулся к тому, с чего начинал. Начал воплощаться в жизнь призыв  – «кто был ничем, тот станет всем»… Бывший работник типографии Мавраева  (фамилия которого уже не столь важна, так как ничего не скажет о себе простому читателю, – авт.) стал её директором.

В конце концов, как многие другие деятели тех лет, Мавраев переезжает в Среднюю Азию, в Узбекистан, где история теряет следы его жизни и дальнейшей деятельности.

Однако, как пишет в своём очерке «Исламский первопечатник и просветитель Дагестана» Магомедрасул Омаров: «…он женился на татарке и устроился мастером на пилораме по ремонту бытовых приборов. Проработав там некоторое время, он переехал в Акмолинск (Казахстан) и 28 лет о нем ничего не было известно.

 В 1957 году через ингуша, возвращавшегося из ссылки в Казахастане, семья получила письмо от считавшегося пропавшим Мавраева. Сыновья поехали за ним и уговаривали вернуться на родину, но Мавраев не согласился.

 

Магомед-Мирза Мавраев умер в 1964 году в возрасте 86 лет. Похоронен в Акмолинске (Целиноград) Республики Казахстан».

 

Так завершил свой путь человек, который продвинул Дагестан, языки его народов на новый, высокий уровень. Значение печатного слова в жизни общества переоценить невозможно, и Мавраев организовал условия для его развития и совершенствования, фактически создав и поставив на ноги не только процесс книгопечатания в республике, но и положил начало такому важному явлению, как журналистика.

Важными для исследователей жизненного пути М-М. Мавраева и для простых граждан республики являются его политические взгляды, которые он отстаивал, будучи делегатом Учредительского собрания Дагестанской области. К сожалению, Милли-комитет, лидером которого он являлся, набрав большое количество голосов на выборах, вскоре распался из-за расхождения позиций его группы и группы, в которую входили такие известные деятели, как Н.Гоцинский и Узун-хаджи Салтинский. Последние выступали за создание имамата и отрыв от политического, правового и культурного пространства России. Мавраев, Акаев и Дибиров видели развитие Дагестана в рамках законов шариата и российского законодательства в тех его аспектах, которые не противоречили исламу. Но стремлениям обоих сторон, а в первую очередь, идеям просветителя Мавраева не суждено было сбыться на этом этапе истории, и в итоге под натиском большевиков пал не только самодержавный строй, но и право свободного вероисповедания народов империи. На смену прежнему режиму, прежним возможностям  пришла новая идеология, отвергавшая и тот, и другой путь развития Дагестана и России в целом.

Но не исчезает то, что было однажды сделано во благо народа, чему человек посвятил свои силы, ум и имущество. Дело Мавраева живёт в настоящем и будущем Республики, в судьбах людей Страны Гор. 



Автор: Марат Шахманов
 
 (голосов: 4)
| | Комментарии (1) | Распечатать
 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.


Поделиться:

Добавить страницу в закладки:
Добавить закладку в Бобрдобр Добавить закладку в news2 Добавить закладку в Memori Добавить закладку в Newsland Добавить закладку в СМИ2 Добавить закладку в Vaau Добавить закладку в Mister-Wong Добавить закладку в Newsvine Добавить закладку в Delicoius Добавить закладку в Slashdot Добавить закладку в Blogmarks Добавить закладку в Technorati Добавить закладку в Folkd


Если Вам понравилась новость поделитесь с друзьями :

Другие новости по теме:

  • Малла-Хасан Джарский. Мыслитель на рубеже XIX-XX столетий
  • Из истории антиписарского восстания в Дагестане 1913-1914 гг
  • Работа на будущее уже сегодня
  • Кавказский камень преткновения (окончание)
  • Исторические и социально-культурные аспекты формирования дагестанской диасп ...
  • Осознание великого пути Имама
  • Общественная инициатива - "Государственным языкам равные права на государс ...
  • Элдарилав из Ругуджа
  • День рождения - день Братства
  • Наше студенчество


  •  

    #1 написал(а): Radg (6 сентября 2011 15:52)

    Доб, х1уригаталъул рук1к1иналъ, дагъитаналъул ат1рапалазда, эркенлъиялъул нур къант1ине гьабулеб заманаялъ, Мух1аммадмирзаца, рух1аниябги, х1алилабги,  зулмуялъул рукьилълъа, халкъ тархъан гьабизе, адабияталдалъун лъай т1ибит1изе гьабураб, жигарчилъиги, х1алт1иги, жакъаги нилъеда къимат кьун, бажарулареб бук1ана…  Дагъистаналда т1оцебе басмахана рагьарав чиги гьев, Ч1охъа, Мух1аммадг1алил вас Мух1аммадмирза ккола.  Байбихьуда, гьесдаго цадахъ, басмаханаялде х1алт1улел рук1ун руго, хадуб дунялалдего ц1ар раг1арав, эсулго  росуцояв художник  Мусаясул Халилбекги, ва гьандасат, (инженер) Мах1ач Дахадаевги. Тарихияб рахъалъ, мустах1икъабги, инсанияб рахъалъ инсапабги, бук1инаан, жакъа Мах1ачхъалаялде бугеб аслияб басмахана, Мавраевасул ц1аралда бук1араб ани.
    Мавраевасул эмен, Ч1охъа Мух1аммадг1алиги, вук1ун вуго Дагъистаналдего ц1ар раг1арав г1алимчи.  «Фатави Ч1охъи» абураб эсул т1ехь, жакъасел  г1алимзабазги, пайда босулеб, къиматаб г1елмияб х1алт1и буго.

    Х1ажи Билалов.

     

     


    » Добавление комментария



    Панель управления

    ИМАМ ШАМИЛ
    М.ХIамзаев
    Aудио ТIехь
    © maarulal.ru


    Последние комментарии

    Календарь
    «    Июль 2017    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31
     

    Статистика

    Опрос

    Лучший из сайтов
    Неплохой сайт
    Устраивает ... но ...
    Встречал(а) и получше
    Совсем не понравился


      Главная  |  Регистрация  |  Правила  |  Библиотека  |  Фотогалерея  |  Видео и ТВ |  Обратная связь
    © MAARULAL.RU 2009   Design by  Tsor-Studio.   Все права защищены
    ALLDAG.ru    Rambler's Top100 Яндекс цитирования Система Orphus
     
    Мнение администрации сайта может не совпадать с точкой зрения авторов статей !
    При использовании материалов сайта, активная гиперссылка на сайт Maarulal.Ru обязательна!
    При использовании материалов сайта в печатных СМИ, на ТВ, Радио - упоминание сайта обязательно!
    Так же обязательно, при использовании материалов сайта указывать авторов материалов.