Маленькое уточнение) Пишу на русском для ВСЕХ(!) Малик не был кадием. Он нес с еще одним джарцем сторожевой обход вниз по тропе от села ГЪОЛОДА и в тумане наткнулись на персов которые как голодные крысы коварно ползали вверх. Тогда Малик (да будет в могиле его СВЕТ!) сказал главному персу, что по секрету хочет сообщать важную тайну взамен сохранения ему жизни. Тот подставил ему свое ухо и как только Малик приблизил свои губы и сразу схватил зубами ухо перса и перс начал кричать и стонать. Все растерялись, потом хотели его оторвать от уха своего начальника и это им никак не удавалось. В этой суматохе другой джарец быстро скрылся в чаще леса и побежал предупреждать джарцев. Персы увидели, что Малик так и не отпустит ухо отрубили ухо, а потом и голову Малика и только тогда голова Малика отпустила ненавистное ухо и скатываясь вниз по склону горы прочла "АЛЛАХУ АКБАР! АЛЛАХУ АКБАР!". А тем временем джарцы спустились вниз и разбили отряд персов. Вечная Слава этим 300 ДЖАРцам (просится аналогия Спартанцам!).
В Цор авар(ц)ы Центрального Дагестана начали переселяться с 14 века, но коренное албанское (аварское) население Цора населяло эти территории со времён расцвета Куро-Аракской культуры ( IV — III тыс. до н. э.) , являясь автохонами этих земель. Древняя Хоронта, упоминавшаяся в древних летописях и исторических хрониках в связи с предками аварцев, - часть этой полиэтнической цивилизации.
dido, не думаю что учредители РНКААД не изучали положение закона об автономиях. Правление автономии сотоит из настоящих патриотов своей нации и Дагестана и цели у них благие. Ни кто не ищет портфелей и кресел за счёт этой организации или других организаций в которых они состоят. Культурная автономия это инструмент позволяющий на законных основаниях защищать интересы аварского народа, способствовать развитию культурно-духовных аспектов народа. Аварская культурная автономия финансирует и поддерживает проекты направление на сохранение и популяризацию языка, культуры и истории аварского народа. Ваша реплика о том что такие автономии не создаются на территориях исторического проживания народов, может и соответствует некоторым положениям закона но отнюдь не соответствует действительности так как Аварская культурная автономия создана не только для Дагестанских аварцев но и для всех аварцев во всём мире. Я конечно понимаю что ваш комментарий носит явно провокационный характер и отвечая на него я больше адресую свои разъяснения другим читатателям нашего сайта.
Операционная Директива 4.20 "Коренные народы" обязывают Россию и транснациональные корпорации соблюдать международное право при исследовании и эксплуатации недр на территориях коренных народов. Однако ни Россия ни транснациональные корпорации эти требования не выполняют. Причина ни один народ Дагестана не является субъектом международного права, они не имеют статус коренных народов. Они смогласились на статус третоесортных граждан в виде национальных меньшинств(т.е. не коренных- вьетнамцев, таджиков).
С точки зрения обеспечения фундаментальных интересов и безопасности России требуется реально действующий, эффективный механизм как для анализа и выработки решений, так и координации практической деятельности в рамках выработанной национальной политики управления Волго-Каспийским регионом. Указанный механизм мог бы включать два ключевых уровня. Один из них – уровень исполнительной власти – для выполнения практических работ по координации деятельности всех участков хозяйственной и природоохранной деятельности в Волго-Каспийском регионе. Активное участие российского парламента также могло стать важной составной частью данного механизма. За основу могла быть принята следующая рекомендация парламентских слушаний в Госдуме (2 февраля 1999 г.): “Учитывая важность Каспийского региона с точки зрения безопасности и фундаментальных интересов России, на федеральные органы представительной власти России (Государственная Дума и Совет Федерации) целесообразно возложить выработку предложений по основам и ключевым направлениям государственной политики страны в этом регионе с последующим рассмотрением правовых актов, устанавливающих эту политику, и принятием по ним решений, что обеспечит баланс федеральных, региональных и межотраслевых интересов при реализации этой политики. Указанные органы представительной власти России также должны рассматривать и принимать решения по предложениям исполнительных органов, связанных с выполнением крупных проектов и программ по внешнеполитическому и внешнеэкономическому, экологическому, природоресурсному и другим направлениям политики России в Каспийском регионе”. Эта рекомендация Госдумы была отвергнута при обсуждении на “круглом столе” в Совете Федерации, как нарушающая Конституцию России. Однако в соответствии со ст. 71 и 72 Конституции РФ, Совет Федерации и Государственная Дума имеют право вырабатывать предложения по основам и ключевым направлениям государственной политики страны (в том числе, по вопросам безопасности, природопользования и охраны окружающей среды). Волго-Каспийский регион имеет жизненное значение для России, поэтому предложение об активном и непосредственном участии обеих палат Парламента России в формировании государственной политики в этом регионе является обоснованным. В мировой практике формирование законодательной основы и выработка основ политики государства в указанных областях относятся к компетенции органов его представительной власти. Именно на этом уровне утверждают- ся концептуальные предложения правительства по политике и программам развития ресурсов в регионах, санкционируются проекты разработки месторождений и любых крупных объектов, рассматриваются такие политико-экономические, социально-экономические и экологические вопросы, как например:
перспективы отраслевого развития (инфраструктура, влияние на национальный доход, рентабельность и налоги (предварительная подготовка вопросов по налогообложению входит в компетенцию правительства), новые рабочие места, новые технологии);
воздействие отраслей на положение в социально-политической области (охрана труда, техника безопасности, социальное положение занятых, военно-стратегический потенциал);
воздействие отраслей на экологию района;
перспективы научно-технического и торгово-экономического сотрудничества с другими странами, целесообразность иностранного участия;
потребность и размеры финансирования, а также ряд других вопросов, затрагивающих национальные интересы.
Финалом всей совокупности вышеуказанной деятельности, как показывает международный опыт, является разработка и принятие конкретных законодательных актов и императивных нормативных документов. Указанный зарубежный опыт может быть с большой пользой применен и в условиях всего Волго-Каспийского региона. Специфика региона, состоящая в неразрывной связи компонентов природопользования с экологическими, социально-экономическими и международно-правовыми компонентами, диктует необходимость такой политики, стержнем которой является разработка и реализация единой региональной программы развития Волго-Каспийского региона.
Вопрос о происхождении аваров нельзя считать окончательно решенным; многие данные говорят, однако, за то, что авары являются потомками албанского народа, населяющего некогда Кавказскую Албанию (Агованию армянских историков), древнейшие известия о котором имеются у Страбона.
К этому заключению на основании лингвистических исследований приходит акад. Н. Я. Марр. Приведя в одной из своих работ ряд данных, касающихся влияния аварского языка на грузинский и армянский, Н. Я. Марр говорит: «Когда мы стоим перед вновь открывающейся перспективой признания в аварах пережитка исчезнувшего на Кавказе, казалось-бы, бесследно, исторически не менее важного, чем армяне и грузины, албанского народа, то рассмотренный языковой материал, бесспорный вклад аварского языка в армянский и грузинский языки, может свидетельствовать о влиянии не только древней албанской речи, но и древней албанской культуры на родственных представителей кавказского мира»2. В другом месте той же работы акад. Н.Я. Марр выражается еще более определенно: «Аварцы – албаны: к этому положению можно подойти, и рассчитываем подойти особо, и не одним лингвистическим путем».
Предание «О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЧЕЧЕНЦЕВ: «Журнал Мусульманская цивилизация»№2
...Арабских рукописей трактующих о происхождении чеченцев, всего было...четыре. Одна из них принадлежала жителю сел. Ножай-юрт Ичкеринского обшества Шах-Булату, другая- жителю селения Ярык-су Ауховского общества мулле Темирко Урусханову, третья- жителю, селения Цонторо (Центерой Ичкерия)мулле Арсануко и четвертая- бывшему Ичкерийскому кадию Шамилю Каратаеву...тщательный точный перевод рукописи Шамиля- кадия, сверх того, был сделан ..одним вполне компетентным переводчиком с арабского. Этот перевод, снабженный мною необходимыми примечаниями и справками, по рукописи муллы Арсануко, и помешается здесь ниже.
Во имя Аллаха милостивого и милосердного. Хвала Аллаху, единному Господу Вселенной. Да будет благословение и мир над теми, после которого нет пророка.
Летопись выхода предков племени нахчу из селения Нахчуван в 17 й день месяца Раджаб 63 года после хиджры, после смерти пророка, да будет над ним благословение и мир.
Из вышеупомянутого благословенного селения Нахчуван вышли три брата: Абдул-Хан, Рашид-Хан, сыновья Саида-Али-Шами, носившего титул Сейедуль Умараи Султану Салатини, жившего 100 лет и умершего- да помилует его Аллах- в Шаме..
...Из Нахчувана они ушли в Кагызман, где жили родственники отца их, в том числе дядя Газим-Гамзат.(переселение в Арзрум. Кабарду.. Аргун. Нашах.)
Шамхан умер в Нащахе. После этого в Нашахе образовалось тринадцать колен.
