Ровно 103 лет назад, в 1906 году в начале апреля в Тифлисе вышел первый номер еженедельного сатирического журнала "Молла Насреддин", основателем и редактором которого являлся писатель, публицист и журналист Джалил Мамедкулузаде. Появление такого рода журнала было следствием объективной необходимости, возникшей в связи с развитием общественно-политической жизни закавказских народов. Журнал с 1906-17 года издавался в Тифлисе, в 1921 году в Тебризе, и с 1922-31 года в Баку. За все 25 лет вышел в свет 748 номеров: из них, 340 номеров в Тифлисе, 8 в Тебризе и 400 в Баку.
Сделав маленький исторический экскурс к событиям той эпохи, мы станем очевидцами, что эпоха, эта, ассоциировалась не только нефтяным бумом и бурным строительством, но и подъемом национального движения, происходившим на фоне революционных событий 1905-1907 годов. Революция 1905 года создала условия и дала мощный толчок росту национальной печати. Уже в период между 1906 - 1917 годами стало издаваться множество газет и журналов различных идейно-политических направлений. Самым ярким и популярным среди них становится сатирический журнал "Молла Насреддин", который на фоне революционных событий 1905-1907 годов, выражал идеи революции, в нем была вера в то, что очень скоро многое в мире изменится к лучшему, народ, и без того ущемленный во всех правах, наконец проснется. Не стоит полагать, что его основатель Джалил Мамедкулизаде к революции относился как к панацее от всех бед, он понимал и доводил до своего читателя веру в лучшее будущее, но не питал иллюзий. "Молла Насреддин" ставил важнейшие вопросы современности - просвещение, свобода слова, пропаганда дружбы народов, сохранение народных традиций, родного языка и проч. Оценивая роли и значения значение этого журнала, он писал, что "Молла Насреддин" "создала сама природа, само время". Еще в 19 февраля 1906 года в газете "Возрождение" появляется первое объявление о "Молла Насреддине" - о готовящемся издании сатирического журнала кружком мусульманской интеллигенции.
"Мои братья-мусульмане! Если вы захотите узнать, над кем смеетесь, положите перед собой зеркало и внимательно всмотритесь в свое изображение. Коли вы услышите от меня нечто смешное и, распустив рот до ушей, закрыв глаза, будете хохотать так, что у вас того гляди лопнут от смеха кишки, потом будете вытирать не платком, нет, полой рубахи проступившие на глаза слезы и посылать проклятия шайтану, не подумайте, что смеетесь над "Моллой Насреддином". Это слово было произнесено "Моллой Насреддином" 6 апреля 1906 года.
Основатель журнала использовал сатиру и юмор как мощное средство критики социальной несправедливости, политической реакционности и других пороков общества. Чтобы довести свои идеи до народа, журнал использовал самые различные жанры - беседы, шутки, объявления, фельетоны, анекдоты, сатирические стихотворения, карикатуры и т.д. Путь к сознанию простого люда, большую часть которого составляли необразованные, а то и вовсе не знающие грамоты бедняки, облегчали доступный язык и многочисленные иллюстрации, которые выполнялись художниками из Германии, в лице Роммера и Шелера, конечно, под руководством самого редактора. Сама иллюстрация журнала - это не просто смешные рисуночки, карикатуры: каждая из них - целый рассказ, прочитав его, не просто посмеешься и забудешь, он заставляет вновь и вновь возвращаться к нему. Журнал быстро завоевал уважение и признание широчайшей аудитории России и зарубежного Востока. Его кредо и манифест, были четко выражены в первом же слове "Моллы Насреддина", с которым он появился на свет. Симпатию читателей вызывал и заглавный персонаж журнала, сторонник правды и справедливости Насреддин, еще задолго до появления журнала полюбившийся в Закавказье, благодаря слагаемым о нем историям. Кроме, того, главный редактор четко выстраивал линию журнала, умел прекрасно подать материал, а оперативность сообщений со всего мира просто поражает - как ему удавалось в каждом номере писать о вчерашних, позавчерашних событиях в мире?
Конечно, выхода каждого номера журнала одни ожидали с нетерпеливым волнением, но те, кто становился объектом бичевания в нем, воспринимали журнал с ненавистью и готовностью к крайним мерам. Уже в четвертом номере "Молла Насреддин" обращаясь к поливающим его грязью бекам, ханам, сеидам и прочим, писал: "Почему вы меня бьете? Ничего страшного, бейте. Но знайте, течение времени изменится, оно обновится, и мои сирые и обездоленные братья начнут распознавать друзей и врагов, они вырвут толстые дубинки из ваших рук и начнут...Об остальном я уже не говорю".
Сразу после его выпуска на "Молла Насреддина" начались нападки, из-за которых, а также по материальным причинам, журнал не раз приостанавливал свою деятельность. Художественное творчество самого основоположника журнала Джалил Мамедкулизаде многогранно. Оно включает в себя рассказы, повести, новеллы, драмы и публицистику. Продолжая традиции критического реализма М.Ф.Ахундова, Дж. Мамедкулизаде обращается к жизни простого народа, забитого крестьянина, ополчается против всего, что уродовало и оскорбляло человеческое достоинство. Вступив в жизнь из бедной и религиозной семьи, он обучался в Закавказской горийской учительской семинарии, после окончания которой около 10 лет преподает в учебных заведениях Эриванской губернии и в селении Неграм (ныне село в Нахичеванской автономной республики РА). Его творческая деятельность знала подъемы и спады, знала сомнения и колебания. Он создавал свой журнал, когда за его плечами был уже богатый литературный, журналистский опыт. Журналистскую школу он прошел в Тифлисе, куда он поселился в начале XX века, и вскоре он, начинает сотрудничать в газете "Шарки-Рус" ("Русский Восток"), которую издавал известный публицист Мамедага Шахтахтинский, в которой и был опубликован один из лучших его рассказов "Почтовый ящик". Критики и литературоведы, изучающие жизнь и творчество признают, что его творчество до конца не исследовано, не все архивы найдены и расшифрованы. Многие пласты его творчества в полной мере не осмыслены, не познаны, настолько сложен и глубок созданный писателем художественно-сатирический мир социальной и национальной действительности той эпохи. Спустя столетие мы еще полнее, чем прежде, понимаем, насколько прозорливым, талантливым публицистом был Джалил Мамедкулизаде. Каждый написанный им рассказ-новелла, персонажи каждой его пьесы, да и небольшие заметки в журнале "Молла Насреддин" в абсолютной мере злободневны уже второе столетие.
И, созданный ему журнал Молла Насреддин не только оказался центром демократической мысли в странах Закавказья, предводителем прогрессивных идей. Вскоре ряды "молланасреддиновцев" пополнили видные писатели и мыслители как Мамед Сеид Ордубади, Абдуррагим-бек Ахвердиев, Мирза Алекпер Сабир и др. Журнал оказал влияние на развитие демократической печати и за ее пределами. Но в целом она - одна из самых высоких вершин общественно-политической и художественной мысли в странах Закавказья, в частности Азербайджана начала XX века. Его деятельность послужила толчком к основанию целого ряда изданий подобного характера. Так, появились журналы "Бахлул", "Мират" и пр.
Автор: Халаев Захид Алиевич.,
Диссертант Института Истории, археологии
и этнографии Дагестанского Научного
Центра РАН. г. Махачкала.
Источник: газета "Горцы" от 5 мая 2009 г.