Если уподобить все человечество одному человеку, то общину Пророка Мухаммада (мир ему) можно было бы уподобить короне, венчающей его голову, поскольку сказано в Коране, что это «лучшая община, которая появилась среди людей, она повелевает благое и запрещает мерзкое», а драгоценные камни на короне можно сравнить с теми великими праведниками уммы, которые стали таковыми благодаря своим деяниям или высказываниям. И сегодня хочется поведать вам о таких историях, к красоте которых уже нечего добавить, они сами преподнесут вам те плоды и назидания, которые кроются в них.
История первая
Абдуррахман аль-Насир, третий халиф Андалусии, который правил с 300-го по 350-й год по хиджре, выстроил великолепный дворец, утопил его в роскоши, насколько это было в его возможностях, израсходовав огромные средства, и даже украсил его кирпичиками из золота и серебра. Увидев все это, кадий (шариатский судья) аль-Мунзир ибн Саид очень огорчился, поскольку был человеком весьма богобоязненным и праведным. Кадий стал дожидаться пятницы и прихода халифа в мечеть, в которой ученый выступал с проповедями.
Аль-Мунзир начал свою проповедь с аята из Корана: «Неужели вы будете понапрасну возводить на каждом холме по примете (по высокому строению), строить замки (или водохранилища), словно вы будете жить вечно, и хватать людей, подобно деспотичным тиранам? Бойтесь же Аллаха и повинуйтесь мне. Бойтесь Того, Кто помог вам тем, что вам известно. Он помог вам домашней скотиной и сыновьями, садами и источниками. Я боюсь того, что вас постигнут мучения в Великий день» («Поэты», 128—135). Затем кадий продолжил: «Они сказали: “Нам все равно, будешь ты увещевать или не будешь в числе тех, которые увещевают”» («Поэты», 136). Аль-Мунзир предостерегал людей от стремления к роскоши, преходящим прелестям земной жизни, от излишнего возведения строений и дворцов, напоминая им о пути ко Всевышнему Аллаху, и о том скором дне, в который весь этот мир вместе с дворцами и роскошью будет свернут подобно свитку. Слова кадия сильно впечатлили присутствующих и в первую очередь самого халифа.
По окончании молитвы халиф вернулся в дом и сказал своему сыну аль-Хакаму: «Аль-Мунзир сегодня был довольно критичным, и я полагаю, что все его слова и предостережения были обращены ко мне». Сын ответил: «Что же тебе мешает отстранить его от молитвы и проповеди?». Халиф сказал своему сыну следующее: «Нет. Есть ли у тебя человек, подобный аль-Мунзиру, такой же достойный, такой же хороший, такой же знающий, отстранить его из-за грешника, отступившего от праведности и не вступившего на путь умеренности и скромности?! Этого не будет никогда, и воистину я стыжусь Всевышнего не поставить в моей молитве, между мною и Им, человека, подобного аль-Мунзиру, с его богобоязненностью и праведностью. Напротив, он всю свою и нашу жизнь будет предстоятелем в молитве, если будет на то воля Всевышнего Аллаха». Затем халиф направился к своему дворцу и удалил всю ту роскошь и блеск, которую осудил имам аль-Мунзир ибн Саид.
История вторая
Героями второй истории также выступают вышеупомянутый халиф и аль-Мунзир. Как-то халифу понравился красивый дом, принадлежавший сиротам. Пожелав приобрести его для одной из своих супруг, халиф отправил людей определить цену на этот дом. Когда цена была определена и халиф уже хотел приобрести этот дом, опекун сирот решил посоветоваться с кадием аль-Мунзиром. Он поведал ему о цене, которую назвал халиф за этот дом, и кадий возмутился, поскольку посчитал эту цену слишком низкой. Аль-Мунзир отправил человека к халифу, через которого запретил ему приобретать этот дом по столь низкой цене и просил его добавить денег к стоимости дома. Тогда халиф выказал свое нежелание приобретать его вообще. Однако кадий, испугавшись, что дом этот запал в сердце халифа и что он, несмотря ни на что, насильственно купит его за гроши и при этом пострадают и будут ущемлены сироты, разобрал одну из стен этого дома и продал эти руины за цену, превышающую ту, что назвали халифу за весь дом. Халиф, узнав об этом, послал за кадием. «Что заставило тебя поступить так?» — спросил его халиф. На что тот ответил: «Я поступил в соответствии со словом Всевышнего: «Что касается корабля, то он принадлежал беднякам, которые трудились в море. Я захотел повредить его, потому что перед ними находился царь, который силой отнимал все целые корабли» («Пещера», 79). Я продал одну разобранную стену этого дома по цене, превышающей ту, что назвали тебе твои люди». Халиф ответил: «Мы тем более должны последовать за истиной, и да воздаст тебе за меня Всевышний благом, поскольку ты разъяснил мне, что необходимо делать, и остерег меня от того, что не вызывает благоволения Всевышнего Аллаха. Свят Он».
История третья
Для жителей Кордовы наступил неурожайный и засушливый год, высохли источники, не выпадали дожди и люди страдали. Аль-Мунзир ибн Саид призвал людей совершить молитву прошения дождя (салят аль-истиска). Люди собрались за городом. Имам ожидал халифа, однако тот задерживался. И когда имам хотел отправить гонца за халифом, гонец ответил: «Мой господин, халиф давно уже здесь, просто он немного поодаль от людей». Аль-Мунзир направился в место, указанное гонцом, и заметил его лежащим на голой земле, в лохмотьях, голова и борода его были покрыты пылью. Никто и никогда не видел халифа в таком униженном и подавленном состоянии, как в тот день. Лежа в пыли в таком состоянии, он взывал ко Всевышнему: «О мой Господь, чело мое в Твоих руках. Неужели ты погубишь эту паству из-за меня? Ведь ты Милосерднейший из милосердных и Справедливейший из судей, и ничто во мне не скроется от Тебя, о мой Господь». Когда аль-Мунзир увидел его слезы, мольбу и трепет, он улыбнулся и лицо его просияло радостью. Затем он вернулся к собравшимся и сказал: «О люди, вам возвестили о дожде, так расходитесь же. Когда проявит смиренность владыка земли, проявит сострадание Владыка небес». |