Я, факир Гамзат, сын Шамхана, четвертый потомок наших предков (повествую): - Аргун, сын сеида-Али, оставил свое местожительство своим братьям и перешел на жительство в Махкеты, вместе с ним перешел туда и дядя наш Фахрудин. Там они прожили десять лет, я же остался жить в Нашахе, на гале. Однажды мы с Фахрудином по уговору, пошли осматривать окрестные горы и нашли в них одно прекрасное место, покрытое лесом. Аргун поселился на этом месте и там образовался большой аул, названный Аргуном. Фахрудин не остался там, а переселился на жительство ко мне в Нашах. В то время в горах, кроме аулов Аргун (скорее всего, сел. Аргвани, так согласно хронике сел.Аргвани говорится о занятии территории охотниками, прибывшими из Чечни и об основании ими селения.)* и Карата, других не было. Тогда же пришли в Аварию (в Аварские горы) ханы Кабатийские, Суракат и Кагар (Нужно заметить впрочем что в Дагестане Суракат признается за русского князя. Там же в рукописи Арсануко оба князя называются братьям.) Суракат поселился в Аварии, а Кагар в Чир-юрте. Это было в 370 году после хиджры. (В рукописи Арсануко после имени Сураката и Кагара стоят слова: - джугут, т.е. еврейские князья, что нужно понимать как хазарские князья... Суракат был сын Суртана (Бину-Саратан- основатель нуцальства в Аварии в конце-7 века) сына Умахана, сына Прусс - шаха, сына Бакира, сына Переда, сына Тахмаза, сына Сита, сына Амира, а амир сыном Пираума. От Адама до Пирауна было 98 поколений людей. Дата 37О год, несомненно, ошибочная, что соответствует 98О году христианского летоисчисления. Суракат фактически воевал с арабами в середине - 8 века нашей эры. ..Что касается хараджа его (шамхала), который ежегодно должны были вносить райаты, и того, что полагалось с пастбищных гор, то на общество (джамаат) Карахи(Къаралал- Чародинский район) наложено пятьсот овец, на общество Кинсирухи(Кьесерухъ- Чародинский район) - триста овец (для шамхала и четыреста овец - для гирим - (шамхала); также с горы Кинсирухи(Кьесерухъ) - тысяча овец(шамхалу) и тридцать коров гирим - (шамхалу); на общество Хебелал (Лъебелал - Тляратинский район) наложено с каждого дома каждый четвертый год - по овце; на Чамалал (Ч1амалал - Цумадинский район) - пятьсот овец; на Тиндал (Т1индал - Цумадинский район) - двадцать быков; на Аршуб (Арчиб - Чародинский район) - сто тридцать овец (шамхалу) и тридцать баранов и двенадцать овец - гирим (шамхалу; на жителей Хумз(Хунзах- Хунзахский район) - семьсот баранов, семьсот кайлей пшеницы и шестьдесят кайлей меду; на жителей Андиб(Г1анди - Ботлихского) - бык и восемь кусков войлока (буртина); на город Гадариб(Кадар- Буйнакского района) и Хиркас(Аркас Буйнакского района) - половина того,что на вилайат Хумз; на жителей Тума(территория Казикумухского ханства) - по барану с каждого дома и кайл пшеницы - ему (шамхалу). А (деревня) Мичихич (территория Чечни) целиком является его владением (мульк). На жителей города Кускит (сел. Костек Хасавюртовского района) - с каждого дома по одной рыбе; (на жителей селения) Таргу (сел. Тарки) - с каждого дома по два са риса; на жителей Кабдин (сел. Губден - Карабудахкентского района) - сто баранов; на жителей Хайдака (Кайтаг) - сто семнадцать буйволов; а Джурми - также его (шамхала) владение; на жителей Усиша и Акуша (селения Акушинского района) наложено сто быков; на жителей Сирхи (Общество Сирха –Акушинскийи Дахадаевский районы) - (по одному дирхему) с каждого дома; на селение Цудахар (сел. Цудахар –Левашинского района) - пятьдесят быков; на жителей селения Хамчукат (сел. Унчукатль - Лакского района) и на К.б. к. бан (сел. Кубалю - Лакского района) - шесть ослов, (навьюченных) маслом; на жителей Зирихкерани (сел. Кубачи –Дахадаевского района)- тридцать (мер) пороху; с горы с Сунбатл(сел. Кулинского района)- пятьдесят баранов; на жителей селения ( Ирг. н- сел Ирганай(Рихьуни) унцукульского района)- по одному кайлу зерна с каждого дома; Шамхалу принадлежит (также) гора, называемая Зантаб(гора близ Ирганая),( за пользование которой платят) восемьдесят овец; на Баклулал( Бакълъулал –общество в Гумбетовский район наложено тридцать быков и тридцать ягнят; С.хри (сел.Цахур - Рутульский район) и Гулуда(село близ г. Закаталы Азербайджана) - его собственность, а двум этим селениям принадлежат две горы, с которых ежегодно полагается пятьдесят овец; на общество Рисур(общество Рис-ор- Чародинский район) и Мукрак(общество Мукракь- Чародинский район) - семьдесять баранов; (на общество Куралал(кюринцы- жители владения Кюре в Юждаге) наложено сто жеребцов и сто кобыл). Все, что упомянуто здесь, поступает ежегодно и делится между всеми потомками Хамзы и потомками Абббаса, как было заведено прежде.
Предания рассказывают: «Абу-Муслим шейх распространитель ислама прислал из Хунзаха нукеров собирать дань. Их убили в Эшхъа». И еще «Хунзахский хан прислал к нам сборщиков, но наш дибирилав шейх оскорбил их, опрокинув мерку с зерном, и сборщики были убиты. Тогда хан снарядил войско, чтобы нас покарать. Старшины Эшхъа сошлись на совет и придумали, что делать. Женщин они отправили на мужскую работу- пахать(по другому варианту их переодели в мужскую одежду). Парням велели играть в мяч на видном месте. Вооруженных мужчин выслали навстречу врагу на Бегъасоба». Хунзахцы двигались на Бахкули. Работавших женщин, как и рассчитывали старики, они приняли за мужчин и испугавшись мнимого превосходства сил, повернули обратно. Другие варианты путая эпохи и события, разноречиво называют имя хунзахского владетеля(Алихан, Уммахан, Ибрагимхан, Суракатхан), определяют эпоху как время, «когда арабы строили Дербент», и повествуют о длительной войне Эшхъа с ханом. Одна из концовок такова: «Лишь небольшое время мы платили дань Хунзаху, но отбили хана и стали вольными». О наличии древней экспансии Хунзаха в отношении Караты свидетельствует и такое показание :»нуцал грозил, что поведет на нас войска, многочисленные, как звезда в небе. Мы ему ответили- звезды скрываются при солнце, иди, все равно нас не покоришь». Приведенные данные отражают сторону военных столкновений в истории Карата.
Из других значительных событий следует назвать эпидемию и пожар. По преданиям каратинскую землю некогда охватывала заразная болезнь къавда. Люди повально заболевали и в тот же день умирали. Особенно пострадало сел. Арчо. Оттуда никого не пускали в Эшхъа, нозараза все-таки распространилась и, как говорят старики: «осталось только 7 хозяйств», но потом население снова выросло.
Так или иначе эти версии связывают эпидемию с некоторыми перемещениями людских масс с юга (из опустевших земель, ныне ахвахских) на север (в Эшхъа, Арчо и др.).
Перемещения происходили и в обратном направлении( не связываемые преданиями с периодом эпидемии)- с севера из Эшхъа на юго-запад- в Сильди, Гако, а также в недалеко расположенное от них Кеди. Причины этих перемещений объясняют так: «Наши пастбищные горы были в Цумадинском районе. Там грабили чеченцы, приходилось держать охрану, поэтому наши люди основались там на жительство».
Таким образом первоначальная целостность тухумных групп и единство их локализации нарушилось.
Очерченный нами период Эшхъа, относящийся к ранней истории Караты, хронологическому определению не поддается.
Событием более поздним, которое местные жители пробуют датировать, является пожар. Он возник на почве мести. Жители Эшхъа убили тукитинца, единственного сына вдовы. Мать убитого ночью вышла из селения Тукита, незаметно пробралась в Эшхъа, подожгла дом кровных врагов и удалилась. Проходя тайным путем, мстительница порвала одежду о колючие кусты и возвращаясь обратно, села на край отвесной скалы близ Тукита, как раз напротив загоревшейся ярким огнем Эшхъа и при свете пожара зашивала рубаху и пела торжественную песнь. «Пожар был так силен, что бараний жир в мечети растопился и потек ручьем до самой речки». Показывают место, где начался пожар. Селение выгорело до тла: «и вот после этого, единогласно подчеркивают наши рассказчики, «люди перешли в Карату», т.е. заняли основное место современного аула, следствии чего селение Эшхъа перестало быть центром, оскудело и превратилось в небольшой квартал на окраине Карата. Событие это, по вычислениям стариков, произошло около 300 лет тому назад.
Если считаться с приведенной датировкой пожара сел. Эшхъа, то новый период аула, собственно Караты, своим началом будет восходить приблизительно к середине ХУ11 в.
Наши непосредственные наблюдения не обнаружили в сел. Карата следов башен. Однако было указано место Щебелъерлълъа (этот термин имеет значение «под башнями»), из чего можно вывести заключение, что башни существовали.
В памяти стариков хранятся события первой половины 19 в. Героем рассказов является некто Малла из крупнейшего каратинского тухума Г1ак1ибай. Это был богатый и сильний человек, имевщий семь сыновей. Он (по рассказам Галбаца Дибира Шамсудинова) собирал дань с аулов каратинских, ахвахских, с Ботлиха и со всей земли до Тинди и багулалов; его называли к1к1ирдал хан и он состоял в дружбе с ханом Хунзаха и был против имама Шамиля; тогда Маллу и его сыновей убили мой дед Галбац и Халид, оба из того же тухума Г1ак1ибай; жен велели бросить в реку и пригласили в Карату Шамиля; произошло это вот так: дед мой Галбац был дибиром в Анди. Когда имам покорил андийцев, он совещался с ним, и дед мой посоветовал Шамилю то же сделать в Карата. Тогда то и был убит Малла»
Другой информатор, Расул Курмагомедов рассказал следующее: «Малла был в Карата первый человек, старшина. Его слушались все каратинские селения и соседние аварские, считая выборным старшим над собой. Ежегодно или раз в три года Малла собирал представителей селений в Арчо, как в среднем месте, и здесь выносились общие постановления. Люди боялись его. На собрании человек из аварского селения Алах молчал. Малла спросил его: «Что же ты молчишь, разве всем доволен?» Алахец ответил: «Не хочу быть ни выше, ни ниже других, потому и молчу». При Малле был установлен договор с Ибрагимханом хунзахским, чтобы тот не приходил на землю Караты. Но случилось, что хан появился все таки на наших горах вблизи Кеди. При хане было войско. Хана увидели в Сильди. В ответ на вопрос- зачем ты нарушаешь условие, хан сказал- я слез с коня у воды, чтобы помолиться. С целью заверить людей в своих добрых намерениях он устроил состязание в стрельбе с участием своих и наших, поставив в качестве приза быка. Малла дал зарок развестись с женой, если бык не будет получен Каратой., и научил наших не сразу обнаружить уменье, а предварительно раззадорить хунзахцев. В состязании победила Карата. Хан подарил нам быка и удалился. В старости Малла ослеп и столетним стариком лежал в кровати. У него был сын Турач-Али, которого тоже все боялись. В Карате жил тогда человек по имени Чинчара. В одну из дочерей этого Чинчара влюбился Турач-Али, похитил девушку и держал ее в Тукита. Однажды ишаки Чинчара шли на мельницу. Турач-Али отнял муку, отпустил ишаков. Чинчара и его родственники решили убить обидчика, но не могли напасть открыто. Он заснул в пятницу в купальне при мечети. Те подкрались, и один из них, Халид, нанес спящему удар кинжалом в живот. Раненный Турач-Али погнался, дважды ударил покушавшегося кинжалом, но Халид остался невредимым, потому что под одеждой имел кольчугу. Турач-Али умер от раны. После этого мстители убили слепого Маллу. Трое детей Турач Али были ими заперты в доме. Пленники пытались вылезти через дымоход. Тогда про них сказали- все равно из волчат вырастут волки, и лишили детей жизни». Рассказавший все это Расул Нурмагомедов считает себя и еще 6-7 человек единственными в настоящее время потомками Маллы(Он числит себя четвертым поколением Маллы и особой ветви Маллабай, входящей в состав тухума Г1ак1ибай). Рассказчик дал ряд пояснений. Чинчара принадлежал к тухуму Г1ак1ибай; Халид был его однотухумцем; потомки Чинчара по мужской линии вымерли; Галбац Дибир Щамсудинов(сообшивший первую версию предания о Малле)- сын дочери Чинчара. Его дядя Галбац был наибом Шамиля, назначенным в Карату по рекомендации Халида; Маллу убил Халид, а Галбац- дед, был может быть только сообщником. Дата убийства Маллы по родословным счислениям относится к тридцатым годам Х1Х века.
Приведенные рассказы как бы дополняют друг друга. Версия Галбаца- Дибира Шамсудинова оттеняет «внешне политическую» ситуацию, версия Расула Нурмагомедова в большей степени «внутренне каратинскую». Вражда и убийство разыгрались в пределах одного тухума. Малла не хан, а тухумный старшина, распространивший влияние на целый участок, противник режима Шамиля.
Карата в свою очередь стала одним из опорных пунктов Шамиля. Жители до сих пор вспоминают, что здесь был артиллерийский склад, устроенный Шамилем. Они также показывают надгробный памятник на могиле, где был погребен сын Шамиля Джамал-Эддин. Показывают и дом, где жил Шамиль и члены его семьи. Другой дом, построенный, как говорят, для себя Шамилем, он по преданиям, сжег перед уходом в Гуниб от преследования Барятинского. В сел.Карата находился стан имама. У Козубского приводятся аналогичные сведения относительно существования здесь при Шамиле артиллерийского склада и того, что в Карата жил, умер и погребен Джамал-Эддин. Вместе с тем в с. Карата была резиденция наследника Шамиля Кази-Магомы. Барятинский вступил сюда 8-го августа 1959 года.
Наряду с друзьями у Шамиля в Карата были враги из родственников людей, подвергнутых Шамилем репрессии.
Теперь перенесемся в с. Арчо, прекрасно видное из Караты(отстоящее отсюда в 3-4 км) и прежде всего обращающее на себя внимание стратегически выгодным, с точки зрения прошлой истории, расположением. Арчоевцы- это уже другая группа описываемого народа. Между ними и жителями Карата существуют взаимные противопоставления и различия в говорах. Вместе с тем, налицо и родственность. Один из ее показателей- предание, говорящее о том, что после эпидемии «в Арчо осталось 7 хозяйств» и это тогда многие перешли сюда на жительство из с. Карата и остались с арчоевцами. По распространенному мнению до эпидемии Арчо было самым крупным поселением каратиской земли и вместе с тем одним из наиболее старинных в Дагестане, стоящим в одном ряду с аулами Тануси и Иргвани. В отличии от Карата этот аул предание считает расположенным издревле там, где он находится ныне, не выявляя картины предыдущей расчлененности на отдельные поселки в окрестностях. В с. Арчо имелись общественные оборонительные башни. Остатки последней были разобраны года три тому назад. Старейшая часть аула- Верхний квартал, расположенный на скалах и склонах. Некогда вход в этот квартал замыкали ворота. Здесь жили как рассказывают «семь братьев», которые как водится «командовали аулом и районом». При Шамиле их род был истреблен. В эпоху Шамиля сел.Арчо входило в число опорных пунктов имама в Западном Дагестане. На кладбище показывают могилу наиба Шамиля Нур-Магомы арчоевского из тухума Ханзалал, каковой до сего времени считается самым «авторитетным».
Недалеко от сел. Арчо и Анчик расположен поселок Рачаболда, входящий в арчоевский сельсовет. С именем названного поселка связано происхождение каратинской колонии в Гумбетовском районе, о чем в имеющейся литературе есть кое-какие скудные сведения ( говорящие о местных рассказах относительно основания каратинами в первой половине ХУ111 в. при одном из походов на Гумбет аула Сиух). Приведем данные, записанные нами в селениях Арчо и Карата, в удобствах изложения именуя переселенцев «сиухцами». Первоначальное местожительства сиухцев было в местности Мугьи, там, где теперь поселок Рачаболда и его окрестности, близ сел. Анчик. Эти люди были богатые и воинственные и издевались постоянно над соседями. Они имели хорошие военные укрепления. Тогда Анчихцы, рацитлинцы и инхелойцы устроили заговор. Нарядили женщину в медвежью шкуру и велели ей издали показаться «сиухцам». Те подумали, что это настоящий медведь и погнались за ним. Союзники немедленно вошли в опустевший «сиухский « аул и воспользовавшись отсутствием мужчин, сожгли его. После этого события «сиухцам» пришлось покинуть свою землю и переселиться в Гумбет, где они основали Рачавул Сивухъ. Небольшое их количество осталось. Потомки оставшихся населяют современный поселок Рачаболда.
Сходный вариант повествует: «Эти люди были грабителями. Окружающему народу они надоели. Одна женщина, сына которого они убили, собрала отряд мужчин, одела медвежью шкуру и подошла к табуну ишаков, который принадлежал им. Пастух испугался и поднял тревогу. Ихние люди бросились за мнимым медведем, а наш отряд занял аул. Им было объявлено: уходите или убьем вас. Они ушли в Гумбет»
Cоглашение Тиндинцев и Калалальцев (начало 18 века)
«Это разъяснение на будущее. Войска Тиндинцев(т1индал) и Калалальцев(к1к1алалал) малый из них и большой согласились быть в радости и горе как бы одним войском и не расходиться, если даже между ними произойдут убийство и смута.
Если между ними будут иметь место долг, засвидетельствованный гостем или признанный должником то ишкиль производить не будут. Взыщут же долг, отправив шурата (полицейского) как то взыскивается в селении. Если кто либо произведет ишкиль, то на него будет наложен один баран стоимостью в две овцы.
Они договорились также - местность Саситли будет, принадлежат войску Тиндинцев, если пресекется насл (потомство) султанов из Кеди и Саситли. Местность же Кеди, Сильди и Гакко будут принадлежать Калалальцам также, если они (султаны) пресекутся.
Если одно из этих войско отделится от другого первым, то на отделившееся первым будет наложено семьдесять коров в пользу того, которое не отделилось.
Свидетельствовали этому-
Каратинский кади-ТИТАЛАВ
Писавший эти слова Тиндинский кади - Хаджимухамадали
Анчихский кади - Табакилав
Тиндинцы - ХАДЖИ АБУБАКАР, МУХАМАД сын ИХАКУ, МУХАМАД ДАНКА, МУХАМАД сын ХАДЖИЯВА, АНДЖУЛАВ и МУХАМАД сын ТЛУБУ.
Каратинцы - МАЛАЧИ, КУРУ, ЮСУФ и КУРБАНМАГОМЕД сын ИСМАИЛА.
Кади сел. Гаквари. ШАМХАЛ Арчоевский.ИСАЛАЛИЛ Кединский.И другие.
( В 1748 году при Каратинской мечети преподавательской деятельностью занимался знающий имам Мухамад сын Титалава ал Карата, обучаясь у него Мехельтинский Мухамадали сын Мухамада переписал «тавсил» известный как «Джалал».. Рукопись находится у Сулейманова М. А. в с. Мехельта)»
КОПИЯ в записи Мухамада Инквачилава.
( Этот документ интересен, как первый каратинский международный государственно-правовой документ)*.
В книге Х.Хашаева «Общественный строй Дагестана в 19 веке». Москва 1961 г. сообщается - «Османов Аббас, 70 лет, из сел. Кидиб, в августе 1953 года рассказал нам, что в центре сел. Кидиб до настоящего времени сохранились развалины домов, принадлежавших последним кидинским бекам, которых называли «алдамилал» по имени одного из них - Алдама. Алдам был, по преданию, седьмым потомком аварских нуцалов. В этом же районе старик Карагиши рассказал нам, что далекие предки его были выходцами из аварского ханского дома, жили в Ункратле, в сел. Кидиб, что они происходят из фамилии алигиличинцев; в 40-х годах 19 века все взрослые члены семей беков были в их собственном доме сожжены мюридами, спаслось только несколько малолетних детей, которые были взяты на воспитание жителями других селений.
.. В селениях Киди и Саситль жили беки по фамилии Алдамилал, которые владели двумя пастбищными горами под названием Эчеда - меэр и Тулдух- меэр. Это подтверждается заявлением Алдамишвили, потомка одного из уцелевших беков фамилии Алдамилал, поданным на имя царя в 1871 г., в котором от просит возвратить ему имения, отобранные при мюридизме. Официальная справка, составленная по поводу его заявления, гласит: «Фамилия кидинских беков –Алдамишвили; выходцы из Аравии, а по другим сказаниям ведут род от грузинских князей Караловых. До 1844 г. кидинские беки не хотели признавать над собою власть Шамиля и не приставали к мюридизму. Шамиль, желая наказать беков, окружил в том году сел. Киди, истребил большую часть его жителей: горы и земли, принадлежавшие кидинцам, причислил к байтульмальским (собственность казны имама) После покорения Дагестана земли эти взяты в казну… Кидинские беки составляли в Дагестане враждебный элемент мюридизму и современи покорения Дагестана во всех случаях оказывали свою преданность правительству, в особенности во время бывшего возмущения в том обществе осенью 1871 г., когда они первыми вышли с оружием для подавления мятежа»
В книге А.Руновского «Записки о Шамиле» касательно гор Ункратля, принадлежащим Каратинскому обществу сообщаются следующие сведения.
«Свинцовые пули переливались из русских, добывавшихся таким же способом, каким добывался чугун для ядер. Кроме того, Шамиль разрешил покупку свинца у мирных горцев, - конечно, тайным образом. Но зато он запретил добывать свинец, содержащийся в одной из гор Ункратля. Причину этого он объяснил мне по поводу предложенного мною вопроса: справедлив ли слух, доходивший до меня в бытность на Кавказе, что будто, в одно время, в его горах нашли серебросвинцовую руду: но когда ему сказали о ней, то он запретил не только разрабаты-вать ее, но даже говорить об ее существовании, из опасения, чтобы слух о том не дошел до Русских и не побудил бы их, к каким нибудь энерги-ческим против него действиям?
Вот ответ Шамиля:- Слух о присутствии в горах серебра ходил в народе давно, когда Шамилю принесли кусочек свинцовой руды, и он, заметив в ней присутствие серебра, велел привезти к себе несколько вьюков руды, чтоб иметь возможность судить о факте с большею вероятностью. Удостоверившись чрез плавку, в действительном существовании металла. Шамиль тотчас же запретил разрабатывать руду, - но не для того, однако, чтобы скрыть ее от русских,а собственно потому, что у горцев не было ни средств к обработке, ни уменья, а глав-ное, чтоб народ не употребил бы во зло дозволения свободно разрабатывать руду и, бросившись с жаром на это дело,не оставил бы для него защиты края и хлебопашества.... В устранении всяких недоразумений по поводу разработки серебра (водворение в народе роскоши), Шамиль запретил брать и свинец.
В заключении, собеседник мой упомянул о бестолковщине, существующей в Дагестане, относительно названий различных местностей. И, действительно, очень может случиться, что не узнаешь названия нужного пункта даже и в то время, когда дойдешь до него. Так. Например, гора, в которой содержится серебросвинцовая руда, называется Хонотль-даг, по имени деревни Хонотль, расположенной с одной стороны горы именно со стороны Дарго. Так называют ее сам Шамиль и все горцы, живущие по эту сторону Хонотли. Между тем Хад жио и сын Шамиля Гази-Магомед зовут ее Кхеды-меэр, по имени деревни Кхеды, расположенной с противоположной стороны от Карата».Завещаниеаварского нуцала Андуника –(1485г.)
«Завещание Андуника, сына Ибрагима, владетеля территории Авар, почтенного, великого владетеля силы, побед и мощи, своему племяннику Булачу-нуцалу, владетелю территории Авар. Да направит всевышний бог его на верный путь.
О, мой племянник, возьмика ключи Авар в свои руки, первые ключи Алигиличинцев, вторые - дженгутайских владетелей, третьи –гумбетовских владетелей, четвертые- владетелей Анди, пятые- каратинцев, шестые- батлухцев, седьмые- хучадинцев и Семиземелья.
Если ты возьмешь указанные ключи в свои руки, то соль, мед, виноград, железо, рыба, и остальное все, в чем человек нуждается у тебя и в твоем распоряжении. А иначе все от тебя и твоего народа убежит.
Затем обрати внимание на границы земель, которыми владели твои предки, управляй так, как они управляли. Первая граница со стороны запада-это Миясугатан (По версии Магомедова Д.М.-буквально Миясу часовня в научном обороте, без научного языкового анализа предполагают с. Миарсо Ботлихского района, хотя этот топоним не имеет никакого отношения с современным селением Миарсо, который образовался в более поздний период, примерно в 17 веке из переселенцев из сел. Ботлих. По мнению М.А.Агларова западная граница остается неопределенной так как в документе не указано место расположения, часовни. По имеющейся версии эта часовня может быть и христианская церковь, расположенная на вершине горы над селом Хунзах со стороны запада. Здесь необходимо учесть, что гора «Талакъеро», расположенная на востоке от каратинского общества и с запада от Хунзаха принадлежала до 15 века каратинцам)*, вторая - со стороны востока из середины аула Гоцатль, третья со стороны юга, от Хучада до Голотлинского моста, четвертая - со стороны севера от Салагоры до Таргу.
Затем обрати внимание на свидетельство наших почтенных предков о численности мужей в Дагестане. В нем 260 тысяч человек,из них 60 тысяч табасаранского, 30 тысяч хайдакского,100 тысяч человек от войска кумухского падишаха, 40 тысяч человек войска нуцала и они храбрее всех.
Мой племянник, постарайся преодолеть эти границы и не уступай чужому даже пяди твоей земли,если ты являешся владетелем,подобно твоим храбрым предкам».
Запись произвел кади Али- Мирза из Анди в 1485 году.
Подати Шамхалу Казикумухскому. Согласно «Перечню», указанному в документе, дань платили почти все народы Дагестана и Чечни. Однако нет данных об оплачиваемой каратинцами. Хунзахцы в это время до 15 века платили 700 баранов, 700 саб пшеницы и 60 ульев меду, Чамалал-500 овец в год, Тинди- 20 быков, Анди-1 бык и 8 бурок, Арчиб (сел. Арчиб Чародинского района, всегда находившееся в подчинении Казикумухских ханов)-130 овцематок (иногда умышленно путают с с. Арчо относившегося к каратинскому обществу, которое не платило и не могло платить).*
«Перечень податей, взимаемых Умма-ханом с жителей селений Аварского ханства». Не позже 1801г.
Рук. Фонд. ИИЯЛ Даг.филиала АН СССР д.2195 перевод с арабского..
...С жителей Токита полагалась дань больше, чем с вышеуказанных аулов, а именно: по одной мерке голого ячменя, овца и ягненок, две мерки с каждого, кто имел двух сыновей, затем Султан Ахмедхан освободил их от этого, когда он примирился с Сурхайханом. Жители вышеупомянутых четырех аулов, а именно: - Цолода, Энгердах, Местерух и Токита обязаны были косить траву в местности Тобот. (Султан Ахмедхан был низложен в 1819 году и вместо него назначен Сурхай, он определенное время не мог поселиться в Хунзахе в связи с расколом в хунзахском обществе, а тукитинцы поддерживали Сурхай-хана.)*
Согласно «Свода законов хана Аварского Умма-хана справедливого» в перечне дани и подданных не проходят каратинцы, кроме сел. Тукита и Нижнее- Инхело, которые в то время не входили в Каралальскую республику. Платили дань ахвахцы, андийцы, ботлихцы, также селения Акнада и Ангида, входившие в Тиндинскую республику. Плата их, по виду и количеству, была символическая.
Тиндинцы после союза заключенного с калалальцами также освободились от притязаний казикумухцев, гидатлинцев и хунзахцев.
Первые сведения о Ботлихе относятся к началу 17 века. Об этом свидетельствует следующая запись в конце переписанной книги «Мингадт» на арабском языке, в которой собраны все шариатские нормы о наказаниях и преступлениях: «Закончена переписка настоящего экземпляра книги от рук грешного, беспомощного раба божьего, нуждающегося в его милосердии и прощении Асхаба-бину-Хусейна в мадрасе кадия Омара-бину-Хаджи... в ауле Ботлих подвластном нуцалу, в 1027 г. хиджры»(1618г.). Запись интересна тем, что подтверждает утверждение здесь ислама в 16 веке и о том, что общество Технуцал находилось в зависимости от аварских нуцалов.
Авар автономиялъул Хасавюрталда тIобитIараб данделъи ккола авар халкъ дагъистаналъул халкъ гьеч1еблъи. Г1урусазул законазда рекъон гьединаб къокъаб автономия кьола национальные меньшинства - юридический статус бугел халкъазда- азербайджаназда, китаязда, армяназда- жидерго х1укумат бугел чияр ракьалдасса рач1арал халкъал, жалго т1аг1ич1ого чияр ракьалда ч1аго ххут1изе суал лъун цолъизе Россиялъ ихтияр кьун ругезда. Нужеца нужерго -коренной титульный халкъалъул суверенный статус босич1о, гьиллаги ккола этно-кланалъе хъулухъал швезе. Нужода гьоркьов унго-унгояб бац1адаб х1алт1и гьабизе къват1и вахъарав чи ватанани ц1але: 1. Конституция РФ ст.3; 69. 2. Постановление Правительства РФ от 24 марта 2000 г. N 255 "О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации" /Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации
Постановление Правительства РФ от 24 марта 2000 г. N 255 "О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации"
(информация об изменениях )
C изменениями и дополнениями по 26 декабря 2011 г.
Во исполнение Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемый Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации (далее именуется - Единый перечень), подготовленный Министерством по делам федерации и национальностей Российской Федерации на основании предложений органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых эти народы проживают.
2. Правительству Республики Дагестан подготовить и представить в Государственный Совет Республики Дагестан предложения о проживающих на территории Республики коренных малочисленных народах для последующего включения их в Единый перечень.
3. Установить, что изменения и дополнения в Единый перечень вносятся Правительством Российской Федерации по предложению Министерства по делам федерации и национальностей Российской Федерации на основании представлений органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых проживают коренные малочисленные народы Российской Федерации.
24 марта 2000 г.N 255
Информация об изменениях:Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. N 1145 в настоящий Единый перечень внесены изменения
Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 24 марта 2000 г. N 255)
(информация об изменениях )
СогласнопостановлениюПравительства РФ от 28 марта 2001 г. N 236 Перечень коренных малочисленных народов Республики Дагестан, утвержденныйпостановлениемГосударственного Совета Республики Дагестан от 18 октября 2000 г. N 191, считается частью настоящего Единого перечня
Наименование коренных малочисленных народов Российской Федерации Наименование субъектов Российской Федерации, на территориях которых проживают коренные малочисленные народы Российской Федерации Абазины Карачаево-Черкесская Республика Алеуты Камчатский край Алюторцы Камчатский край Бесермяне Удмуртская Республика Вепсы Республика Карелия, Ленинградская область, Вологодская область Водь Ленинградская область Долганы Красноярский край, Республика Саха (Якутия) Ижорцы Ленинградская область Ительмены Камчатский край, Магаданская область Камчадалы Камчатский край Кереки Чукотский автономный округ Кеты Красноярский край Коряки Камчатский край, Чукотский автономный округ, Магаданская область Кумандинцы Алтайский край, Республика Алтай, Кемеровская область Манси Ханты-Мансийский автономный округ, районы Тюменской области, Свердловская область, Республика Коми Нагайбаки Челябинская область Нанайцы Хабаровский край, Приморский край, Сахалинская область Нганасаны Красноярский край Негидальцы Хабаровский край Ненцы Ямало-Ненецкий автономный округ, Ненецкий автономный округ, районы Архангельской области, Красноярский край, Ханты-Мансийский автономный округ, Республика Коми Нивхи Хабаровский край, Сахалинская область Ороки (ульта) Сахалинская область Орочи Хабаровский край Саамы Мурманская область Селькупы Ямало-Ненецкий автономный округ, районы Тюменской области, Томская область, Красноярский край Сету (сето) Псковская область Сойоты Республика Бурятия Тазы Приморский край Теленгиты Республика Алтай Телеуты Кемеровская область Тофалары (тофа) Иркутская область Тубалары Республика Алтай Тувинцы-тоджинцы Республика Тыва Удэгейцы Приморский край, Хабаровский край Ульчи Хабаровский край Ханты Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ, районы Тюменской области, Томская область, Республика Коми Челканцы Республика Алтай Чуванцы Чукотский автономный округ, Магаданская область Чукчи Чукотский автономный округ, Камчатский край, Республика Саха (Якутия) Чулымцы Томская область, Красноярский край Шапсуги Краснодарский край Шорцы Кемеровская область, Республика Хакасия, Республика Алтай Эвенки Республика Саха (Якутия), Красноярский край, Хабаровский край, Амурская область, Сахалинская область, Республика Бурятия, Иркутская область, Забайкальский край, Томская область, Тюменская область Эвены (ламуты) Республика Саха (Якутия), Хабаровский край, Магаданская область, Чукотский автономный округ, Камчатский край Энцы Красноярский край Эскимосы Чукотский автономный округ, Камчатский край Юкагиры Республика Саха (Якутия), Магаданская область
Примечание. Наименования субъектов Российской Федерации приведены построчно, в порядке убывания численности каждого народа, проживающего на соответствующих территориях.
В России взят курс на унитаризацию, авторитарный режим с иммитационной демократией, федерация уничтожена. Ежегодно Государственная Дума Федерального Собрания РФ утверждает бюджет страны, формируемый из различных источников, в том числе и за счет реализации природных ресурсов – богатств России. Вместе с тем, согласно Конституции, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народа. Это есть экономическая основа обеспечения качества жизни гражданина согласно ст. 2 и ст. 3 п.1,2 Конституции Российской Федерации. Она гарантирует и подтверждает, что каждый из нас имеет право на получение доли или процента отношения консолидации федерального бюджета Российской Федерации.
Однако, богатствами Российской Федерации, по факту распоряжаются только органы государственной власти и местного самоуправления, без непосредственного участия коренных народов, без учета интересов большинства граждан. Носитель суверенитета власти – коренные народы и гражданин, так и не реализует свое право на пользование и распоряжение принадлежащими им, согласно Конституцией Российской Федерации, богатствами государства. Механизм реализации этого права до сих пор не разработан.
Необходим механизм, который обеспечит непосредственную реализацию народами Российской Федерации своей нормы права в качестве хозяина, являющегося единственным источником власти.
Поскольку права Российской Федерации носят заявительную форму, наша первоочередная задача – провести съезды коренных народов Дагестана и заявить свои права, чтопо юридической силе приравнивается к референдуму – высшей форме выражения непосредственной власти народа России, и станет законным основанием для выполнения всех необходимых действий со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления по обеспечению нам – гражданам, нашей нормы права.
Власть в РФ согласно конституции принадлежит народу. А органы гос.власти — это опосредованная форма осуществления населением своей власти. Органы гос.власти наделены властью только до тех пор, пока народ, каждый гражданин это право им делегирует. Чиновники — промежуточное звено в реализации власти — себя дискредитировали. Читаем конституцию, комментарии к ней, и учимся реализовывать свою власть непосредственно
Надо получить статус коренного народа, быть гражданином, реализовывать свои права прежде всего самостоятельно, активно, не поддаваться на предлагаемую подчас неверную ролевую модель отношений с чиновниками, исполнительными — да и другими — органами власти. Это первое и главное. Надо добиваться изменения государства в сторону большей открытости, гласности, подотчетности.
Итак, где же взять нужную информацию? Во-первых, если вы еще не купили себе Конституцию РФ, вам поможет Интернет! Вот текст этого замечательного документа, Закона прямого действия, Основного Закона Российской Федерации: http://www.constitution.ru
Принята Конференцией ООН по окружающей среде и развитию, Рио-де-Жанейро, 3–14 июня 1992 года
Раздел III. Укрепление роли основных групп населения
Глава 26. Признание и укрепление роли коренных народов и местных общин
Программные области
Основа для деятельности
26.1. Для коренных народов и местных общин характерна историческая привязанность к своим землям; как правило, их представители являются потомками исконных жителей таких земель. В контексте настоящей главы понятие «земли» охватывает также окружающую среду территорий, на которых традиционно проживают соответствующие народы. Коренные народы и местные общины составляют существенный процент общего населения планеты. На протяжении многих лет формировались и передавались из поколения в поколение целостные традиционные научные представления об их землях, природных ресурсах и окружающей среде. Коренные народы и местные общины должны в полной мере пользоваться правами человека и основными свободами, не сталкиваясь при этом с какими-либо препятствиями или дискриминацией. К сожалению, под воздействием факторов экономического, социального и исторического характера складывается тенденция к ограничению возможностей их полноценного участия в деятельности по обеспечению устойчивого развития на собственных землях. Принимая во внимание взаимосвязь между состоянием природной среды и устойчивым развитием и культурным, социальным, экономическим и физическим благополучием коренных народов, в рамках национальных и международных усилий по обеспечению экологически безопасного и устойчивого развития необходимо уделять должное внимание и содействовать повышению роли коренных народов и местных общин, а также признавать и укреплять эту роль.
26.2. Некоторые из задач, решению которых посвящены цели и мероприятия данной программной области, уже изложены в таких международно-правовых документах, как Конвенция о коренных народах и племенах (# 169) МОТ, и включаются в проект всеобщей декларации о правах коренных народов, который готовится Рабочей группой Организации Объединенных Наций по коренному населению. Проведение Международного года коренных народов мира (1993 год), провозглашенного Генеральной Ассамблеей в ее резолюции 45/164 от 18 декабря 1990 года, представляет своевременную возможность для дальнейшей мобилизации международной технической и финансовой помощи.
Цели
26.3. Правительствам при всестороннем сотрудничестве с коренными народами и, где это представляется целесообразным, межправительственными организациями следует направлять свои усилия на достижение следующих целей:
a) положить начало процессу повышения роли коренных народов путем осуществления ряда мер, включая:
i) принятие или укрепление соответствующей политики и/или правовых документов на национальном уровне;
ii) признание необходимости защиты земель коренных народов от видов деятельности, являющихся экологически небезопасными или, по мнению затрагиваемых коренных народов, неприемлемыми в социальном и культурном плане;
iii) признание значимости их ценностей, традиционных знаний и методов рационального использования природных ресурсов в целях содействия обеспечению экологически безопасного и устойчивого развития;
iv) признание того, что традиционная и прямая зависимость от возобновляемых ресурсов, включая получение устойчивых урожаев, по-прежнему сохраняет свою существенную значимость для обеспечения культурного, экономического и физического благополучия коренных народов и местных общин;
v) создание и укрепление национальных механизмов по урегулированию споров в связи с заселением земель и вопросами, касающимися рационального использования ресурсов;
vi) поддержка альтернативных экологически обоснованных методов производства с целью обеспечить многовариантность выбора способов повышения качества их жизни, с тем чтобы они получили возможность эффективно участвовать в обеспечении устойчивого развития;
vii) активизация деятельности по укреплению потенциала местных общин на основе освоения традиционных знаний, представлений и методов рационального использования ресурсов, а также обмена ими, с тем чтобы обеспечить устойчивое развитие этих общин;
b) создавать, по мере необходимости, механизмы в целях укрепления активного участия коренных народов и местных общин в разработке на национальном уровне политики, законов и программ, связанных с рациональным использованием природных ресурсов и другими процессами в области развития, которые могут оказывать на них воздействие, и обеспечения более активного выдвижения ими предложений, касающихся такой политики и программ;
c) вовлекать коренные народы и местные общины на национальном и местном уровнях в процесс осуществления стратегии в области рационального использования и сохранения природных ресурсов и других соответствующих программ, реализуемых в целях содействия осуществлению стратегий обеспечения устойчивого развития, в частности стратегий, предложенных в других программных областях Повестки дня на ХХI век.
Деятельность
26.4. Некоторые коренные народы и местные общины, возможно, испытывают потребность в упрочении, в соответствии с национальным законодательством, контроля над собственными землями, обеспечении более самостоятельного использования своих ресурсов, расширении участия в принятии затрагивающих их решений в области развития, включая, где это представляется целесообразным, участие в создании охраняемых территорий или управлении ими. Ниже приводится ряд конкретных мер, которые могли бы принимать правительства:
a) рассмотреть вопрос о ратификации и применении на практике существующих международных конвенций, касающихся коренных народов и местных общин (там, где это еще не сделано), и поддержать принятие Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций декларации о правах коренных народов;
b) принять или укрепить соответствующую политику и/или правовые документы, которые обеспечивали бы защиту интеллектуальной и культурной собственности коренных народов и их право на сохранение основанных на местных обычаях и сложившихся в области управления систем и порядков.
26.5. Организациям системы Организации Объединенных Наций и другим международным организациям, занимающимся вопросами развития и финансирования, а также правительствам следует, опираясь на активное участие коренных народов и местных общин, в случае необходимости, принимать следующие меры по обеспечению, в частности, учета ценностей, взглядов и знаний коренных народов, включая уникальный вклад женской части коренного населения, в деятельности по рациональному использованию природных ресурсов, в также в рамках способных влиять на положение этих народов политики и программ в других областях:
a) назначить в каждой международной организации сотрудника по координации и обеспечить проведение ежегодных межорганизационных координационных совещаний в консультации с правительствами и организациями коренного населения, по мере необходимости, и разработать для учреждений, занимающихся оперативной деятельностью, как внутреннюю, так и межучрежденческую процедуру оказания содействия правительствам в обеспечении согласованного и скоординированного учета взглядов коренных народов при разработке и осуществлении соответствующей политики и программ. Согласно этой процедуре коренные народы и местные общины должны получать информацию и привлекаться к консультациям, а также иметь доступ к участию в выработке решений на национальном уровне, особенно в том, что касается совместных усилий в региональном и международном масштабе. Кроме того, необходимо, чтобы в этой политике и программах находили всестороннее отражение стратегии, основанные на инициативах коренного населения;
b) предоставлять техническую и финансовую помощь на осуществление программ по укреплению потенциала в целях оказания содействия в достижении устойчивого самостоятельного развития коренных народов и местных общин;
c) укреплять программы в научно-исследовательской области и в области образования, направленные на:
i) обеспечение более глубокого понимания знаний и опыта коренных народов в области охраны и рационального использования окружающей среды и их применение для решения современных задач развития;
ii) повышение эффективности применяемых коренными народами систем использования природных ресурсов, например путем внедрения и распространения подходящих новых технологий;
d) сотрудничать с коренными народами и местными общинами в осуществлении стратегий в области рационального использования и сохранения природных ресурсов (например, таких, которые могут быть разработаны в рамках соответствующих проектов, финансируемых в рамках Глобального экологического фонда и Плана действий в области тропического лесоводства) и в других программных областях Повестки дня на ХХI век, включая программы по сбору, анализу и использованию данных и другой информации в целях содействия реализации проектов по обеспечению устойчивого развития.
26.6. Правительствам на основе всестороннего сотрудничества с коренными народами и местными общинами, по мере необходимости, следует:
a) создавать или укреплять национальные механизмы консультаций с коренными народами и местными общинами в целях учета их потребностей, а также их ценностей и традиционных и других знаний и практики в национальной политике и программах в области рационального использования и охраны природных ресурсов и других затрагивающих их программах в области развития;
b) сотрудничать, по мере необходимости, на региональном уровне в решении общих проблем коренных народов в целях обеспечения признания и укрепления их роли в обеспечении устойчивого развития.
Средства осуществления
а) Финансирование и оценка расходов
26.7. По оценкам секретариата Конференции, среднегодовая общая сумма расходов (1993–2000 годы) на осуществление мероприятий в рамках этой программы составит около 3 млн. долл. США, предоставляемых на безвозмездной или льготной основе. Эта смета расходов носит лишь ориентировочный и приближенный характер и еще не рассматривалась правительствами. Фактические расходы и условия финансирования, в том числе любое предоставление средств на коммерческих условиях, будет зависеть, помимо прочего, от конкретных стратегий и программ, решение об осуществлении которых будет принято правительствами.
b) Правовая и административная система
26.8. Правительствам в сотрудничестве с соответствующими коренными народами следует закрепить в законодательстве каждой страны права и обязанности коренных народов и их общин с учетом конкретной ситуации в каждой стране. Развивающимся странам, возможно, потребуется техническая помощь для осуществления этой деятельности.
с) Развитие людских ресурсов
9. Международным учреждениям по вопросам развития и правительствам следует выделять финансовые и иные ресурсы на образование и профессиональную подготовку представителей коренных народов и их общин в целях расширения их возможностей по достижению устойчивого самостоятельного развития, а также для обеспечения вклада в процесс достижения устойчивого и справедливого развития на национальном уровне и участия в нем. Особое внимание следует уделять укреплению роли женщин — представительниц коренных народов.
Когда достигнет аварская "элита" до уровня своих братьев лезгин? Вопрос – предусматривает ли Рабочая группа комитета Государственной Думы по делам национальностей «О внесении изменений в Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» №42057-6 (см. сайт комитета http://www.komitet2-4.km.duma.gov.ru/.) внесение изменений касательно абзаца 3 п.1 статьи 1, т.е. привести Республику Дагестан в правовое русло Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации». Или другими словами, после внесенных Комитетом по делам национальностей Государственной Думы изменений в Закон, окажутся ли в Едином перечне РД и РФ более 14 действительно коренных и действительно малочисленных народов, проживающих тысячелетиями в Дагестане, которые не вошли в состав «конституционных народов Дагестана» из - за постановления Государственного Совета РД от 18.10.2000 г. № 191 «О коренных малочисленных народах Республики Дагестан», или они и далее будут, юридически считаться, «мертвыми» народами, существование которых в упор не видят власти РД и РФ?
С уважением президент фонда «Лезгины» М. А. Алимов
Резолюция
Чрезвычайного съезда коренных малочисленных народов Дагестана
г. Москва, октябрь 2012 год
Мы, делегаты Чрезвычайного Съезда коренных малочисленных народов Дагестана, заслушав доклад Оргкомитета, выступления делегатов и участников съезда ОТМЕЧАЕМ, что в Дагестане не реализуются положения Конституции Российской Федерации о гарантиях прав коренных малочисленных народов Дагестана на из суверенные титульные права коренных народов, приоритетное пользование территориями традиционного природользования с учетом культуры, обычаев и традиций в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также положениями федерального законодательства.
В последнее время в Российской Федерации, как на федеральном, так и на региональном уровнях, принимаются законы и нормативно-правовые акты, игнорирующие правовое положение коренных малочисленных народов Дагестана. Самовольный захват и использование территорий традиционного природопользования транснациональными и российскими компаниями, в сговоре с руководством России и этнокланового Дагестана, без осознанного согласия коренных народов, не способствует устойчивому и самодостаточному развитию общин наших народов.
Инициативы Правительства Российской Федерации по освоению Каспийского шельфа, по добыче углеводородного сырья, строительство ГЭС «ОАО «Русгидро», поддержке деятельности развития курортно-рекреационных кластеров, носят дискриминационный, антигосударственный характер и направлены на недобросовестную конкуренцию в интересах крупного олигархического бизнеса России.
Несмотря на то, что Конституции РФ и РД закрепляют особый статус, «Учитывая уникальность Дагестана», в настоящее время в Республике отсутствуют федеральный закон и законы Дагестана, устанавливающие каждому коренному малочисленному народу статус коренного народа, а также особый статус их административно-территориальных единиц.
РЕШИЛИ:
• Поддержать обращения лидеров организаций коренных малочисленных народов Дагестана к Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации;
• Сформировать Рабочую группу из представителей ассоциаций, общин и представителей коренных малочисленных народов Дагестана для участия совместно с представителями органов государственной власти Российской Федерации и Дагестана в реализации решений по вопросам, поставленным делегатами настоящего съезда и осуществления контроля за исполнением этих решений;
• Поручить данной Рабочей группе, в случае необходимости, поставить вопрос о продолжении работы 1-го Чрезвычайного съезда коренных малочисленных народов Дагестана и проведении акций, направленных на реализацию предложений, высказанных делегатами съезда;
ОБРАТИТЬСЯ:
К Президенту Российской Федерации, к Председателю Правительства Российской Федерации со следующими предложениями:
Начать законодательный процесс получения всеми коренными малочисленными народами Дагестана статуса:
- коренных малочисленных народов России;
- общин коренных малочисленных народов России;
-родных языков коренных малочисленных народов, с правом получения образования на родных языках;
- мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации муниципальными районами коренных малочисленных народов Дагестана с включением их в соответствующий Перечень;
- общин коренных малочисленных народов Дагестана социально-ориентированных НКО с включением их в соответствующие перечни, согласно ФЗ о некоммерческих организациях.
2. Поручить Генеральной Прокуратуре РФ рассмотреть законность действий и принятых решений федеральных и региональных органов власти в части нарушения статусных прав коренных народов Дагестана, традиционного природопользования коренных малочисленных народов Дагестана и регулирования традиционной, хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов и их общин на предмет нарушений Конституции РФ, Федеральных законов и дать им надлежащую оценку, определить меры по предотвращению незаконных действий в отношении коренных малочисленных народов Дагестана.
3. Обязать на основании ст.8 ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" от 30.04.1999 г. № 82-ФЗ органы государственной власти всех уровней учитывать предложения малочисленных народов Дагестана при принятии решений по вопросам устойчивого развития коренных малочисленных народов, защиты исконной среды обитания, традиционного образа жизни и традиционной хозяйственной деятельности.
4. Обязать органы государственной власти Дагестана принять действенные меры по обеспечению устойчивого развития коренных малочисленных народов Дагестана и их общин.
5. Инициировать принятие Федерального закона "Об особом статусе автономных округов и национальных муниципальных районов при их вхождении в состав субъектов РФ".
6. Рассмотреть вопрос о включении этнографического туризма в Перечень видов традиционной хозяйственной деятельности общин коренных малочисленных народов Дагестана.
9. Создать на федеральном уровне специализированный орган, осуществляющий государственную политику в отношении коренных малочисленных народов Дагестана.
В Конституционный Суд Российской Федерации:
1. Провести юридическую экспертизу действующих законов РФ и нормативно-правовых актов регулирующих правоотношения государственных в части обеспечения традиционного образа жизни КМНД и осуществления традиционной хозяйственной деятельности КМНД и их общин на предмет их соответствия Конституции РФ и нормам федерального законодательства, гарантирующим права коренных малочисленных народов Российской Федерации.
К Правительству Дагестана и Народному Собранию РД
1. Выйти с законодательной инициативой в Государственную Думы РФ с проектом Федерального закона "Об особом статусе Республики Дагестана".
2. Принять Постановление Правительства РД "Об утверждении Перечня территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Дагестана" в части регулирования хозяйственной деятельности и землепользования в целях обеспечения традиционного образа жизни КМНД.
К коренным малочисленным народам Дагестана с просьбой:
Поддержать требования и предложения Чрезвычайного Съезда коренных малочисленных народов Дагестана по защите прав коренных малочисленных народов Дагестана на осуществление традиционного образа жизни и осуществление традиционной хозяйственной деятельности, так как инициативы властей России и Дагестана, а также их законодательных органов несут угрозу реализации права на осуществление традиционного и устойчивого развития коренных малочисленных народов Дагестана, проживающих на территории ВСЕЙ Российской Федерации.
К всероссийским политическим партиям:
Указать представителям законодательных органов России и Дагестана, секретарям региональных отделений партий в Дагестане на недопустимость законодательных инициатив, направленных на ухудшение положения коренных малочисленных народов Дагестана.
Рассмотреть вопрос о включении представителей общин коренных малочисленных народов Дагестана, как единственных традиционных органов гражданского общества, в партийные списки на выборах всех уровней в регионах проживания коренных малочисленных народов Дагестана для учета их мнения в принятии решений органами государственной власти, в том числе в области законодательства.
К межрегиональным профессиональным союзам:
Оказать помощь в защите прав коренных малочисленных народов Дагестана, занятых в отраслях хозяйственной деятельности, в том числе в традиционных.
К Общественной Палате Российской Федерации:
1. Оказать содействие в решении проблем, поставленных 1-й Чрезвычайным съездом коренных малочисленных народов Дагестана.
2. Оказать содействие в проведении акций, направленных на защиту прав коренных малочисленных народов Дагестана
Ассимиляционно-дискриминационная, сегрегационная политика эко- и этно-геноцида властей РФ и РД наглядно выражена в их отношениях к коренным народам Кавказа, Дагестана. «Дагестан в качестве многонациональной республики нигде и никем, в том числе и в Центре, не признан. И если не считать того, что в списке народов, названия которых разрешено зафиксировать во Всеобщей переписи населения имеются и тринадцать »титульных» дагестанских народов, ни один народ Дагестана не признан: а) ни как окончательно сложившаяся самостоятельная этнокультурная единица- в понятиях, терминах философии; б) ни как политически самостоятельная правосубъектная единица»- резюмировал председатель Совета национальностей Верховного Совета РФ Рамазан Абдулатипов по вопросу национальной специфики РД и ее народов в процессе подписания Федеративного Договора.
Руководство России игнорирует права коренных малочисленных народов Северного Кавказа, отчитываясь перед комитетом ООН по коренным народам озвучено; «Вопросы защиты прав коренных народов рассматривается Правительством РФ в числе приоритетных. В РФ к коренным малочисленным народам относятся 45 этносов, общей численностью около 280 000 человек, В составе этой группы народов выделяются 40 коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ общей численностью 244 000 человек. Коренные малочисленные народы компактно проживают более чем в 30 субъектах РФ».
5 коренных малочисленных народов численностью 36 тысяч человек, думаю, не могут быть 30 коренными малочисленными народами Дагестана.
Для позитивного решения воспитательной работы с молодежью региона необходимо:
Возродить традиционную общественно- политическую структуру коренных народов в виде джамаатов (вольных обществ), которые являлись высшей формой построения гражданского общества.
Легитимизировать исторические джамаатские суды «Маслаат» функционирующие в регионе. Можно применить аналог существующего ФЗ РФ о посреднических медиационных, либо третейских судах.
•призываем студентов российских вузов пресекать зарождающиеся случаи непонимания, взаимных обид и потенциальных конфликтов на национальной основе в студенческой среде;
Студент должен быть человеком ищущим знания, однако при отсутствии должного общего школьного образования, при искаженных идеологических ценностях неоколониального глобалистического мира, предъявлять требования к студенту по профилактике правонарушений и преступлений- некорректно.
•заявляем о готовности использовать потенциал методов народной дипломатии и традиционных механизмов урегулирования конфликтов, принятых в кавказском обществе;
Для этой готовности необходимо дать своим коренным народам механизмы:
•обращаемся ко веем российским средствам массовой информации с просьбой придерживаться канонов журналистской этики, осторожно относиться к обсуждению спорных вопросов историк, всячески избегать постоянного акцентирования внимания аудитории на национальности и вероисповедании преступников и провокаторов во избежание провоцирования межнациональной и религиозной розни.
Мы призываем всех людей доброй вопи поддержать настоящий Меморандум о совместном противодействии насилию, экстремизму, межнациональной розни и поддержке миротворческого процесса.
Готовы поддержать меморандум если будут позитивные действия по гарантированию прав коренных малочисленных народов региона:
1. Правительство РФ признает дискриминацию коренных народов региона, представит объективную информацию ООН ЕС и их комитеты.
2. Серьезной обеспокоенность отмечается противоправная милитаризация территории традиционного проживания коренных малочисленных народов региона, самовольный захват и самовольное строительство сотен военных городков, без осознанного согласия народов.
3. Особенную обеспокоенность вызывает ботлихский конфликт, что жертвами которого являются наиболее уязвимые и маргинализированные группы населения, крестьяне представители коренных малочисленных- ботлихского и цезского народов, которые в связи с изъятием их земель вынуждаются покинуть районы своего проживания в результате насилия.. В частности с обеспокоенностью отмечаем негативные последствия военных действий Минобороны России, приведшие к гибели традиционной хозяйственной деятельности коренных народов региолна- садоводства, пострадавших в результате химической обработки «зеленка» лесов в ходе военных действий в Чеченской Республике.
Традиционно принадлежащие коренным народам территории без согласования частично отчуждаются и оккупируются Министерством обороны Российской Федерации культуре и равновесию экосистемы.
4. Глубокую обеспокоенность вызывает стремительный ростом уровня безработицы на территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов. Особенную озабочены тем, что от безработицы страдают главным образом молодежь и женщины.
5. Сегрегационная политика государства в отношении представителей коренных малочисленных народов выражается, также в том, что молодежи отказывают в принятии на контрактной основе на службу в военных городках, незаконно возведенных в регионе. Такова имперская установка, действующая в отношении коренного населения региона.
6. Обеспокоены тем, что размер пенсий и пособий, на которые, в дополнение к натуральному сельскому хозяйству, существует коренное население без заработной платы, явно, недостаточен, чтобы обеспечить надлежащий уровень жизни трудящимся и их семьям.
7. Отмечаем, что Конституции Российской Федерации и Республики Дагестан гарантирует бесплатное образование в государственных школах, однако в связи с дискриминационно- сегрегационной политикой государства представители 13 коренных малочисленных андо-дидойских народов лишены возможности получения бесплатного начального образования на родных языках, отсутствуют необходимые для этого программы, учебники, буквари, словари, не утверждены алфавиты этих народов.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ
1. Общественность настоятельно рекомендует, чтобы обязательства Правительства Российской Федерации по рекомендациям в отношении шести мандатных областей работы Постоянного форума Организации Объединенных Наций по вопросам коренных народов и достижения целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия учитывались во всех аспектах проводимых им переговоров с международными финансовыми учреждениями в интересах обеспечения того, чтобы экономические, социальные и культурные права, в частности наиболее уязвимых и маргинализированных групп населения коренных малочисленных народов, не ущемлялись.
2. Рекомендовать государству-участнику осуществлять поиск надлежащих средств для сокращения крайнего социального неравенства и активизировать свои усилия, направленные на прекращение военных конфликтов, по проблемам противоправной милитаризации территорий традиционного природопользования 13 коренных малочисленных андо-дидойских народов посредством политических переговоров, что является единственным способом эффективного обеспечения экономических, социальных и культурных прав всех граждан.
3. Просить государство-участник представить в очередном периодическом докладе информацию о выполнении мероприятий по представленному нами в параллельном отчете заключительных замечаний, и принятым по ним рекомендаций принятых Постоянным форумом Организации Объединенных Наций по вопросам коренных народов и достижения целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия.
4. Настоятельно призывать власти Российской Федерации и Республики Дагестан принять эффективные меры для предотвращения перемещения людей, представителей коренных малочисленных ботлихского и цезсского народов, проводимого в связи милитаризацией территорий их традиционного природопользования, самовольным захватом и строительством военных городков, установлением запретных зон и запретных районов. Провести мероприятия по вынесению в этой связи Конституционным судом постановлений о признании принятых нормативно-правовых актов в этой части незаконными и разработать комплексную государственную политику с уделением приоритетного внимания этой проблеме.
5. Настоятельно призываем власти РФ и РД обеспечить, чтобы коренные народы принимали участие в принятии затрагивающих их жизнь решений. Проводить предварительные консультации с коренными народами и получить их согласие до начала осуществления проектов освоения территорий и недр земли и проведения любой затрагивающей их государственной политики, как это предусматривается Конвенцией МОТ № 169 и Декларацией ООН о коренных народах.
6. Настоятельно призывает власти Российской Федерации и Республики Дагестан принять необходимые законодательные и финансовые меры для учреждения Консультативного управления по правам коренных малочисленных народов Дагестана при Президентах Российской Федерации и Республики Дагестан, обеспечения их независимости, с тем чтобы позволить им эффективно решать существующие в регионе серьезные проблемы.
7. Настоятельно призываем власти Российской Федерации и Республики Дагестан принять меры для снижения высокого уровня безработицы и решить, в частности, проблему безработицы среди молодежи и женщин.
8. Призывает власти Российской Федерации и Республики Дагестан обеспечить, чтобы минимальная заработная плата позволяла трудящимся иметь надлежащий уровень жизни для самих себя и своих семей, также придерживаться принципа равной платы за труд равной ценности.
9. Настоятельно призываем власти Российской Федерации рассмотреть вопрос о ратификации Конвенции МОТ № 169, Декларации ООН о правах коренных народов и принять меры для существенного расширения охвата системы социального обеспечения.
10. Настоятельно призываем власти Российской Федерации и Республики Дагестан принять необходимые меры для проведения подлинной аграрной реформы.
11. Просить власти Российской Федерации представить в его следующем периодическом отчете (докладе, информации) подробную информацию, основанную на сопоставимых данных, относительно проблемы 13 коренных малочисленных андо-дидойских народов Дагестана, а также о законодательных и иных мерах, включая пересмотр действующего сегрегационного законодательства, принимаемых с целью защиты военно- религиозного сословия- казачества.
12. Рекомендуем провести эффективную кампанию для решения проблемы повышения качества образования 13 коренных малочисленных андо-дидойских народов Дагестана и его доступности, в частности бесплатного и обязательного образования.
13. Обеспечить широкое распространение настоящих заключительных замечаний среди всех слоев общества, в частности среди государственных служащих и судей, и сообщить Постоянному форуму Организации Объединенных Наций по вопросам коренных народов о всех мерах, которые были приняты в этой связи. Он также настоятельно призывает государство при подготовке его периодического отчета(доклада, информации) провести консультации с неправительственными организациями и другими членами гражданского общества.
14. Направить миссию в Республику Дагестан Российской Федерации в целях оказания государству-участнику помощи в выполнении его обязательств и рекомендаций Постоянного форума Организации Объединенных Наций по вопросам коренных народов и достижения целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия в свете настоящих заключительных замечаний.
15. Законодательным органам РФ и РД для решения проблем и достижения стабильности в обществе в регионе необходимо срочно привести законодательство по обеспечению и защите прав коренных малочисленных народов Дагестана в соответствие с требованиями международного законодательства. Для этого необходимо, по аналогии с другими коренными малочисленными народами РФ, а также казачеством, по каждому народу Дагестана, отдельно, принять соответствующие законы и подзаконные нормативных документов, как федеральных, так и по Республике Дагестан, в том числе:
«О введении в Единый перечень коренных малочисленных народов РФ всех коренных народов Дагестана»;
«О гарантиях прав коренных малочисленных народов Дагестана»
«О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Дагестана;
«О языках народов Дагестана»;
«О национально территориальных образованиях коренных малочисленных народов Дагестана»;
«О реабилитации репрессированных, депортированных коренных малочисленных народов Дагестана»;
«О порядке привлечения членов джамаатов (общин) коренных малочисленных народов Дагестана к государственной и иной службе»;
«Об экономических и иных льготах, предоставляемых джамаатам (общинам) коренных малочисленных народов Дагестана и их членам, взявшим на себя обязательства по несению государственной и иной службе»;
«О размерах безвозмездной финансовой помощи на строительство (покупку) индивидуальных жилых домов и выплат на первоначальное обзаведение хозяйством членам джаматов (общин) коренных малочисленных народов Дагестана»;
«Об утверждении Уставов джамаатов (общин) коренных малочисленных народов Дагестана»;
«О реформировании военных структур, пограничных и внутренних войск на территории Северо-Кавказского региона РФ и государственной поддержке коренных малочисленных народов Дагестана;
«О возрождении и развитии коренных малочисленных народов Дагестана»;
«О Федеральной целевой программе государственной поддержки джамаатов (общин) коренных малочисленных народов Дагестана»;
«О неотложных мерах по защите мест проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Дагестана»;
«О роли и месте кадетских школ, кадетских школ-интернатов в современной системе образования коренных малочисленных народов Дагестана»;
«О холодном клинковом оружии и согласовании эскизов холодного клинкового оружия и клейм джамаатов (общин) коренных малочисленных народов Дагестана»;
«О джамаатах (общинах) коренных малочисленных народов Дагестана, производящих сельхозпродукцию для госнужд»;
«О взаимодействии таможенных органов с джамаатами (общинами) коренных малочисленных народов Дагестана»;
«О финансовой помощи членам джамаатов (общин) коренных малочисленных народов Дагестана»;
«Типовой договор о несении государственной и иной службы членами джамаатов (общин) коренных малочисленных народов Дагестана»;
«О льготах джамаатов (общин) коренных малочисленных народов Дагестана состоящим на государственной службе»;
«О привлечении членов джамаатов (общин) коренных малочисленных народов Дагестана к государственной и иной службе»;
«О реализации Закона о реабилитации репрессированных народов в отношении коренных малочисленных народов Дагестана»;
«О порядке предоставления земельных наделов джамаатам (общинам) коренных малочисленных народов Дагестана»;
«Об основах государственного регулирования, социально- экономического развития джамаатов (общин) коренных малочисленных народов Дагестана»;
«Об общих принципах организации джамаатов (общин) коренных малочисленных народов Дагестана";
«О льготах по подоходному налогу с доходов, получаемых членами джамаатов (общин) коренных малочисленных народов Дагестана»;
«О порядке уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды джамаатов (общин) коренных малочисленных народов Дагестана»;
«Вопросы деятельности Фонда выживания, развития экономики и культуры коренных малочисленных народов Дагестана»;
«О Государственной программе развития экономики и культуры коренных малочисленных народов Дагестана»;
«О реформировании системы государственной поддержки территорий проживания коренных малочисленных народов Дагестана»;
«Об упорядочении пользования земельными участками, занятыми под родовые, общинные и семейные угодья коренных малочисленных народов Дагестана»;
«О молодежи коренных малочисленных народов Дагестана»;
«Об альтернативной гражданской службе коренных малочисленных народов РД».
Будем надеется на лучшее. Народ Дагестана способен творить чудеса если власти с ним считаются. Но я бы хотел пожелать новой власти вообще перестать пользоваться термином народ, а говорить о конкретных людях. Любое действие,будь то плохое или хорощее должно иметь конкретное лицо и конкретное имя.
Мнение администрации сайта может не совпадать с точкой зрения авторов статей ! При использовании материалов сайта, активная гиперссылка на сайт Maarulal.Ru обязательна! При использовании материалов сайта в печатных СМИ, на ТВ, Радио - упоминание сайта обязательно! Так же обязательно, при использовании материалов сайта указывать авторов материалов.